Основы социальной защиты детства – 2 курс ППФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы социальной защиты детства – 2 курс ППФ



Основы социальной защиты детства – 2 курс ППФ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный – Ростов-на-Дону, 2005 (рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социальная педагогика).

2. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный – Ростов-на-Дону, 2005.

3. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства / Е.М. Рыбинский - М., 2004 – 224с (допущено учебно-методическим объединением по специальносям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социальная педагогика).

4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович - М., 2004 – 192с (рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).

Дополнительная литература

Базовые учебники и учебные пособия по курсу «Управление системой социальной защиты детства», рекомендуемые для успешного и углубленного изучения дисциплины «Управление системой социальной защиты детства».

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи./ Т.С.Зубкова, Н.В. Тимошина – М., 2003 – 224с (допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности Социальная работа).

2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В. Овчарова - М., 2004.

3. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты/ А.Н Савинов., Т.Ф Зарембо– М., 2001 – 192с (допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования).

4. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы –Москва – Ростов-на-Дону, 2003 (допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов обучающихся по специальности Социальная работа).

 

 

Контрольные вопросы для семинарских занятий

1. Детство. Социальное благополучие (неблагополучие) детства.

2. Семья. Социальное значение семьи.

3. Основные направления и формы социальной защиты.

4. Основные задачи социальной защиты.

5. Социальное обслуживание семьи. Виды социального обслуживания.

6. Социальная депривация.

7. Социальная дезадаптация.

8. Положение детей вне семьи.

9. Семейное право. Функции семьи.

10. Роль социального педагога в работе с семьей.

11. Причины кризиса Российской семьи.

12. Социальное сиротство.

13. Права ребенка в России.

14. Президентская программа «Дети России».

15. Реализация Конвенции ООН О правах ребенка.

16. Семейный кодекс РФ.

17. Основные направления обеспечения прав ребенка.

18. Виды государственных пособий.

19. Категории многодетных семей.

20. Основные законодательные акты по социальной защите детей-сирот.

21. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

22. Новые формы устройства детей-сирот.

23. Типы социальной службы для семьи и детей.

24. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

25. Социальное положение женщины в современной России.

26. Порядок предоставления льгот.

27. Психологические особенности (в соответствии с возрастной периодизацией).

28. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

29. Особенности социальной работы с молодыми семьями.

30. Государственная молодежная политика.

31. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

32. Районные (городские) органы социальной защиты детства.

33. Роль государства в решении проблем занятости.

34. Деятельность социальных служб по защите безработных.

 

Примерные темы рефератов и докладов

 

1. Система социального обслуживания населения.

2. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения.

3. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях.

4. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

5. Учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними.

6. Территориальные учреждения по работе с инвалидами: типы и виды социального обслуживания.

7. Учреждения по обслуживанию пожилых людей.

8. Семья как фактор деструктивной социализации.

9. Семья как клиент социальной работы.

10. Деструктивное воспитание и детские невротические расстройства.

11. Жизненный семейный цикл и проблемы социальной работы.

12. Основные стратегии поддержки семьи.

13. Семья как фактор защиты детства.

14. Психологические проблемы детей, воспитывающихся вне семьи.

15. Перспективы развития системы защиты детства в Российской Федерации.

16. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.

17. Социальная защита молодой семьи.

18. Профилактика сиротства.

19. Проблема беспризорности. Профилактика.

20. Положение детей в современной России.

21. Депривация детей.

22. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

23. Особенности социальной работы с вынужденными переселенцами.

24. реализация Конвенции.

25. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

26. Защита прав и интересов детей в сфере профессиональной ориентации.

27. Социальная защита детства за рубежом.

28. Становление и развитие системы защиты детства в РФ.

29. Реализация федеральной целевой программы «Дети России».

30. особенности социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Социально-демографическая сущность детства и его социально-правовая защита.

Социально-демографическая сущность детства. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России.

Тема 1.

1. Сравните понятие «ребенок» в различных отраслях знания.

2. Перечислите предпосылки возникновения принципиально нового отношения к несовершеннолетним детям в XX веке

3. Изучите общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируются современное российское законодательство? Составьте схему.

4. Как вы думаете, почему Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989г. занимает особое место среди всех международных документов в области прав и свобод детей?

Тема 2. Социально-экономические и правовые меры, предпринимаемые в современной России по реализации конвенции ООН «О правах ребенка».

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

Тема 2.

1. Какие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка способствовали разработке системы мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» в РФ?

2. Перечислите функции Межведомственной комиссии до координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

5. Каким качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка

Тема 3. Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации

Понятие системы социальной защиты детства. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Формы и методы социальной защиты детства. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

Тема 3.

1. Назовите предпосылки, цель, задачи и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

2. Перечислите принципы социальной защиты детства в Российской Федерации.

3. Охарактеризуйте субъекты социальной защиты детства.

4. Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства.

Тема 4.

1. Определите, какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?

2. Укажите в чем сущность и назначение системы государственных и муниципальных органов, защищающих права свободы ребенка?

3. Перечислите функции органов прокуратуры в защите прав детей?

4. Выделите, каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?

5. Охарактеризуйте структуру органов системы профилактики прав нарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

6. Определите задачи и функции Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

7. Какова компетенция органов управления социальной защитой населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав?

8. Укажите, в чем состоит роль социального работника и социального педагога в судебной системе Российской Федерации?

9. Выясните, какие государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка, существуют в регионе?

Тема 5.

1. Назовите причины возникновения международного сотрудничества государства в области прав человека.

2. Перечислите формы международного сотрудничества государств в области прав человека.

3. Составьте сравнительную таблицу содержания основных международных стандартов в области прав и свобод ребенка (Декларация прав ребенка (1959г.), Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989г.)).

4. Охарактеризуйте функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Определите каковы направления деятельности стран-участниц Конвенции ООН «О правах ребенка»?

6. Какую информацию должны содержать доклады, предоставляемые странами - участницами Конвенции «О правах ребенка» в Комитет ООН по правам ребенка? Каковы сроки их предоставления?

7. Какие еще международные правовые акты в области социальной защиты детства Вы знаете? (подготовьте доклад).

Тема 6.

1. Составьте общую характеристику конституционных прав детей.

2. Охарактеризуйте права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

3. В чем заключаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?

4. Укажите какая ответственность предусмотрена законодательством РФ в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в возрасте до 14 лет?

5. Как осуществляется регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет?

Тема 7.

1. Выделите в чем заключаются гарантии прав детей в Российской Федерации?

2. Составьте общую таблицу характеристики государственных социальных стандартов.

3. Составьте таблицу видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Тема 8.

1. Назовите исторические предпосылки правового положения детей в семье.

2. Определите, какими нормативно-правовыми документами регулируется охрана интересов детства в семье?

3. Охарактеризуйте права ребенка.

4. Перечислите права и обязанности родителей.

5. В чем сущность лишения и ограничения родительских прав?

Тема 9.

1. Проанализируйте различные определения понятия «многодетная семья», составьте свое определение.

2. Перечислите основные категории многодетных семей.

3. Назовите и проанализируйте проблемы многодетных семей.

4. Охарактеризуйте сущность системы социальной работы с многодетными семьями?

5. Составьте таблицу предоставляемых Российским государством льгот многодетным семьям (укажите условия получения льгот).

Тема 10.

1. Какие семьи называют неполными? Перечислите причины возникновения неполных семей.

2. Назовите и проанализируйте проблемы неполных семей.

3. Охарактеризуйте сущность системы социальной работы с неполными семьями?

4. Изучите какие социальные льготы и пособия для неполных семей предусмотрены российским законодательством. Укажите условия получения льгот.

Тема 11.

1. Укажите сущность понятия детской инвалидности.

2. Определите причины, приводящие к инвалидности.

3. Проанализируйте проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида.

4. Охарактеризуйте основные составляющие социальной защиты детей-инвалидов.

5. В чем сущность системы социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями? Составьте таблицу направлений работы специалиста в зависимости от группы инвалидности.

6. Как осуществляется социальная работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида в регионе? (подготовьте доклад).

Тема 12.

1. Проанализируйте определения: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Составьте сравнительную таблицу.

2. Назовите и проанализируйте проблемы детей-сирот я детей, оставшихся без попечения родителей

3. Перечислите формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дайте их сравнительную характеристику.

4. Опишите процедура усыновления (удочерения)?

5. Что называется опекой (попечительством)? Определите какие обязанности возлагает российское законодательство на опекунов (попечителей)?

6. Перечислите критерии приемной семьи.

7. Определите проблемы приемной семьи.

8. Каковы пути решения проблем сиротства в Российской Федерации? Составьте схему.

9. Укажите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 13.

1. Назовите нормативно-правовые основы функционирования служб семьи и детства.

2. Проанализируйте, в чем заключается, сущность социальной службы семьи и детства?

3. Охарактеризуйте какие функции выполняют социальные службы?

4. Перечислите принципы организации и работы социальной службы семьи и детства вы знаете.

5. Перечислите типы социальных служб семьи и детей в Российской Федерации. Представьте их сравнительную характеристику (таблица).

6. Охарактеризуйте формы специализированных социальных служб семьи и детства.

7. Подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в городе, районе (по выбору).

Тема 14.

1. В чем заключается сущность охраны материнства и детства в РФ? Назовите правовые гарантии охраны материнства и детства в РФ.

2. Охарактеризуйте современное состояние здоровья женщин и детей в Российской Федерации. Представьте статистические данные. Проанализируйте.

3. Перечислите принципы организации медицинской помощи матерям и детям.

4. Выделите этапы оказания медико-социальной помощи в системе охраны материнства и детства?

5. Охарактеризуйте группы здоровья детей. Составьте таблицу.

6. Назовите и охарактеризовать основные направления охраны материнства и детства в РФ. Составьте схему.

7. Какие мероприятия в области охраны материнства и детства проводятся в регионе (подготовьте доклад)?

Тема 15.

1. В чем сущность понятий «миграция» и «мигранты»? Охарактеризуйте категории мигрантов.

2. Сравните понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» (на основе законодательства Российской Федерации).

3. Определите сущность направлений социальной защиты детей семей мигрантов.

4. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие социальной работы с семьями мигрантов и их детьми.

5. Как социальная работа с мигрантами осуществляется в регионе?

Тема 16.

1. Дайте определение и назовите причины возникновения безнадзорности, беспризорности в бродяжничества детей.

2. Перечислите проблемы в последствия безнадзорности и бродяжничества детей.

3. Охарактеризуйте сущность системы социальной помощи безнадзорным детям?

4. Как социальная работа с безнадзорными детьми осуществляется в регионе?

5. Какие органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних функционируют в регионе и какова их компетенция (подготовьте доклад).

 

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Предпосылки возникновения принципиально нового отношения к несовершеннолетним детям в XX веке

3. Общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируются современное российское законодательство?

4. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка.

5. Функции Межведомственной комиссии до координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка.

6. Понятие системы социальной защиты детства.

7. Формы и методы социальной защиты детства

8. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

9. Принципы социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства.

11. Функции органов прокуратуры в защите прав детей

12. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: задачи и функции.

13. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?

14. Основные формы международного сотрудничества в области прав человека и ребенка.

15. Формы международного сотрудничества государств в области прав человека.

16. Сущность основных международных стандартов в области прав и свобод ребенка (Декларация прав ребенка (1959г.), Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989г.))?

17. Общая характеристика конституционных прав ребенка.

18. Административная ответственность несовершеннолетних.

19. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершенные ими в возрасте до 14 лет.

20. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

21. Государственные социальные стандарты.

22. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

23. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

24. Общая характеристика родительских прав и обязанностей.

25. Лишение и ограничение родительских прав.

26. Нормативно-правовое обеспечение и сущность охраны интересов детства в семье в Российской Федерации.

27. Понятие и категории молодых семей.

28. Система социальной работы с многодетными семьями.

29. Социальные льготы для многодетных семей.

30. Определение и причины возникновения неполной семьи.

31. Система социальной работы с неполными семьями.

32. Социальные льготы и пособия для неполных семей.

33. Понятие и причины возникновения детской инвалидности.

34. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов.

35. Система социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

36. Понятие и причины возникновения сиротства.

37. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

38. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

39. Усыновление. Опека (попечительство).

40. Приемная семья.

41. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

42. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

43. Понятие, институциональные признаки и функции социальных служб семьи и детства.

44. Принципы организации и работы социальной службы семьи и детства.

45. Типы социальной службы для семьи и детей.

46. Сущность и правовые гарантии охраны материнства и детства в РФ.

