Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· Особенности медико-социальной реабилитации Людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата · Особенности медико-социальной реабилитации при Сердечно-сосудистых заболеваниях · Патопсихологические характеристики больных и Инвалидов Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства: • вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации; • вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа); • в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез); • вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез); • в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, гемипарез); • вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей; • в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей. Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения. Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться: · расстояние, на которое может передвигаться человек; · темп ходьбы (в норме 80—100 шагов в минуту); · коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94—1,0); · длительность двойного шага (в норме 1—1,3 с); · скорость передвижения (в норме 4—5 км/ч); · нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств. Оба вида ограничений жизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а об ограничениях способности к передвижению — при повреждениях нижних конечностей. Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации. Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям. Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство — проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. Модель жилого помещения для социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает оптимальное жилое помещение, которое содержит жизненно важные "блоки" и в котором инвалид с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата будет надежно адаптирован. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть в результате физических травм, вследствие нарушения мозгового кровообращения, полиомиелита, ДЦП, врожденных физических дефектов. Адаптированное жилое помещение включает приспособления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные). При этом учитываются два самостоятельных подхода: • модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта, нарушений функций опорно-двигательного аппарата за счет специального стационарного оборудования; • оснащение этих помещений специальными (нестационарными) индивидуальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. К оборудованию и оснащению предъявляются требования двух категорий. 1. Медицинские требования: · точное соответствие типу дефекта; · совпадение реабилитационного воздействия с физиологической функцией дефектного органа (конечности); · функциональность реабилитационных изделий; · предупреждение (избежание) возможных осложнений в ходе пользования вспомогательными устройствами. 2. Технические требования: · безопасность пользования; · надежность, прочность материала, из которого изготовлено изделие; · простота конструкции, обеспечивающая доступность |для пользователя; · компактность; · ограничение эргономических усилий. В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прописаны льготы данной категории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской федерации.
Патопсихологические характеристики больных и инвалидов. Большое значение для организации реабилитационного процессалюдей с различными заболеваниями имеют их психологические характеристики. провели Результаты экспериментально-психологического исследования инвалидов с рано приобретенными дефектами опорно-двигательного аппарата (в результате травмы или последствий детского церебрального паралича), проведенного сотрудниками ЦИЭТИНа выявило, что для многих из таких инвалидов вопросы, связанные непосредственно с болезнью, утратили свою остроту и отступили на второй план. Их состояние, как правило, стабильно; непосредственная угроза для жизни и выраженные болевые ощущения отсутствуют. При этом интеллектуальные и творческие способности в большинстве случаев сохранены. В такой ситуации на первом месте оказываются как раз специфичные для инвалидов вопросы - сохранение и поддержание своего социального статуса. Первое, что обращает на себя внимание, - это эмоциональное состояние индивида. Наблюдаются снижение эмоционального тонуса, вялость, апатия, т.е. общая астенизация психики. Астенические проявления часто сочетаются с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Подобные астено-невротические черты наблюдаются у подавляющего большинства инвалидов. Это свидетельствует о том, что в их основе лежат не только психологические причины, но и психофизиологические: тяжелое заболевание неизбежно отражается на состоянии нервной системы. Многим (хотя и не всем) инвалидам присущи ипохондрические проявления - опасение за свое здоровье, фиксация на болезненных ощущениях. Есть определенная категория инвалидов с противоположным отношением к своей болезни. Они недооценивают тяжесть своего состояния, считают себя практически здоровыми либо убеждены, что вскоре полностью излечатся. Чаще всего такое отношение к болезни встречается у инвалидов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), особенно в детском и юношеском возрасте. Недооценка тяжести своего состояния часто проявляется в неадекватном выборе профессии. Многим инвалидам присуща такая черта, как упорство, настойчивость. