Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
ЛК.5. Технологии социальной профилактики и социальной адаптации в работе с пожилыми людьми
Похожие статьи вашей тематики
Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологии.
Применительно к социальной работе термин "социальная адаптация" в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, впитывает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизациею индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера.
Социальную адаптацию определяют как процесс активного освоения личностью или группой нового для нее социальной среды.
Выделяют две формы социальной адаптации:
1) активная, когда сам человек пытается воздействовать на среду с целью его изменения и включение в эту измененную среду из-за изменения каких ценностей, форм взаимодействия и деятельности;
2) пассивная, когда субъект не стремится менять социальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.
Как процесс, социальная адаптация, включая четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:
- Начальная стадия - стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании пока не признает его ценностей и может даже что-то отвергать;
- Вторая ступень или стадия - это стадия терпимости, когда индивид и новую среду проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцов поведения друг друга;
- Третья стадия - аккомодация или признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;
- Четверга стадия - это ассимиляция, то есть полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
1) общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
2) социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и под.);
3) сам индивид (личностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации или дезадаптации личности
зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организована профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Процесс социальной адаптации включает в себя две характерные стороны: объективную и субъективную.
Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие ее место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающую социальную среду.
Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно связан с личными качествами, взглядами, убеждениями. Поэтому важным компонентом социальной адаптации является согласование целей, притязаний, ценностных ориентаций индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды, со способностью к их реализации в конкретной социальной ситуации.
Социальная адаптация является одной из важнейших сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среде в относительно короткий промежуток времени.
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.
Психологическая адаптация -усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды.
Социальная и психологическая адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
- Реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к нему через общение, поведение, деятельность;
- Усвоение норм, нравственных ценностей ближайшего положительного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
- Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с его стороны.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит превращение его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, которые помогают полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
Социальная самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.
Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:
- Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т. Д.;
- Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, беспокойство, сочувствие, осуждение, тревогу и т. Д.;
- Практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство.
В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующим социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.
В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и вне его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной адаптации:
Социально-медицинская, включающий в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
Социально-психологическая адаптация предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявление потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
Социально-педагогическая - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния "педагогической запущенности" (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключенных "заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определенная работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
Профессиональная и трудовая адаптация позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и наконец трудоустроить ее, приспособив режим и условия труда в новых потребностей и возможностей.
Социально-экологическая - направлена на восстановление у человека чувство социальной значимости внутри нового для нее социальной среды. Этот вид включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой она оказалась, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановления привычных моделей поведения и деятельности по организации собственного повседневной жизни.
Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнутьдезадаптация, следствием которой становятся перемещения субъекта в другое социальную среду, возможна текучесть кадров, миграция, развод, различные формы девиантного поведения - алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. Поэтому важным направлением современной социальной работы является реинтеграция, то есть предотвращения возможных социальных и других проблем [159].
Выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение проблемных ситуаций и жизненных трудностей, их предсказания. Речь идет о деятельности по социальной профилактики. Что же представляет собой эта часть профессиональной деятельности социальных работников, какое место она занимает в системе социальной поддержки и помощи, ее основополагающие характеристики?
Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижения желаемого результата.
Профилактические меры необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связана со столкновением различных точек зрения и разных интересов, расхождением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счет ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели соответствует принятым социальным нормам.
Кроме того, состояние ущемления и невозможности добиться желаемого может привести к серьезным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ей системы ценностей, снижение самооценки и т.п., так же негативно сказывается на процессе ее социального функционирования.
Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлена работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида, ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильной взаимодействия индивида и социума.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
- Системность, предусматривающий выявление комплекса причин социальной проблемы, создание максимального количества условий для урегулирования возникающих проблем и использования в профилактической работе всей совокупности доступных форм и методик работы;
- Превентивность, что означает предупредительный характер предпринимаемых действий;
- Оптимальность, которая предусматривает объективное выявление степени актуальности той или иной проблемы для клиента;
- Активизацию собственных сил человека, что означает субъектный характер участия клиента в профилактических мероприятиях.
Уровнями социальной профилактики являются:
1. общесоциальное уровень (общая профилактика). Предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики какой социальной проблемы, но объективно способствуют ее предупреждению или сокращению (повышение образовательного, культурного уровня личности, совершенствования воспитательной работы).
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция профессиональной.
Специальные мероприятия - это мероприятия, направленные на решение определенной задачи, например профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
В качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.
В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:
- Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, тяжело или хронически больные, люди, которые получили серьезные ранения или травмы)
- Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые)
- Группа "социального риска", то есть люди, чье социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности, и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способны в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального состояния, биологической смерти;
- Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы)
- Лица, которые находятся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключенные).
- Сложившиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).
Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд ее основных стадий:
1. Стадия предупреждения, основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ей избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности самого человека и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребенка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования в ней в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2. Стадия предотвращения, направленная на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, угрожающей осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребенка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания ее в дорожно-транспортное происшествие.
3. Стадия наказание - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, нравственных, педагогических, административных и других санкций, наказывают за совершение определенных действий или не допускают их повторения.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения.
С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. Например, эффективная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе.
С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведения постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предсказания возможностей появления некоторых проблем в будущем.
Согласно выводам ряда исследователей, по мере совершенствования общества и системы социальной защиты и поддержки населения, в ней будет расти удельный вес именно социально-профилактической деятельности.
|
|