47. Принципы организации и этапы оказания медико-социальной помощи в системе охраны материнства и детства.

48. Основные направления охраны материнства и детства.

49. Понятие и категории мигрантов. Проблемы детей семей мигрантов.

50. Социальная защита детей семей мигрантов.

51. Организация социальной работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми.

52. Определение и причины возникновения бродяжничества и безнадзорности детей.

53. Проблемы и последствия безнадзорности и бродяжничества детей.

54. Система социальной помощи безнадзорным детям.

 

Основы социальной защиты детства – 2 курс ППФ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный – Ростов-на-Дону, 2005 (рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социальная педагогика).

2. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный – Ростов-на-Дону, 2005.

3. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства / Е.М. Рыбинский - М., 2004 – 224с (допущено учебно-методическим объединением по специальносям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социальная педагогика).

4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович - М., 2004 – 192с (рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).

Дополнительная литература

Базовые учебники и учебные пособия по курсу «Управление системой социальной защиты детства», рекомендуемые для успешного и углубленного изучения дисциплины «Управление системой социальной защиты детства».

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи./ Т.С.Зубкова, Н.В. Тимошина – М., 2003 – 224с (допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности Социальная работа).

2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В. Овчарова - М., 2004.

3. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты/ А.Н Савинов., Т.Ф Зарембо– М., 2001 – 192с (допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования).

4. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы –Москва – Ростов-на-Дону, 2003 (допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов обучающихся по специальности Социальная работа).

 

 

Контрольные вопросы для семинарских занятий

1. Детство. Социальное благополучие (неблагополучие) детства.

2. Семья. Социальное значение семьи.

3. Основные направления и формы социальной защиты.

4. Основные задачи социальной защиты.

5. Социальное обслуживание семьи. Виды социального обслуживания.

6. Социальная депривация.

7. Социальная дезадаптация.

8. Положение детей вне семьи.

9. Семейное право. Функции семьи.

10. Роль социального педагога в работе с семьей.

11. Причины кризиса Российской семьи.

12. Социальное сиротство.

13. Права ребенка в России.

14. Президентская программа «Дети России».

15. Реализация Конвенции ООН О правах ребенка.

16. Семейный кодекс РФ.

17. Основные направления обеспечения прав ребенка.

18. Виды государственных пособий.

19. Категории многодетных семей.

20. Основные законодательные акты по социальной защите детей-сирот.

21. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

22. Новые формы устройства детей-сирот.

23. Типы социальной службы для семьи и детей.

24. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

25. Социальное положение женщины в современной России.

26. Порядок предоставления льгот.

27. Психологические особенности (в соответствии с возрастной периодизацией).

28. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

29. Особенности социальной работы с молодыми семьями.

30. Государственная молодежная политика.

31. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

32. Районные (городские) органы социальной защиты детства.

33. Роль государства в решении проблем занятости.

34. Деятельность социальных служб по защите безработных.

 

Примерные темы рефератов и докладов

 

1. Система социального обслуживания населения.

2. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения.

3. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях.

4. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

5. Учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними.

6. Территориальные учреждения по работе с инвалидами: типы и виды социального обслуживания.

7. Учреждения по обслуживанию пожилых людей.

8. Семья как фактор деструктивной социализации.

9. Семья как клиент социальной работы.

10. Деструктивное воспитание и детские невротические расстройства.

11. Жизненный семейный цикл и проблемы социальной работы.

12. Основные стратегии поддержки семьи.

13. Семья как фактор защиты детства.

14. Психологические проблемы детей, воспитывающихся вне семьи.

15. Перспективы развития системы защиты детства в Российской Федерации.

16. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.

17. Социальная защита молодой семьи.

18. Профилактика сиротства.

19. Проблема беспризорности. Профилактика.

20. Положение детей в современной России.

21. Депривация детей.

22. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

23. Особенности социальной работы с вынужденными переселенцами.

24. реализация Конвенции.

25. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

26. Защита прав и интересов детей в сфере профессиональной ориентации.

27. Социальная защита детства за рубежом.

28. Становление и развитие системы защиты детства в РФ.

29. Реализация федеральной целевой программы «Дети России».

30. особенности социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Задания для самостоятельной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.165 с.)