ТОП 10:

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование



Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

Источниками трудового права являются:

1) Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные трудовые права граждан и гарантии их реализации;

2) федеральные законы, важнейшим из которых является Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г.;

3) законы субъектов Российской Федерации;

4) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития и др.);

5) договорные акты (генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения, заключаемые представителями работников и работодателей при участии (в некоторых случаях) компетентных государственных органов).

Предметом трудового права являются трудовые отношения. Они складываются на рынке труда между работником и работодателем. Включенный в состав трудового коллектива организации работник обязуется выполнять определенного рода работу с подчинением установленному внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обеспечивает его работой в соответствии со специальностью, квалификацией, должностью работника, оплачивает его труд и создает благоприятные для здоровья условия. Таким образом, субъектами трудовых правоотношений выступают работники (физические лица, желающие реализовать свои трудовые права и поступить на работу) и работодатели (организации и индивидуальные предприниматели).

Основанием возникновения и существования во времени трудового правоотношения является трудовой договор (контракт).

Трудовой договор -- это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативно_правовыми актами о труде, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

 

 

Билет № 19

1. Формы государства. Федерация, её субъекты.

Федерация, ее субъекты

Федерация - это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованьях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности - субъектах федерации.

Специфические признаками федеративного государства:

территория состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении государственных вопросов;

существование двух систем государственных органов: федеральной и субъекта федерации;

существование двух систем права, но законы субъекта не должны противоречить федеральным;

возможно существование двух гражданств (федерации и субъекта);

не допускается выход субъекта федерации из состава федерации;

организация государственной власти и система органов в ней определяются федеральными законами на федеральном уровне функционируют общие властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным система органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии конституцией федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти;

функционирование органов государственной власти федерации и ее субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями;

субъекты федерации обязательно представлены в федеральных органах государственной власти

Россия -- суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

1. Государственная целостность. Это означает, что РФ -- целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.Конституция РФ определяет: а) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочены решать только федеральные органы государственной власти;

б) предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

в) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

4. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально _ территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

а) в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;

б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;

в) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;

г) в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно _ территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Россия объединяет 89 субъектов. Особенностью нашей Федерации является то, что в нее входят субъекты шести различных видов: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов и 49 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов.

2. Право на образование: содержание, гарантии

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов,если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этогообразования (ч. 4 ст. 43).

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеоб-щей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаю-щийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определен-ного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Граждане России имеют право на получение ос-новного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможно-стей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес-сионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образованияпонимается совокупность:

сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-право-вых форм, типов и видов;

системы преемственных образовательных программ и государственных образователь-ных стандартов различного уровня и направленности;

системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурс-ной основе бесплатного профессиональногообразования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании). Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по-литики.

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

 

 

Билет № 20







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.28 (0.009 с.)