Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛК.3. Теоретико-методологические основы социальной работы с пожилыми людьмиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов семьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей: 1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей; 2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей; 3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются; 4) восприятие социального работника как объекта, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние. Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжелательного отношения, подозрительности, недовольства оказываемыми услугами. Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми сегодня формулируются следующим образом: - оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; - помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия; - защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; - способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; - использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей. Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиентов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным. Какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми? Исследования показывают, что наиболее значимыми являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на три группы: - личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность; - навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям; - отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе. Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются: - личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость; - навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость; - отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство. В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать. Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника. Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие к нему старого человека, принятие советов. Все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы. Социальная работа в ее современном понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самообладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д. Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собственными проблемами. В общении со старыми людьми немаловажен и такой фактор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способствуют налаживанию контактов. Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречивость также вызывают настороженность старого человека по отношению к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |