Нормативно – правовая база в области социальной защиты граждан пожилого возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно – правовая база в области социальной защиты граждан пожилого возраста



 

Сегодня ни один человек не может себя чувствовать полностью защищенным от экономических, политических, социальных и других потрясений, которые ухудшают условия жизнедеятельности, негативно сказываются на реализации нравственного, духовного и трудового потенциала личности.

Как следствие этого, актуальной становится проблема социальной защищенности всех членов общества, реализации целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных гарантий, прав и свобод, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни человека и обеспечивающих охрану его жизненных интересов.

Практическая реализация данной проблемы представляется возможной при достаточно развитой системе социальной защиты и социального обслуживания населения. Значительная роль в обеспечении прав человека принадлежит социальной работе - как организационной форме социального обслуживания и как виду практической деятельности [1, c.152].

В Республике Беларусь сегодня проживает более чем 2,5 миллиона пенсионеров и по прогнозным оценкам, к 2020 г. доля населения пенсионного возраста достигнет 28%. Поэтому социальная защита пожилых людей и ветеранов в Беларуси является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Социальная защита пожилых людей представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет республиканского и местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей - избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты пожилых людей являются пенсионное и социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В декабре 2005 г. утверждена Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы. Ее целью является дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; решение проблем государственной адресной социальной поддержки, социально-правовой защиты, укрепления здоровья, содействия в посильном труде; усиление заботы о ветеранах войны и труда со стороны республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также организаций, где до выхода на пенсию работали ветераны и пожилые люди [13; 25, с. 161].

Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой помощи.

Главенствующая роль в процессе социальной поддержки и оказания социальной помощи пожилым людям должна принадлежать органам социальной защиты населения. Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном и региональном уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами; социальное обслуживание и социальную помощь. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Социальная помощь пожилым и старым людям осуществляется в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она имеет также характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социальная помощь осуществляется на тех же принципах, что и социальное обслуживание в целом, плюс принципы гарантированности, дифференцированного подхода, комплексности, социального реагирования, самостоятельности местных органов социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями.

Адресная социальная помощь (АСП) оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким пожилым и старым людям. Повышение эффективности государственной социальной поддержки обеспечено на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода к ее оказанию.

Поскольку социальная защита пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн является одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства, то правовые основы и меры социальной защиты данной категории лиц, установлены законами Республики Беларусь “О ветеранах” в редакции от 10 июля 2012 г. № 401-З, “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь” с изм. и доп. от 16 ноября 2010 г. №192 - З, “О пенсионном обеспечении’’ от 30 декабря 2011 г. № 329-З, “О социальной защите граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 6 января 2009 года [18, c. 145].

Особое отношение государства остается к ветеранам Великой Отечественной войны.

Из 2,5 млн. пенсионеров, проживающих в республике, в соответствии с законодательством правовой статус ветеранов имеют 2,15 млн. человек (около 2 млн. человек ветераны труда, 74,5 тыс. человек ветераны Великой Отечественной войны, 24 тыс. человек ветераны боевых действий на территории других стран, около 100 тыс. человек ветераны Вооруженных Сил и правоохранительных органов).

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О ветеранах” участникам Великой Отечественной войны предоставлены льготы, предусмотренные для инвалидов войны. Учитывая особый статус ветеранов войны, законодательством к их трудовой пенсии, назначаемой в зависимости от продолжительности трудового стажа и величины заработка перед выходом на пенсию, установлено соответствующее повышение:

- Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней- 500 процентов минимальной пенсии по возрасту;

- инвалидам войны 1 и 2 группы – 400 процентов;

- инвалидам войны 3 группы и участникам войны – 250 процентов;

(размер минимальной пенсии по возрасту – 220,0010 белорусских рублей, а минимальная трудовая пенсия по Республике составляет на сегодняшний момент – 1 млн. 27 тыс. 545 б. р.; средняя трудовая пенсия по Республике Беларусь – 1 млн. 985 770 б. р.).

С учетом этого, размеры пенсий у ветеранов Великой Отечественной войны значительно выше, чем у других категорий пенсионеров (средняя пенсия участника Великой Отечественной войны, получающего пенсию по возрасту, составляет 2410,5 белорусских рублей, а инвалида ВОВ – 2793,044 б. р.).

Выявительный принцип, апробированный при оказании социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, по распоряжению Главы государства заложен в основу реализации Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года, направленная на улучшение социального положения одиноких пожилых граждан, их охрану здоровья, торговое и бытовое обслуживание, занятость, создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей и социальную защиту пожилых.

Определяются нужды и запросы указанных категорий граждан, принимаются меры по оперативному решению возникающих проблем. Во всех районах создана информационная база данных о ветеранах Великой Отечественной войны, семьях погибших и одиноко проживающих пожилых гражданах, которая постоянно обновляется. Принимаются меры по улучшению жилищных условий, ремонту квартир, домов и надворных построек.

Согласно принятых Правительством решений всем одиноким гражданам пенсионного возраста за счет средств местных бюджетов установлены индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды, проводится ремонт печей и электропроводки.

Как и прежде, одной из важных форм социальной защиты граждан в Республике Беларусь является создание возможности для проживания престарелых и инвалидов в условиях полного государственного обеспечения в домах-интернатах.

В настоящее время в системе Министерства труда и социальной защиты действует 70 интернатных учреждений, в которых проживает более 16 тысяч человек, в том числе 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 4504 места. В целях усиления медико-социальной защищенности людей пожилого возраста в республике открыто 84 больницы сестринского ухода с общим количеством 1842 койки, из них в Витебской области 25 больниц на 500 мест.

Специальные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Учреждениями здравоохранения налажен постоянный контроль за проведением медицинских осмотров ветеранов войны, обеспечением инвалидов и участников войны необходимыми медикаментами. Лица, нуждающиеся в активном диспансерном наблюдении, взяты на учет, на каждого из них оформлены планы лечебно-реабилитационных мероприятий.

Ветераны войны, нуждающиеся в креслах-колясках и слуховых аппаратах, обеспечены ими полностью, решен вопрос по обеспечению инвалидов войны специальным автотранспортом [6].

Во исполнение мероприятий “Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года”, в организациях здравоохранения уточнены списки одиноких пожилых людей. Проводятся обязательные ежеквартальные медицинские осмотры одиноких пожилых людей. В отдаленных сельских населенных пунктах эти осмотры проводятся фельдшерами ФАПов с последующей письменной информацией гериатров центральных районных больниц, согласно установленному образцу.

Для оперативного решения проблем ветеранов войны, одиноких пожилых людей и повышения качества их обслуживания во многих районах и городах действуют телефоны доверия, телефоны срочной помощи. Постоянно проводится работа по обеспечению общественной безопасности пожилых людей.

В целях индивидуальной профилактики правонарушений в отношении пожилых людей органами внутренних дел принимаются предусмотренные законом превентивные меры в отношении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Участковые инспекторы милиции периодически посещают граждан пожилого возраста с целью выявления имеющихся у них проблем, доведения информации по соблюдению мер личной и имущественной безопасности. Проводится работа по оборудованию жилищ пожилых людей техническими средствами охраны по сниженному тарифу [6; 13].

Что касается пенсионного обеспечения, то особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (с изм. и доп. от 30 декабря 2011 г.). Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения.

Так, лица пожилого возраста имеют право на получение пенсии по возрасту в связи с общественно – полезным трудом, а так же право на получение социальной пенсии, в случаи не получения трудовой пенсии.

По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры. Источником для выплаты пенсий является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Этот фонд не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь. Он формируется за счет взносов работодателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета Республики Беларусь. Правовое регулирование государственного социального страхования осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. [11].

В ходе совершенствования системы пенсионного обеспечения 6 января 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Он направлен в основном на совершенствование механизма расчета пенсий, а также на упрощение получения гражданами соответствующей индивидуальной информации.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют:

• мужчины – по достижении возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

• женщины – по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Согласно Закону РБ «О пенсионном обеспечении» пожилым людям предоставляется пенсия по возрасту на льготных условиях при ряде обстоятельств, которые могут влиять на общеустановленный пенсионный возраст и трудовой стаж. К таким обстоятельствам могут относиться особые условия труда, медико-биологические и социальные факторы (состояние здоровья, воспитание ребенка-инвалида).

При назначении пенсий на льготных условиях возможно снижение общеустановленного пенсионного возраста и сокращение трудового стажа; возможно снижение возраста без сокращения трудового стажа.

Льготному назначению пенсии по состоянию здоровья подлежат военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет [12].

Льготные условия назначения пенсий по возрасту также предусмотрены Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС». Так, пенсия по возрасту назначается в размере 55% среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту, который устанавливается в размере 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе и минимальная, увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20% заработка (минимального размера пенсии) [7].

При неполном стаже пенсии по возрасту назначаются и выплачиваются лицам, которые имеют не менее 5 лет стажа работы, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию. Пенсия устанавливается в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы, но не менее 50% минимального размера пенсии по возрасту, а матерям-героиням – не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту. При назначении пенсий при неполном стаже работы не применяются льготные условия по возрасту и стаже для назначения пенсий.

К пенсии по возрасту устанавливаются надбавки на уход пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной помощи, – 50% минимального размера пенсии по возрасту без дополнительных условий [11; 21, с. 212].

Согласно законодательству, одинокими являются:

• пенсионеры, не имеющие лиц, обязанных по законодательству заботиться о них: совершеннолетних детей, родителей, супругов;

• пенсионеры, имеющие совершеннолетних детей, родителей, супругов, которые сами являются престарелыми и нуждаются по заключению МРЭК или ВКК в посторонней помощи.

