Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов.
Введение.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%. Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может. Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы перевести общегуманитарные и теоретические рассуждения в экономические категории. В настоящем работе предпринята попытка системного междисциплинарного анализа проблемы инвалидности и инвалидов. Была поставлена задача оценить современное состояние проблемы, понять, какое место в современном обществе занимают инвалиды, какова роль и конфигурация социальной политики в отношении инвалидов в общей социальной парадигме российского государства и каков ее эффект.
Социально-средовой аспект.
Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Особую категорию объектов обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8%), связана с пребыванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, для социального работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из 200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали женщины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь, социально-бытовое обслуживание. При оценке нуждаемости морально-психологической поддержки из всех ее видов наиболее актуальными для всех семей оказались следующие: организация связи с органами социального обеспечения (71,5%), осуществление контактов с общественными организациями (17%) и восстановление связей с трудовыми коллективами (17%). В организации контактов с органами социального обеспечения из полных семей нуждается 60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей с общественными организациями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8% семей. В восстановлении связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8% полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число семей (4,5%) из числа обследованных нуждается в реализации прав на льготы. Возможно, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%) и в психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность такого рода помощи можно объяснить непривычностью для нашего общества вмешательства в интимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то есть несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации медицинского обслуживания 71% семей испытывает необходимость в наблюдении участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях узких специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях ранговые места в потребности указанных видов медицинской помощи несколько иные: на первом месте (50,7%) стоит нуждаемость в наблюдении участкового врача, на втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в консультациях узких специалистов. В неполных семьях наибольшая нуждаемость (37,4%) в диспансерном наблюдении, 35,4% семей нуждаются в консультациях узких специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких преобладает нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в равной степени (по 22,5%) в наблюдении участкового врача и диспансерном наблюдении. Установлено, что наибольшая нуждаемость обследованных семей касается социально-бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем уходе и привязывают к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%), химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у 20,5% семей) — в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой. По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и нуждаемость обследованных семей в прикреплении пожилого человека к центру социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую помощь, а также возможность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одиноких, почти половина из них (48,1%) нуждаются в посещении центра социального обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с учетом материального положения семьи — в определении кратности прикрепления пожилого человека к данному учреждению. Этими обстоятельствами не только определяются функции социального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций. Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди которых: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, имеет много аспектов и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого объекта воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым человеком и инвалидом, нуждающихся в помощи социального работника, необходимо использовать специально разработанную методику.
Психологический аспект.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте уход в болезнь. При подходе к процессам старения и старости рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях: личностном, функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих, собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений проявляется в том, что, например, бережливый становится скупым, недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность, слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных до клинически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте, связанные с патологическими процессами, проявляются в различных (нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой врача. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы, будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь специалиста.
Занятость инвалидов.
