Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социального контроля девиантного поведения

Многие примитивные, или традиционные, О успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и. следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы

формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

Эффективность и своевременность применения социального Конт-роля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

 

40. Социальная аномия как фактор роста девиантного поведения

АНОМИЯ (от франц. апогше отсутствие закона, организации) - социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом О, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от О, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном. С ее помощью он обозначал состояние О, характеризующееся «социальной дезорганизацией», когда культурные ценности, нормы и соцсвязи отсутствуют, ослаблены или противоречат друг другу, когда отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Аномия - состояние О, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обя­зывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Проблема аномии порождается переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции ее контрактно-экономических отношений. Мертон считает, что аномия - результат конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы О, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения. Она может оказывать стимулирующее воздействие, явиться катализатором для усиления девиантного поведения. При аномии провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы

 

41. Социальные функции семьи

Функции семьи: 1. Функция сексуального регулирования. С - главный социнститут, через который О упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое О имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. При этом наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной 2. Репродуктивная функция. С - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов О. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации 3. Функция социализации. Центральное место в этом процессе занимает С. В ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, она является первичной группой. Главным способом социализации -копирование детьми моделей поведения взрослых членов С. 4. Функция эмоционального удовлетворения. Благодаря своей структуре и качествам, С служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С 5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в С, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его С. Это национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определенному соцслою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни 6. Защитная функция. Институт С осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов 7. Экономическая функция. Ведение членами С общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких эконсвязей между ними - С представляет собой самую крепкую экономическую ячейку О. Семья как социальный институт -Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи(С) как социнститута, основанного на браке, выполняющего определенные функции. Так как С социнститут, то и круг главных проблем сосредоточен на исследовании характера выполнения С основных функций, образа жизни различных типов семьи, причин и последствий разводов и т.д. В любом обществе(О) С имеет двойственный характер: с одной стороны, это социнстнтут, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экон, полит, религиозных отношений и одновременно -относительная самостоятельность. С институтом С тесно связан институт брака. С признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых нз поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в С человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.В большинстве примитивных О семья - это единственный реально функционирующий институт. С являлась единственным и достаточным институтом для распределения эконпродуктов для примитивных охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института С. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации.Возникающие эконинституты осуществляют функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций. В примитивных О порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет - это С: ее члены являются авторитетом по отношению к другим членам. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в ([юрмальной политорганнзации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных О только наличие политорганизации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные полит, или военные действия. Социальная сущность семьи и бракаОсновные соцфункщш С: 1. Ф)>нкция социализации. Центральное место в этом процессе занимает С. В ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, она является первичной группой. Главным способом социализации - копирование детьми моделей поведения взрослых членов С. 2. Функция эмоционального удовлетворения. Благодаря своей структуре и качествам, С служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С 3. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в С, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его С. Это национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определенному соцслою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни 4. Защитная функция. Институт С осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов 5. Экономическая функция. Ведение членами С общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких эконсвязей между ними - С представляет собой самую крепкую экономическую ячейку О 6. Рекреационная материальные и моральные условия отдыха.С точки зрения функционирования С как системы в социологии рассматриваются такие проблемы: 1. несоответствие функционирования С общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.) 2. противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными; низкая сплоченность группы 3. падение престижа традиционного брака. С пргонается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в С человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

42. Проблемы современной семьи

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения и до распада или развития. Институт С как и преобладающий тип С изменяется с развитием О. Исторически некоторые функции отмирают, другие -усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной С к эгалитарной. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других -дисфункцией, ее результат - возникновение новых типов С. Это привело к массовому появлению нетипичных С. Новые типы С приходят на смену расширенной и даже нуклеарной С. Для современного мира типично: 1. неполная С или с 1 ребенком 2. С не регистрирующая брак 3. одиночки отказывающиеся от любой формы С 4. пробный брак 5. нетипичные типы 6. параллельное проживание 2 или более С. Немодальные или нетрадиционные типы С к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся: 1. изменение эконситуации в мире, что привело: 1. к эконсостоятельностн женщин 2. к

обеспеченной старости 3. к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины, пожилых родителей от детей и повлияло на размеры и типы семьи 2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

В современном О наблюдается процесс ослабления С как социнститута, изменение ее соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, эконсамостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака, так и при его расторжении, повышают уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не илг/ществ. С одной стороны, это увеличивает «удельный вес» шансов на психологическую гармонию, а, с другой - на психологические конфликты в семейно-брачных отношениях. Увеличение числа разводов - явление повсеместное. С точки зрения функционирования С как системы в социологии рассматриваются такие проблемы: 1. несоответствие функционирования С общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.) 2. противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными; низкая сплоченность группы 3. падение престижа традиционного брака.

 

 

43. Типология семи

Супружеская или нуклеарная С - ее основу составляет пара люден, связанных брачными отношениями. Родственная С - основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Она представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Важнейшие соцфункции выполняются нуклеарной С. Основа нуклеарнрй С -супружеская пара, основа родственной - братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. При этом человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той С, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Здесь ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов С. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями - у него появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. В реальной жизни родственная С далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары. Современное О характерно ослаблением многих родственных связей и преобладанием нуклеарной семьи над родственной. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными (власть мужчин над др. членами С). Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы

встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развнтых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

Брак - социально одобренные образцы поведения, с помощью которых 2 или более людей составляют семью, а его заключение предполагает не только воспроизводство и восшгтание детей, но и множество других прав и обязанностей. Каждое О ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы - экзогамия (во избежания кровосмешения). Но возможна и противоположная ситуация - эндогамия - когда выбор партнера возможен лишь в пределах своей группы (расовая, сословная). Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако существует и полигамия - брак при наличии более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны 3 формы полигамии: 1. Групповой брак - несколько мужчин и женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях 2. Полиандрия - женщина имеет несколько мужей 3. Полигиния или многоженство.

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо родственных отношений между ее членами, также и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.

Структура, типы и формы семьи зависят от многих факторов экономического, социального, культурного характера.

В зависимости от формы брака выделяют моногамию и полигамию,

которая в свою очередь, существует в форме полигинеи (брак между одним мужчиной и несколькими женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

Кроме того различают браки эндогамные (заключаются в рамках собственной, но более широкой общности) и экзогамные (в силу необходимости должны заключаться с партнером, принадлежащим к другим группам).

В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной является простая, или нуклеарная семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей уже состоят в браке, то образуется другой ее тип: расширенная или сложная семья. Она включает три и больше поколения или две и больше нуклеарные семьи, живущие вместе и связанные общим хозяйством. В зависимости от наличия обоих супругов выделяют полную семью (оба супруга) и неполную, где один из супругов отсутствует.

С точки зрения иерархии престижа и власти различают патриархальную и матриархальную семью. В современных условиях преобладает эгалитарная семья. У социологов используется для обозначения таких семей термин биархатная семья, т.е. равноправная.

В связи с этим нужно упомянуть деление на семьи авторитарные, которые характеризуются жестким подчинением жены мужу, а детей – родителям, и демократическую. Последняя основана на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей.

Нужно отметить, что отечественные социологи и психологи разработали и другой подход к типологии семьи, где классификация строится по таким основаниям:

1. Семья как социально – классовая ячейка: семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства (фермера, арендатора, кооператора), представителей интеллектуального труда и др.

2. Семья в соответствии с типом поселения (городская, сельская).

3. Семья по национальному признаку: однонациональная, межнациональная.

4. Семья в зависимости от возраста, продолжительности (молодежная семья, семья, которая ждет ребенка, семья среднего брачного возраста, семья пожилого брачного возраста).

5. Семья в соответствии с количеством членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и др.).

 

 

45. Социология молодежи

Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. При изучении молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентацией, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением.

Девиация в молодежной среде

Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Социологические исследования показывают, что установки и ориентации в молодежных микрогруппах (без индивидуального осознания) часто становятся мотивами девиантного поведения, в част-

ности, у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в кражах, изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связана с ориентацией на «групповые» нормы поведения.

Часто причиной девиантного поведения, в частности, суицида является безответная любовь, пьянства - пример друзей или родствеников. Именно в этом возрасте формируется личность человека и все внимание близких, так называемых, малых групп должно быть направлено на контроль и наставничество молодежи.

47. Особенности молодежной субкультуры

Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. При изучении молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентацией, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Социологические исследования показывают, что установки и ориентации в молодежных микрогруппах (без индивидуального осознания) часто становятся мотивами девиантного поведения, в част­ности, у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в кражах, изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связана с ориентацией на «групповые» нормы поведения.

 

 

48. Сущность и причины социальных конфликтов

Соцнеоднородность О, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к К -неотъемлемой части общественной жизни. К всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных соцгрупп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную.

Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис О. Проявлением кризиса О служит резкий подъем соцнапряженности, которая нередко перерастает в К - столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Теорий соцконфликта(К) множество, существует даже наука - конфликтология. Первый родоначальник теории К - Маркс. Он считал, что единственным двигателем общественного прогресса является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны - завершением данного этапа конфликта. Зиммель ввел в науку понятие «соц. конфликта». Суть его концепции: К имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человека и К корениться в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку - любовь и ненависть. Он считал, что это родовое начало, а К -столкновение противоположностей свойственным всем формам жизни и обществу в том числе. В обществе (О) постоянно действуют такие начала, как стремление или движение к ассоциации или диссоциации. Ассоциация -объединение, сплочение. Диссоциация - разъединение на личности, уровни. То есть К не обязательно разрушитель системы, при определенных условиях он способствует ее сохранению через разрушение вредной стороны этой системы. Дарендорф - суть К заключается в том, что у одних групп в О власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода: 1. обострение борьбы, конфликта 2. преодоление К. Для его преодолен™ люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть. По Козеру, суть К заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в О, и это чувство неудовлетворенности заставляет (|юрлгулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Он говорил, что в закрытом О нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части О - жестокая война частей О. В открытых О этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.013 с.)