Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа как феномен современного мира

Поиск

Кафедра социальной работы

 

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам

 

 

Утверждена на заседании кафедры

от «» декабря 2008 года

Протокол №

 

 

СМОЛЕНСК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Итоговая государственная аттестация выпускников является заключительной формой аттестации студентов, завершающей образовательную программу высшего профессионального образования в области социальной работы. Итоговая государственная аттестация должна проводиться в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению и специальности “социальная работа”.

Наряду с выпускной квалификационной работой итоговая государственная аттестация включает государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, позволяющий выявить знания выпускника и навыки анализа и организации деятельности, определить уровень подготовки выпускника к решению общих и частных профессиональных практических и теоретических задач в области социальной работы

Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Проблемы, выносимые на междисциплинарный экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные (теоретические, управленческие, правовые, экономические, этические, исторические и пр.) аспекты практики социальной работы. Раскрытие данных проблем в ходе ответа позволит:

- во-первых, выявить степень полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, правовое обеспечение, менеджмент, гендерологию, феминологию, основы прогнозирования и проектирования и т.п.);

- во-вторых, определить изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т.п.;

- в-третьих, овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т.д.

Программа междисциплинарного комплексного экзамена составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Социальная работа как феномен современного мира

Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной действительности.

Место и роль социальной работы в жизнедеятельности современного общества. Основные современные государственные концепции и модели социальной работы. Международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

Содержание социальной политики, её функции и цели

Субъекты социальной политики. Первичные и вторичные субъекты социальной политики. Государство как главный субъект социальной политики. Государственная социальная политика. Основные функции социальной политики.

Цель социальной политики – социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социального равенства, социальной защищённости людей.

 

Государственная социальная политика, основные виды деятельности по реализации социальной политики государства

Роль государства и государственности в социальной политике. Демократическое государство как гарант регулярного протекания социальной политики. Необходимые и достаточные гарантии цивилизованной социальной политики.

Социальные проблемы, решаемые государством: проблемы социальных перспектив и социальных целей, проблема социальных возможностей, проблема социальных рисков.

 

Исторические проблемы становления и развития

Социальной работы за рубежом

Проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества. Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме. Основные тенденции в развитии благотворительности в Европе в эпоху средневековья. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (с ХVΙ до середины ХVΙΙΙ века). Основные тенденции в развитии благотворительности в Западной Европе ХVΙΙΙ - ХХ вв. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом в современных условиях.

 

Исторические проблемы становления и развития

Социальной работы в России

Проблемы периодизации истории социальной работы в России как общественного института в разные периоды развития человечества. Архаический период благотворительности. Основные тенденции в развитии благотворительности в Древней Руси в эпоху средневековья. Развитие церковной и государственной социальной помощи в России в ХVΙ – ХVΙΙΙ веках. Основные тенденции в развитии благотворительности в России в ХΙХ в. Практика социальной работы в России в советский период. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России в современных условиях.

Проблемы научной идентификации социальной работы

Основные понятия, категории теории и практики социальной работы: «социальная защита», «социальная помощь», «социальная политика», «социальная реабилитация», «трудная жизненная ситуация». Объекты и субъекты социальной работы.

Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.

 

 

Сущность и классификация технологий социальной работы

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные закономерности технологии социальной работы.

Технологический инструментарий: понятие и содержание. Технологический процесс: его сущность, содержание и особенности.

Принципы и основания классификации технологий социальной работы. Характеристика основных типов социальных технологий.

 

Проблемы новаторства в технологии социальной работы

Традиции и новаторство в социальной работе. Нововведения как объективная потребность практики и основа социального прогресса. Разработка и внедрение в практику социальной работы научных достижений. Новаторство и инновации.

Инновационные технологии социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации сирот, адресной социальной поддержки малообеспеченных, опеки и попечительства безнадзорных детей, пожилых и др. Социальное планирование как инновационная технология. Технология социальной экспертизы.

 

Особенности применения технологий в социальной работе

Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии, социальной реабилитации и др. технологий в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений

В системе социальной работы

Специфика и структура профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Специалист социальной работы как субъект профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Этическое регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Восстановление социального функционирования как основная задача специалиста социальной работы.

 

Системы социальной работы

Документ как отражение управленческой деятельности. Структура документа, реквизиты. Виды бланков. Распорядительные, организационные и информационно-справочные документы, их виды и предназначение.

Организация работы с документами в учреждениях и службах системы социальной работы.

 

Планирование исследований в области социальной работы

Специфика предмета исследования в социальной работе, структура, парадигмы и стратегии исследований. Этические проблемы исследований в социальной работе. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.

Сущность научного исследования. Элементы научного исследования: объект, субъект, цель и задачи, средства, результат.