До 1995 г. практически отсутствовал комплексный подход к социальной защите инвалидов. Постановлением от 16 января 1995 г. Правительство РФ утвердило федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов», включающую пять целевых подпрограмм. в ноябре 1995 г. утвержден Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — закон). В нем заложены основы правовой базы социальной защиты инвалидов, определены цели государственной политики в данной сфере (обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ) с учетом принципов и норм международного права, принятых в отношении лиц с ограниченными возможностями. Система мер социальной защиты, установленная законом, создает предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе. В законе определено, что инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленном заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. В Российской Федерации около 9 млн человек получают пенсии по инвалидности. Около 70% из них — инвалиды I и II групп. Наблюдается рост числа инвалидов с детства. Если в 1986 г. таких детей в возрасте до 16 лет было 91 тыс. (6,2 на 10 тыс. детей), то в 1995 г. — 399 тыс. человек (11,5 — на 10 тыс. детей). По-видимому, тенденция увеличения числа детей-инвалидов сохранится и в будущем, хотя в связи с сокращением рождаемости темпы роста численности детей-инвалидов в некоторой степени замедлятся. Инвалиды от трудового увечья или профессионального заболевания на 1 января 1995 г. составили 0,272% от трудоспособного населения страны. По прогнозам, число инвалидов этой группы также будет расти: если в 1996 г. зарегистрировано 229,6 тыс. человек, то в 2006 г. оно увеличится до 245,3 тыс. человек. Это связано с ухудшением или консервацией условий труда. Инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов на 1 января 1995 г. насчитывалось 782 тыс. человек, из них 732 тыс. — инвалиды Великой Отечественной войны. Пенсионеры по инвалидности от общего заболевания на 1 января 1995 г. составили 2,4% от общей численности населения; в 1996 г. — 3547,5 тыс. человек, к 2006 г. ожидается количество 3428,1 тыс. человек. Снижение числа инвалидов по общему заболеванию связано с сокращением численности населения. Уровень занятости инвалидов в общественном производстве неуклонно снижается и за 1980—1994 гг. упал с 45% до 17%. Причем, только 30% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. В то же время численность неработающих инвалидов, имеющих рекомендации службы медико-социальной экспертизы о показанных режиме и характере труда, составляет более 3,5 млн человек. При этом около 30% из них желают трудиться. Однако повысившиеся требования работодателей к качеству рабочей силы, сокращение производственных мощностей, миграционные процессы усилили сложности с трудоустройством инвалидов и вызвали необходимость принятия эффективных мер, направленных на содействие их профессиональной реабилитации и трудоустройству. В соответствии со ст. 10 закона основой создаваемой системы социальной защиты инвалидов является федеральная базовая программа реабилитации инвалидов. Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденным 14 декабря 1996 г. Министерством труда и социального развития РФ, определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (или его законный представитель) подает заявление на имя руководителя учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть сформирована не позднее месячного срока после подачи указанного заявления. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Реабилитационные мероприятия должны предоставляться инвалиду как бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и с оплатой с участием самого инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако неотработанность механизма взаимодействия федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации при обеспечении реабилитационных мероприятий тормозят исполнение ст. 11 закона и других нормативных актов о порядке разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Работающий инвалид перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, с целью обеспечения возможности реализации права на труд, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов; 2) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 4) создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации; 5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям. Рассмотрим, насколько эффективны данные мероприятия. В настоящее время специализированные предприятия обществ инвалидов (слепых, глухих) полностью освобождены от уплаты налогов и платежей в пенсионный фонд, в фонды занятости, социального и медицинского страхования. Но, на наш взгляд, такие же льготы можно было бы предоставить всем предприятиям, использующим труд инвалидов, если их удельный вес в общей численности работающих, предположим, 50%. Кроме того, создание благоприятных экономических условий для предприятий, применяющих труд инвалидов, можно сделать и на уровне регионов, например, в Москве и Московской области предприятия, на которых работают инвалиды, освобождены от налога на прибыль, на имущество, от транспортного налога и налога на содержание образовательных учреждений, платы за землю. Организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, где численность работников составляет более 30 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3%). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению государственной службы занятости населения. В Приморском крае, например, в 1996 г. на предприятиях для инвалидов было заквотировано 100 рабочих мест, но уже в 1997 г. — 596. В Федеральной программе содействия занятости населения на 1996—1997 гг. указано, что введение федеральной квоты для трудоустройства инвалидов, а также резервирование отдельных видов работ и профессий для них позволит обеспечить занятость более 50 тыс. инвалидов. Однако трудоустроить инвалидов на квотируемые рабочие места практически очень трудно. Одна из причин отказа работодателей в приеме на работу инвалидов — невозможность использовать их труд по имеющимся на предприятиях вакансиям ввиду их физических недостатков, отсутствия свободных рабочих мест. Законом «О занятости населения в РФ» (ст 25) предусмотрена ответственность работодателей за невыполнение или невозможность выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В этих случаях работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида. Но до настоящего времени не разработаны нормативные документы по расчету стоимости рабочих мест, а отсутствие таких документов не позволяет применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые рабочие места. Кроме того, для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации (далее — ГФЗ), за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Но механизм обеспечения занятости инвалидов, включающий создание минимального количества специальных рабочих мест, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, до настоящего времени также не