ТОП 10:

Социальная сфера жизни общества. Социальная политика



Социальная сфера -- совокупность социаль-ной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

* Социальная связь -- факты, обусловливаю-щие совместную деятельность в определен-ных условиях.

* Социальное взаимодействие -- взаимодей-ствие людей в процессе общения.

* Социальные отношения -- установление свя-зи между людьми, социальными группами.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот-ношений -- первичной и вторичной, по спосо-бу организации -- формальной и неформаль-ной, по количеству ценностей -- односторонней и многосторонней.

Социальные нормы -- общие правила ре-гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) -- историчес-ки сложившиеся образцы и правила пове-дения;

- правовые нормы -- нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет-ко описаны границы поведения и наказа-ния;

- моральные нормы -- духовно-нравственные ценности;

- политические нормы -- нормы, регулиру-ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы -- нормы морали, под-держиваемые сознанием верующих и ре-лигиозной верой;

- эстетические нормы -- представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета -- образцы правильного поведения и общения;

Социальная политика - Под социальной политикой понимают часть внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и реальных условиях жизнедеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Государство, в котором социально ориентированная политика является основным направлением деятельности, называют социальным государством.

Субъекты социальной политики:

- государство

- гражданское общество

Проводимая в настоящее время в Российской Федерации социальная политика ориентирована на самые различные социальные группы и включает в себя:

1) борьбу с безработицей, содержанием которой является не создание препятствий процессу высвобождения излишней рабочей силы в пределах социально приемлемых масштабов безработицы, а достижение максимальной эффективности работы системы социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан в случае потери ими работы;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда, приближение его к размеру прожиточного минимума в стране;

3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;

4) бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В российском законодательстве предусмотрена совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно_гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активности, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья;

5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Другими приоритетами социальной политики РФ являются:

а) охрана труда и здоровья людей;

6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Анализ состояния жизни российского общества показывает, что сегодня положения ст. 7 Конституции РФ в большей степени являются программной установкой, чем реальностью. В современной России отсутствуют экономические предпосылки формирования социального государства, не созданы Условия, позволяющие осуществлять перераспределение доходов внутри общества. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации экономическая ситуация требует повышения эффективности социальной политики, новых путей ее проведения в жизнь, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стимулирующих высокоэффективный труд и личную ответственность граждан за свое материальное благополучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание российским гражданам достойных условий жизни -- долговременный процесс. Появление настоящего социального государства в Российской Федерации станет возможным лишь в условиях полного оздоровления экономики страны.

В Конституции РФ указано: «Российская Фе-дерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес-печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

2.Рынок труда. Безработица.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами

Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

Последствия безработицы: Снижение доходов ,Проблемы с психическим здоровьем,-Потеря квалификации,-Экономические последствия (потеря ВВП),-Ухудшение криминогенной ситуации

Выделяют следующие виды безработицы:

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

 

Билет № 13

1. Социальные группы и общности.

 

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.

Реальные

Массовые (агрегаты)

Групповые

Малая социальная группа

Большая социальная группа

Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности - большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

· этнические общности (расы, нации, народности, племена),

· социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

· социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

· социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Социальная группа -- это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Группы могут быть первичными и вторичными:

Первичные группы -- каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа-ния). Здесь обычно формируется личность, каж-дый находит интимную среду, симпатии и воз-можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы -- социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер -- бригада, тренер -- команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Социальная структура общества - совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основные элементы социальной структуры общества:

* Классы (рабочие, служащие, интеллигенция);

* Жители города и деревни;

* Представители умственного и физического труда;

* Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);

* Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

* Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур:

* Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы);

* Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы);

* Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники, банкиры, духовенство);

* Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы).

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Этническая группа -- группа людей, имею-щих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частич-ное общее происхождение и которые сами осо-знают свою причастность к общей группе. Осво-енные и воспринятые этнические различия -- язык, культура, религия, а расовые черты пере-даются по наследству.

Как правило, в современных государствах жи-вут многочисленные этнические группы. Характерная черта этнической группы -- ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Таким образом, этническую общность можно охарак-теризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, общее происхождение и осозна-ющих свою причастность к единой группе.

Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества -- племена, народности и нации. Племена считаются исторически пер-вым этническим объединением. С возникнове-нием государств племена стали превращаться в народности -- более крупные общности с един-ством языка, территории, экономическими и культурными связями. Под нациями понимает-ся устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культу-ры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при возникнове-нии наций являются налаженные отношения -- экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.

 

2.Правоохранительные органы РФ.

Правоохранительные органы — государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

органы судебной власти;

прокуратура;

органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции.

Возглавляет их Верховный Суд РФ.

Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.

Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

совершенствование нормативно-правового регулирования;

защита прав и свобод граждан;

предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

государственный контроль за оборотом оружия;

осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:

Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба исполнения наказаний

 

 

Билет № 14







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.012 с.)