Разработка программы исследования, ее назначение и основные функции, основные части программы: методологическая и методическая.

Содержание и методика социально-медицинской работы с ВИЧ- инфицированными и больными СПИДом

Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Стадии ВИЧ- инфекции

Социально-медицинская работа с различными группами ВИЧ- инфицированных пациентов (с лицами из групп повышенного риска, с членами семьи клиента и его ближайшим окружением, с часто и тяжело болеющими лицами, с больными с выраженными социальными проблемами, с инвалидами).. Этапы работы с ВИЧ- инфицированными. Консультирование ВИЧ- инфицированных. Нормативно-правовые акты в области профилактики и лечения ВИЧ- инфекции.

 

Содержание и методика социально-медицинской работы в наркологии

Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Классификация и распространенность заболеваний, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Социально-медицинская работа с различными группами пациентов наркологического профиля (с лицами из групп повышенного риска, с членами семьи клиента и его ближайшим окружением, с часто и тяжело болеющими лицами, с больными с выраженными социальными проблемами, с инвалидами). Профилактические, лечебные, специализированные программы работы с наркологическими больными.

Нормативно-правовые аспекты в области профилактики и лечения наркологических больных. Социально-медицинская работа в наркологии в Смоленском регионе. Новые технологии социально-медицинской работы в наркологии.

 

Содержание и методика социально-медицинской работы в онкологии

Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Эпидемиология злокачественных новообразований. Современные методы диагностики и лечения злокачественных новообразований.

Социально-медицинская работа с различными группами пациентов онкологического профиля (с лицами из групп повышенного риска, с членами семьи клиента и его ближайшим окружением, с часто и тяжело болеющими лицами, с больными с выраженными социальными проблемами, с инвалидами). Особенности реабилитации в детской онкологии. Паллиативная помощь в хосписе.

Правовые аспекты социально-медицинской работы в онкологии. Зарубежный опыт социальной работы в онкологии. Социально-медицинская работа в онкологии в Смоленском регионе.

Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях планирования семьи.

Взаимосвязь и преемственность в деятельности учреждений государственной службы планирования семьи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Особенности медико-социальной работы в планировании семьи с различными возрастными категориями(лица, вступающие в репродуктивный период, лица активного репродуктивного возраста, лица позднего репродуктивного возраста).

Содержание и методика социально-медицинской работы в центрах планирования семьи, кабинетах и приемах по планированию семьи, медико-педагогических центрах, клиниках планирования семьи. Особенности профилактики искусственных абортов среди подростков, женщин в послеродовом периоде, в позднем репродуктивном возрасте. Консультирование различных групп населения по вопросам современных методов контрацепции. Вопросы полового воспитания и сексуального образования различных групп населения.

Содержание и методика социально-медицинской работы с ВИЧ- инфицированными и больными СПИДом.

47. Содержание и методика социально-медицинской работы в наркологии.

48. Содержание и методика социально-медицинской работы в онкологии.

49. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях планирования семьи.

50. Опыт организационно-административной работы в системе социальной защиты населения.

Кафедра социальной работы

 

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам

 

 

Утверждена на заседании кафедры

от «» декабря 2008 года

Протокол №

 

 

СМОЛЕНСК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Итоговая государственная аттестация выпускников является заключительной формой аттестации студентов, завершающей образовательную программу высшего профессионального образования в области социальной работы. Итоговая государственная аттестация должна проводиться в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению и специальности “социальная работа”.

Наряду с выпускной квалификационной работой итоговая государственная аттестация включает государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, позволяющий выявить знания выпускника и навыки анализа и организации деятельности, определить уровень подготовки выпускника к решению общих и частных профессиональных практических и теоретических задач в области социальной работы

Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Проблемы, выносимые на междисциплинарный экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные (теоретические, управленческие, правовые, экономические, этические, исторические и пр.) аспекты практики социальной работы. Раскрытие данных проблем в ходе ответа позволит:

- во-первых, выявить степень полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, правовое обеспечение, менеджмент, гендерологию, феминологию, основы прогнозирования и проектирования и т.п.);

- во-вторых, определить изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т.п.;

- в-третьих, овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т.д.

Программа междисциплинарного комплексного экзамена составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Социальная работа как феномен современного мира

Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной действительности.

Место и роль социальной работы в жизнедеятельности современного общества. Основные современные государственные концепции и модели социальной работы. Международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

Содержание социальной политики, её функции и цели

Субъекты социальной политики. Первичные и вторичные субъекты социальной политики. Государство как главный субъект социальной политики. Государственная социальная политика. Основные функции социальной политики.

Цель социальной политики – социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социального равенства, социальной защищённости людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.9 (0.01 с.)