Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий курс лекций по праву социального обеспечения↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Краткий курс лекций по праву социального обеспечения
Содержание: Раздел I. Общая часть: Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………...2 Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5 Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9 Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10 . Раздел II. Особенная часть: Трудовой стаж:
Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………….11 Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14 Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19
Трудовые пенсии: Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22 Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25 Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29
Государственное пенсионное обеспечение: Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33 Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34 Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36 Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42 Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43 Тема 16. Социальные пенсии………………………………………………………………… 48
Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий:
Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………...49 Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53 Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58
Пособия и компенсационные выплаты:
Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………....64 Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………...66 Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70
Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения:
Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77 Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86
Раздел III. Специальная часть:
Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88
Тесты по курсу………………………………………………………………………………..92
Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102
Приложение…………………………………………………………………………………..105
Раздел I. Общая часть: Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению.
Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами. Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений. Совокупность юридических фактов называется юридическим составом. Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет. Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям: 1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении); 2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений); 3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые). Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида: 1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде; 2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем; 3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
Правоотношения состоят из трех элементов: 1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д. 2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны. Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы: · Министерство труда и социального развития РФ; · Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения; · Окружные управления социальной защиты населения · Районные управления социальной защиты населения; · Лечебные учреждения; · Военные комиссариаты; · Предприятия, учреждения, организации; · Органы занятости; · иные органы.
Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях: · В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей; · В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.
3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений. К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов: Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии; Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.
Раздел II. Особенная часть: Трудовой стаж:
Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении.
Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, по которому отдельным категориям граждан предоставляются пенсии за счет федерального бюджета.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает: - в связи с длительным выполнением гражданами особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства; - в целях частичной компенсации вреда, нанесенного здоровью человека радиационными и техногенными катастрофами; - предоставления гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.
Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:
Виды пенсий (связаны с категорией их получателей):
Лет
от 45 до 75% по старости по инвалидности (45% - за 15 лет или + по 3% за каждый полный год выслуги)
не может превышать 1,8 должностного оклада
Итого (общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии)
Не может превышать 75% СМЗ федерального государственного служащего
Также необходимо подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет в период нахождения на государственной службе не выплачивается. Размер социальной пенсии.
Согласно ст.18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере: 1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц; 2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери – 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности; 3) инвалидам, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности I степени, - 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц. Размеры социальных пенсий, определенные в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти РФ установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При этом если установлены разные районные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Вспомогательная таблица №3 по данной теме дана в Приложении.
Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий: Социальное обслуживание
Социальное обслуживание нетрудоспособных и инвалидов за счет общественных фондов потребления является частью права социального обеспечения. Формирование в России правового и социального государства предполагает не только создание условий для осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечение их всесторонней защиты. Для этого предусматривается совершенствование системы государственных социальных гарантий, развитие новых социальных технологий, формирование сети специализированных учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных граждан охватывает различные виды социальных услуг, а именно: ü предоставление жилищно-бытовых льгот (в том числе предоставление средств передвижения, налоговые льготы); ü содержание в социальных учреждениях, главным образом, нетрудоспособных граждан (интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические интернаты, детские дома, приюты и т.п.); ü протезно-ортопедическая помощь; ü транспортное обслуживание и ряд других. Правовой базой, регулирующей социальное обслуживание, являются принятые и действующие в настоящее время законы и подзаконные акты. К числу основных можно отнести: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с посл. изм. и доп.), Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с посл. изм. и доп.), Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». В ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» дано определение социального обслуживания. Оно представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно этому же закону трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Право на социальное обслуживание в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона имеют граждане РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Действующим законодательством установлены следующие виды социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: 1. Материальная помощь, которая предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. 2. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная. 3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1285. 4. Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 (с послед, изм. и доп.). 5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. 6. Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. 7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Принятие в 1995 году Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающие социальные услуги семьям, женщинам и детям. В настоящее время в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей действует центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону. Минтрудом РФ в 2000 г. разработаны рекомендации по организации деятельности социальных служб, оказывающих помощь населению. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными службами утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739. Так, бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Раздел III. Специальная часть:
Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права. Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства. Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается либо на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов. Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Свое правовое закрепление это право находит в таких актах как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.). Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством. Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ. Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), которое образовано в 1991 году. Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры. Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляются основные социальные права человека. В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается, в основном, в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др. Всего к 1995 году их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации). На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС). Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.). В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы. Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством. Подписание 29 марта 1996 г. в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств. Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства. Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств. Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента. Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (Женева, 4 июня 1952 г.). В этой конвенции охвачены практически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца). Например, основанием для предоставления пособия по старости (по российскому законодательству - пенсии по старости) является достижение работником возраста 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа проживания в стране. Когда выплата пособия по старости обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму. В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у которых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет. Законодательство страны может предусматривать приостановление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход. Важное значение в международно-правовом регулировании имеет принцип равноправия в области социального обеспечения, который закреплен в Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.). В соответствии с ней государства, ратифицировавшие Конвенцию, предоставляют на своей территории гражданам любого другого государства-члена Международной организации труда одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства. В отношении пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и т. д.) равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована. Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).
Тесты по курсу (38 тестов с ответами по выбору, 29 тестов на однозначный ответ «да» или «нет»)
а) правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение; б) правоотношения по рассмотрению споров между сторонами; в) правоотношения по поводу отдельных видов социального обеспечения.
а) беженцы и вынужденные переселенцы; б) Министерство финансов РФ; в) Министерство труда и социального развития РФ; г) органы ЗАГС.
а) суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ; б) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая при оценке пенсионных прав; в) суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности до 01.01.2002 г. и после 01.01.2002 г., учитываемая при определении права на пенсию.
а) учеба в институте; б) период получения пособия по безработице; в) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом II группы (II степени); г) период получения пособия по временной нетрудоспособности.
5. Какие периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности включаются в общий трудовой стаж: а) служба в Во
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.016 с.) |