Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛК.3. Теоретико-методологические основы социальной работы с пожилыми людьмиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов семьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей: 1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей; 2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей; 3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются; 4) восприятие социального работника как объекта, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние. Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжелательного отношения, подозрительности, недовольства оказываемыми услугами. Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми сегодня формулируются следующим образом: - оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; - помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия; - защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; - способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; - использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей. Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиентов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным. Какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми? Исследования показывают, что наиболее значимыми являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на три группы: - личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность; - навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям; - отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе. Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются: - личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость; - навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость; - отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство. В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать. Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника. Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие к нему старого человека, принятие советов. Все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы. Социальная работа в ее современном понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самообладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д. Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собственными проблемами. В общении со старыми людьми немаловажен и такой фактор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способствуют налаживанию контактов. Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречивость также вызывают настороженность старого человека по отношению к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.009 с.) |