Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
Похожие статьи вашей тематики
Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации. По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории: - находящихся в домах- интернатах; - проживающих в семьях. Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Дома- интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Задачами этого дома- интерната являются: - создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; - организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга; - организация трудовой занятости инвалидов. В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет: - активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям; - бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью; - организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья; - диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения; - обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-колясками; - в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни. В домах- интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%). Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов. Следствием различной степени нарушений функции опорно- двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно. Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью. Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 418% молодых инвалидов). Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки. Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды. Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции. При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению. Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей. Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов. Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц. Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь. При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии. Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
Занятость инвалидов.
До 1995 г. практически отсутствовал комплексный подход к социальной защите инвалидов. Постановлением от 16 января 1995 г. Правительство РФ утвердило федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов», включающую пять целевых подпрограмм. в ноябре 1995 г. утвержден Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — закон). В нем заложены основы правовой базы социальной защиты инвалидов, определены цели государственной политики в данной сфере (обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ) с учетом принципов и норм международного права, принятых в отношении лиц с ограниченными возможностями. Система мер социальной защиты, установленная законом, создает предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе. В законе определено, что инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленном заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. В Российской Федерации около 9 млн человек получают пенсии по инвалидности. Около 70% из них — инвалиды I и II групп. Наблюдается рост числа инвалидов с детства. Если в 1986 г. таких детей в возрасте до 16 лет было 91 тыс. (6,2 на 10 тыс. детей), то в 1995 г. — 399 тыс. человек (11,5 — на 10 тыс. детей). По-видимому, тенденция увеличения числа детей-инвалидов сохранится и в будущем, хотя в связи с сокращением рождаемости темпы роста численности детей-инвалидов в некоторой степени замедлятся. Инвалиды от трудового увечья или профессионального заболевания на 1 января 1995 г. составили 0,272% от трудоспособного населения страны. По прогнозам, число инвалидов этой группы также будет расти: если в 1996 г. зарегистрировано 229,6 тыс. человек, то в 2006 г. оно увеличится до 245,3 тыс. человек. Это связано с ухудшением или консервацией условий труда. Инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов на 1 января 1995 г. насчитывалось 782 тыс. человек, из них 732 тыс. — инвалиды Великой Отечественной войны. Пенсионеры по инвалидности от общего заболевания на 1 января 1995 г. составили 2,4% от общей численности населения; в 1996 г. — 3547,5 тыс. человек, к 2006 г. ожидается количество 3428,1 тыс. человек. Снижение числа инвалидов по общему заболеванию связано с сокращением численности населения. Уровень занятости инвалидов в общественном производстве неуклонно снижается и за 1980—1994 гг. упал с 45% до 17%. Причем, только 30% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. В то же время численность неработающих инвалидов, имеющих рекомендации службы медико-социальной экспертизы о показанных режиме и характере труда, составляет более 3,5 млн человек. При этом около 30% из них желают трудиться. Однако повысившиеся требования работодателей к качеству рабочей силы, сокращение производственных мощностей, миграционные процессы усилили сложности с трудоустройством инвалидов и вызвали необходимость принятия эффективных мер, направленных на содействие их профессиональной реабилитации и трудоустройству. В соответствии со ст. 10 закона основой создаваемой системы социальной защиты инвалидов является федеральная базовая программа реабилитации инвалидов. Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденным 14 декабря 1996 г. Министерством труда и социального развития РФ, определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (или его законный представитель) подает заявление на имя руководителя учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть сформирована не позднее месячного срока после подачи указанного заявления. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Реабилитационные мероприятия должны предоставляться инвалиду как бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и с оплатой с участием самого инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако неотработанность механизма взаимодействия федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации при обеспечении реабилитационных мероприятий тормозят исполнение ст. 11 закона и других нормативных актов о порядке разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Работающий инвалид перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, с целью обеспечения возможности реализации права на труд, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов; 2) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 4) создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации; 5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям. Рассмотрим, насколько эффективны данные мероприятия. В настоящее время специализированные предприятия обществ инвалидов (слепых, глухих) полностью освобождены от уплаты налогов и платежей в пенсионный фонд, в фонды занятости, социального и медицинского страхования. Но, на наш взгляд, такие же льготы можно было бы предоставить всем предприятиям, использующим труд инвалидов, если их удельный вес в общей численности работающих, предположим, 50%. Кроме того, создание благоприятных экономических условий для предприятий, применяющих труд инвалидов, можно сделать и на уровне регионов, например, в Москве и Московской области предприятия, на которых работают инвалиды, освобождены от налога на прибыль, на имущество, от транспортного налога и налога на содержание образовательных учреждений, платы за землю. Организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, где численность работников составляет более 30 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3%). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению государственной службы занятости населения. В Приморском крае, например, в 1996 г. на предприятиях для инвалидов было заквотировано 100 рабочих мест, но уже в 1997 г. — 596. В Федеральной программе содействия занятости населения на 1996—1997 гг. указано, что введение федеральной квоты для трудоустройства инвалидов, а также резервирование отдельных видов работ и профессий для них позволит обеспечить занятость более 50 тыс. инвалидов. Однако трудоустроить инвалидов на квотируемые рабочие места практически очень трудно. Одна из причин отказа работодателей в приеме на работу инвалидов — невозможность использовать их труд по имеющимся на предприятиях вакансиям ввиду их физических недостатков, отсутствия свободных рабочих мест. Законом «О занятости населения в РФ» (ст 25) предусмотрена ответственность работодателей за невыполнение или невозможность выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В этих случаях работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида. Но до настоящего времени не разработаны нормативные документы по расчету стоимости рабочих мест, а отсутствие таких документов не позволяет применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые рабочие места. Кроме того, для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации (далее — ГФЗ), за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Но механизм обеспечения занятости инвалидов, включающий создание минимального количества специальных рабочих мест, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, до настоящего времени также не заработал из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Чтобы сохранить и создать рабочие места, ГФЗ часть средств направлял на финансирование мероприятий, стимулирующих работодателей к их созданию и сохранению. Однако критерии выделения средств на эти цели в федеральном законодательстве отсутствовали и размеры их определялись на основе внутренних документов Федеральной государственной службы занятости. Так, 25 июля 1994 г. Федеральной государственной службой занятости России был утвержден «Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан». Порядок определил условия и формы предоставления органами Федеральной государственной службы занятости на конкурсной основе финансовой помощи за счет средств ГФЗ работодателям (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), организующим дополнительные рабочие места по договорам, заключаемым с органами службы занятости. Данным Порядком выделение средств из ГФЗ на сохранение рабочих мест не предусматривалось. Но 23 мая 1996 г. Указом Президента РФ утверждена Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 гг., которая предусматривает стимулирование работодателей за счет средств ГФЗ к созданию и сохранению действующих рабочих мест для неконкурентоспособных граждан. Однако в связи с остановкой работы многих предприятий, сокращением численности работников весьма ограничены возможности не только в создании новых рабочих мест, но и в сохранении имеющихся. С целью оказания инвалидам дополнительных услуг для трудоустройства на обычные рабочие места (т.е. не требующие дополнительного оснащения и обеспечения техническими средствами с учетом индивидуальных возможностей инвалида) Федеральная государственная служба занятости России приказом от 1 ноября 1995 г. утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Данным положением определено, что органы службы занятости могут за счет средств ГФЗ выделять организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности финансовые средства для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов на договорной основе. На основании предварительного согласия инвалида на трудоустройство соответствующий орган службы занятости направляет его на собеседование с работодателем. В случае подтверждения работодателем возможности трудоустройства на условиях частичной компенсации его расходов по оплате труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией договор на выделение финансовых средств по каждому конкретному инвалиду. Продолжительность периода предоставления финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалида устанавливается сроком на шесть месяцев. В зависимости от степени утраты инвалидом трудоспособности продолжительность периода предоставления финансовых средств может продлеваться органами службы занятости дополнительно на шесть месяцев. Перечисление финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов производится в размере 50% от фактически начисленных сумм по оплате труда каждого инвалида в месяц, но не может превышать уровня средней заработной платы, сложившегося в Российской Федерации (республике, крае, области, Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе). Уровень средней заработной платы уточняется ежемесячно. Но поскольку указанное положение предусматривает прием инвалидов на предприятие сверх установленной квоты, а экономическое состояние многих предприятий нестабильно, то работодатели зачастую отказывают инвалидам в приеме на работу. На стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, Федеральной программой занятости на 1996—1997 гг. предполагалось израсходовать 160 млрд руб., чтобы трудоустроить более 40 тыс. инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Так, для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется отпуск не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. При этом не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих их положение, по сравнению с другими работниками. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов также содействует увеличению их занятости. В этих целях осуществляются меры, включающие следующее: 1) организацию овладения инвалидами смежных специальностей; 2) определение видов деятельности, нормативно предназначенных для преимущественного трудоустройства инвалидов; 3) обучение их основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов; 4) предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ и других фондов; 5) создание в ряде городов «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность.
Порядок организации обучения незанятого населения предпринимательству определен рядом нормативных актов о государственной поддержке малого предпринимательства. Обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности является составной частью действующей в России профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения и рассматривается как один из видов дополнительного профессионального образования. Как правило, такому обучению предшествуют услуги по профориентации. Федеральной программой содействия занятости населения на 1996—1997 гг. намечалось, что расходы средств из ГФЗ на эти цели составят 1,5 млрд руб. и планировалось вовлечь в сферу трудовых
Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи.
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч 2, ФСЗ России. М., 1995. С. 489.
Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад Министерства труда России // Социальная защита. 1997. № 1. С 148.
Там же. С 146.
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г.
Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. 12.
Развитие службы занятости Приморского края (1991—1996 гг.). Владивосток, 1997. С 9.
Отчет о работе Департамента ГФСЗН по Приморскому краю за январь—сентябрь 1997 г. Текущий архив Департамента ГФСЗН по Приморскому краю. С. 54.
Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. 1. С.21.
Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан, утв. Приказом ФСЗ России от 25 июля 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч.1. ФСЗ России. М., 1995.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 гг. // Человек и труд. 1996. № 7.
Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов, утв. Приказом ФСЗ России от 1 ноября 1995 г. // Там же. 1995. № 12.
Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты. С. 21.
О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. // Российская газета. № 117. 1995. 20 июня; Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1052; Положение об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утв. Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. // Российские вести. № 112. 1996. 19 июня. — См. также: Ключевые проблемы развития предприятий и создания рабочих мест в России // Человек и труд. 1997. № 7. 1994.
отношений более 10 тыс. инвалидов. Но профессиональная реабилитация инвалидов — проблема многоаспектная, на уровень их занятости влияет широкий спектр факторов. Так, очень важны лечение и протезирование инвалидов. В России в настоящее время насчитывается около 700 тыс. инвалидов, нуждающихся в протезах, из них примерно 220 тыс. — инвалиды с полным или частичным отсутствием нижних конечностей. Без протезов они беспомощны, и не то что работать, но даже передвигаться по квартире становится для них невозможным. В связи с этим Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1997 г.» на финансирование расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями предусмотрено 238,6 млн руб., но так как реально профинансировано лишь около 8% годовой суммы, то во многих регионах это привело практически к прекращению оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам, приостановке деятельности протезно-ортопедических предприятий. Проанализировав эффективность мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, можно прийти к неутешительному выводу: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не работает. В условиях экономического кризиса не удалось обеспечить приемлемого уровня финансирования мероприятий, предусмотренных как указанным законом, так и федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов». Ситуация с обеспечением социальных гарантий инвалидам не улучшается, реализация Федерального закона сдерживается как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеют место многочисленные факты прямого нарушения законных прав инвалидов, их дискриминация, необоснованный отказ в приеме на работу. Следовало бы повысить гарантии инвалидов при увольнении по инициативе работодателя, как, например, в Республике Саха (Якутия). В ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)» установлено, что увольнение инвалидов, родителей, опекунов детей-инвалидов, в том числе и по сокращению численности или штата работников, за исключением увольнения за виновные действия, не допускается без согласия общественных организаций инвалидов. Кроме того, инвалиды пользуются преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предприятий, учреждений, в то время, как согласно ст. 34 КЗоТ РФ преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется лишь инвалидам войны и инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с радиационным заражением. Существенным препятствием в обеспечении социальных гарантий инвалидов является недостаточное финансирование расходов на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а поэтому следует более четко закрепить механизм финансирования за счет средств, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, фондов предприятий, общественных организаций, благотворительных фондов. Проблема реализации социальных программ на региональном уровне остается актуальной, что требует дальнейшего развития системы социального обслуживания и трудоустройства.
4. Потребности инвалидов в высшем образовании
Спбнииэтин провел анализ потребностей детей-инвалидов в профессиональном образовании путем изучения пожеланий родителей и мнения экспертов (по уровням и формам получения профессиональной подготовки). По мнению экспертов большей части подростков-инвалидов целесообразно обучение в специализированных профессиональных училищах и техникумах Минтруда - 46,1%; в ПУ, техникумах и ВУЗах общего типа - 23,3%. Надомное профессиональное обучение (в том числе дистанционное) рекомендовано 7,3% подростков, в основном, имеющим ограничения в передвижении и внутренние болезни. Невозможность профессионального обучения из-за необучаемости и нетрудоспособности определена у 5,5% подростков-инвалидов этого возраста. Родители детей-инвалидов, в основном, хотели бы видеть своих детей в ВУЗах (49,3%), остальные хотят, чтобы их дети получили профессиональную подготовку в специализированных ПУ и техникумах Минтруда (13,7%), в ПУ и техникумах общего типа (12,6%). На дому изъявили желание обучать своих детей только 2,7% родителей. О дистанционных формах обучения пока мало кто знает. В результате проделанного анализа можно сделать следующие выводы: - необходимо максимально включать детей-инвалидов в массовые учебно-воспитательные учреждения с созданием необходимых для этого условий и повышать уровень надомного обучения в целях подготовки к получению высшего образования; - ввиду того, что достаточно большая доля инвалидов может и даже обучается в учебных заведениях общего типа необходимо создавать соответствующие условия для обучения (индивидуальный режим, социально-психологическая поддержка, медицинская помощь, индивидуальный подход, приспособление учебной среды, учебные материалы для студентов с нарушением зрения и слуха и др.); - необходимо развивать такую перспективную форму профессионального обучения, как дистанционное. Потребности инвалидов в профессиональном обучении определяются численностью контингента выпускников-инвалидов коррекционных школ и школ общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь и переосвидетельствованных в бюро МСЭ, получивших направление на профобучение или переобучение. В Санкт-Петеpбуpге имеется целая сеть специализиpованных коppекционных учебно-воспитательных учpеждений (школ и школ-интеpнатов) для детей-инвалидов с pазличн
|