Для установления надбавки на уход к пенсии необходимо предоставить следующие документы:

– письменное заявление с приложенным заключением, выдаваемым больницей, госпиталем, медико-санитарной частью, диспансером, поликлиникой, МРЭК или ВКК, подтверждающее факт нуждаемости в постоянной помощи;

– справки о составе семьи;

– акт проверки сообщенных пенсионером сведений, составленный отдел социальной защиты.

В случае помещения лица, получавшего надбавки на уход в интернатное учреждение или достижении детьми совершеннолетия выплата надбавок прекращается.

Предусмотренные системой социального обеспечения в отношении пожилых людей социальные пенсии, выплачиваются в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту, не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка пожилого гражданина, а привязан к минимальному размеру пенсии по возрасту [18, c.138].

Немаловажным элементом в социальной защите населения является социальное обслуживание пожилых и нетрудоспособных людей. Общество берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Социальное обслуживание рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. Пожилые люди могут получить консультативно-информационные, социально-реабилитационные, посреднические и иные социальные услуги, социальное обслуживание на дому, материальную помощь в денежной и натуральной форме, временное место пребывания в социальном приюте, возможность дневного или постоянного пребывания в учреждениях социального обслуживания на основании закона «О социальном обслуживании» с изм. и доп. от 29 июня 2006 года.

Внедрение в республике государственного социального стандарта в области социального обслуживания позволяет приблизить оказание разносторонней и качественной помощи непосредственно к нуждающимся в ней гражданам и семьям, создать условия для применения инновационных технологий социальной работы, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, тем самым сделать социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной [10].

Различные виды социально-бытовой и психологической помощи оказываются пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, через территориальные центры социального обслуживания, которые открыты во всех административных районах республики (156 центров). При центрах работают отделения дневного и круглосуточного пребывания.

Деятельность ТЦСОН позволяет одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам пожилого возраста, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны – поселяться в дома-интернаты.

Так, социальное обслуживание на дому относится к нестационарным формам. Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.

Перечень возможных услуг, предоставляемых отделениями социальной помощи на дому включает: доставка продуктов питания, лекарств, промышленных товаров первой необходимости, содействие в уборке жилых помещений, оплата жилья и коммунальных услуг, помощь в написании писем и оформлении документов, сопровождение в поликлинику, морально-психологическая поддержка.

Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими. В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством об охране здоровья граждан.

К нестационарным формам социального обслуживания относятся также срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.

Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данный вид помощи ориентирован на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактику различного рода социально-психологических отклонений; работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга; консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве; обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста; правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся пожилым и старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

В Витебской области функционируют 5 домов-интернатов общего типа и 9 домов-интернатов психоневрологического профиля и 1 специальный дом- интернат для бывших заключенных. В интернатных учреждениях области проживает более 3 тыс. человек. Это самый высокий показатель из всех регионов.

Граждане принимаются в дома-интернаты на полное или неполное государственное обеспечение, либо на полное платное содержание. Вопрос о направлении пожилого человека в интернатное учреждение находится в компетенции отделов социальной защиты по месту прописки.

Денежные средства на содержание социальных учреждений поступают из местного бюджета, доходов от платных услуг и подсобных хозяйств, а также из спонсорской и гуманитарной помощи и расходуются в основном на питание, медикаменты, приобретение оборудования, мягкой мебели, капитальный ремонт зданий и другое.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются граждане пожилого и старческого возраста, инвалиды сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению [19; 18, с.203].

Таким образом, социальное обслуживание рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения, а социальная защита населения, и не в последнюю очередь обеспечение достойного уровня жизни пожилым гражданам, становится в современном обществе составной частью экономической и социальной политики государства.

Выводы по первой главе:

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня — это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Поощрение и защита всех прав человека и основных свобод является необходимым условием создания социально-интегрированного общества для людей всех возрастов, в жизни которого пожилые люди будут принимать полноправное участие без какой-либо дискриминации и на основе равенства. Борьба с возрастной дискриминацией и содействие защите достоинства пожилых людей имеют основополагающее значение для обеспечения уважения, которое заслуживают пожилые люди.

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию белорусского социума.

Система пенсионного и социального обеспечения должна быть направлена на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Высокий уровень медицинской помощи пожилым должен быть неотделим от уровня социального обслуживания и требовать со стороны органов здравоохранения и социального обеспечения взаимно координированных усилий, а врач, оказывающий медицинскую помощь пожилому и старому человеку, нуждающемуся в социальной помощи, должен способствовать ее организации

Следует помнить, что отношение к пожилым людям является одним из общественных критериев социального благополучия, в том числе и потому, что общество обязано возвратить престарелым то, что брало у них в кредит в трудоспособном возрасте, в котором производится намного больше, чем потребляется.

Система социально – правовой защиты пожилых людей должна быть направлена на сохранение благосостояния пожилого человека путём уменьшения факторов риска, что предотвращает их помещение в стационарные учреждения социального обслуживания; сохранение возможного максимального уровня самостоятельности; поддержание уровня жизни пожилых в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям развития рыночной экономики; защиту интересов старых недееспособных людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.046 с.)