Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика занятости инвалидов

Поиск

Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов - за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что трудоустройство бывает формальным.
Наиболее драматичные события развивались в 1996-98гг. в связи с введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской Федерации”.

Таблица 3. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения

           
Численность пенсионеров по инвалидности, обратившихся в органы службы занятости, тыс. чел. 26,6 52,9 71,3 70,5 62,1
Доля пенсионеров по инвалидности в общей численности граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости,% 1,16 1,43 1,39 1,34 2,80
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, тыс. чел. 835,5 1636,8 2327,0 2506,0 1998,7
в том числе инвалиды, тыс. чел. Н.д. 31,7 48,8 48,0 48,0
Доля инвалидов в общей численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости,% ---- 1,9 2,1 1,9 2,4

Из общей численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, в 1996г. было трудоустроено 21,6 тыс. пенсионеров по инвалидности и 2,8 тыс. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий, банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к худшему.
К началу 1997г. безработные инвалиды составляли 48,0 тыс. человек (1,9% от общего числа зарегистрированных безработных), из них 42,0 тыс. инвалидов (87,7%) назначено пособие по безработице. В 1997г. в органы службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 62,1 тыс. инвалидов, из них было трудоустроено 23,12 тыс. чел. (37,4%), оформлено на досрочную пенсию 1,0 тыс. чел. В связи с тем, что инвалиды являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан.

Таблица 4. Распределение инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости по продолжительности безработицы

  1996г. 1997 г
до 1 месяца 7,0% 6,4%
1 - 4 19,0% 22,2%
4 - 8 18,5% 22,9%
8 - 12 26,6% 15,2%
более 1 года 28,9% 33,4%

В большинстве регионов приняты разработанные службой занятости программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”, мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных программ направлено на обучение в 1997г. 2471 инвалид и закончили обучение 1639 инвалидов.
Финансирование программ осуществляется из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости), местных бюджетов, средств работодателей. В бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1997г. планировалось выделить 66,1 млрд. руб. на трудовую реабилитацию инвалидов, фактически же было выделено 51,9 млрд. руб. Затраты фонда занятости на трудовую реабилитацию одного инвалида в 1997г. фактически в среднем составили 0,5 млн. рублей, данный показатель в 1998г. планируется довести до 0,6 тыс. рублей.

При этом 57% расходов по данной статье исполнено Москвой (29,5 млрд. руб.). Основную часть расходов фонда занятости на реабилитацию безработных инвалидов (64%) составляют расходы 8 регионов с развитой системой профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, осуществляющие полный комплекс услуг

Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: подходы и приоритеты. С. 21.

А инвалиды ждут // Человек и труд. 1997. № 7. С. 36.

Социальная защита инвалидов // Человек и труд. 1997. № 7. С. 70.

Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 г. Якутск, 1993. С. 123—133; Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1993 г. Якутск, 1993. С. 19.

(профессиональную диагностику, реабилитацию, обучение, создание специальных условий для трудоустройства инвалидов и др. меры). К ним относятся - города Москва и Санкт-Петербург, Воронежская, Липецкая, Волгоградская, Саратовская, Челябинская и Тюменская области.

Таблица 5. Затраты Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов
млн. руб.

         
План - 66100,0 65,0 143,9
Факт 29805,3 51882,6 Н/д Н/д

Таблица 6. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 1997г.
млрд. рублей

Статьи расходов  
Израсходовано средств фонда занятости на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего: в том числе: 175,92
на поддержание доходов в том числе: на выплату пособий на выплату материальной помощи и иной помощи 55,78 0,77
на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию из них на выплату стипендий 4,16 1,75
на финансовую поддержку в том числе: на сохранение рабочих мест на создание дополнительных рабочих мест на субсидии для организации собственного дела 18,0 25,37 0,37
на социальную адаптацию 7,05
на финансирование общественных работ 0,52
на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов 15,07

В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - менее 8%.

5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов

Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.
Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москва, проведенное ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов в трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в системе общей занятости.
Однако, несмотря на то, что треть обращающихся инвалидов составляют лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и результаты специальных исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти профподготовку или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых средств сокращаются возможности профессионального обучения инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования системы Министерства труда и социального развития РФ: в них обучается около 7 тыс. инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует пройти обучение в специальных учебных заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными.
В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

  • специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
  • инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной профессии и условиях ее труда;
  • 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;
  • образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;
  • неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений (в России функционирует 30 таких учреждений). В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.007 с.)