заработал из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Чтобы сохранить и создать рабочие места, ГФЗ часть средств направлял на финансирование мероприятий, стимулирующих работодателей к их созданию и сохранению. Однако критерии выделения средств на эти цели в федеральном законодательстве отсутствовали и размеры их определялись на основе внутренних документов Федеральной государственной службы занятости. Так, 25 июля 1994 г. Федеральной государственной службой занятости России был утвержден «Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан». Порядок определил условия и формы предоставления органами Федеральной государственной службы занятости на конкурсной основе финансовой помощи за счет средств ГФЗ работодателям (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), организующим дополнительные рабочие места по договорам, заключаемым с органами службы занятости. Данным Порядком выделение средств из ГФЗ на сохранение рабочих мест не предусматривалось. Но 23 мая 1996 г. Указом Президента РФ утверждена Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 гг., которая предусматривает стимулирование работодателей за счет средств ГФЗ к созданию и сохранению действующих рабочих мест для неконкурентоспособных граждан. Однако в связи с остановкой работы многих предприятий, сокращением численности работников весьма ограничены возможности не только в создании новых рабочих мест, но и в сохранении имеющихся. С целью оказания инвалидам дополнительных услуг для трудоустройства на обычные рабочие места (т.е. не требующие дополнительного оснащения и обеспечения техническими средствами с учетом индивидуальных возможностей инвалида) Федеральная государственная служба занятости России приказом от 1 ноября 1995 г. утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Данным положением определено, что органы службы занятости могут за счет средств ГФЗ выделять организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности финансовые средства для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов на договорной основе. На основании предварительного согласия инвалида на трудоустройство соответствующий орган службы занятости направляет его на собеседование с работодателем. В случае подтверждения работодателем возможности трудоустройства на условиях частичной компенсации его расходов по оплате труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией договор на выделение финансовых средств по каждому конкретному инвалиду. Продолжительность периода предоставления финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалида устанавливается сроком на шесть месяцев. В зависимости от степени утраты инвалидом трудоспособности продолжительность периода предоставления финансовых средств может продлеваться органами службы занятости дополнительно на шесть месяцев. Перечисление финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов производится в размере 50% от фактически начисленных сумм по оплате труда каждого инвалида в месяц, но не может превышать уровня средней заработной платы, сложившегося в Российской Федерации (республике, крае, области, Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе). Уровень средней заработной платы уточняется ежемесячно. Но поскольку указанное положение предусматривает прием инвалидов на предприятие сверх установленной квоты, а экономическое состояние многих предприятий нестабильно, то работодатели зачастую отказывают инвалидам в приеме на работу. На стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, Федеральной программой занятости на 1996—1997 гг. предполагалось израсходовать 160 млрд руб., чтобы трудоустроить более 40 тыс. инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Так, для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется отпуск не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. При этом не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих их положение, по сравнению с другими работниками. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов также содействует увеличению их занятости. В этих целях осуществляются меры, включающие следующее: 1) организацию овладения инвалидами смежных специальностей; 2) определение видов деятельности, нормативно предназначенных для преимущественного трудоустройства инвалидов; 3) обучение их основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов; 4) предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ и других фондов; 5) создание в ряде городов «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность.
Порядок организации обучения незанятого населения предпринимательству определен рядом нормативных актов о государственной поддержке малого предпринимательства. Обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности является составной частью действующей в России профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения и рассматривается как один из видов дополнительного профессионального образования. Как правило, такому обучению предшествуют услуги по профориентации. Федеральной программой содействия занятости населения на 1996—1997 гг. намечалось, что расходы средств из ГФЗ на эти цели составят 1,5 млрд руб. и планировалось вовлечь в сферу трудовых
Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи.
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч 2, ФСЗ России. М., 1995. С. 489.
Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад Министерства труда России // Социальная защита. 1997. № 1. С 148.
Там же. С 146.
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г.
Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. 12.
Развитие службы занятости Приморского края (1991—1996 гг.). Владивосток, 1997. С 9.
Отчет о работе Департамента ГФСЗН по Приморскому краю за январь—сентябрь 1997 г. Текущий архив Департамента ГФСЗН по Приморскому краю. С. 54.
Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. 1. С.21.
Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан, утв. Приказом ФСЗ России от 25 июля 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч.1. ФСЗ России. М., 1995.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 гг. // Человек и труд. 1996. № 7.
Временное п
|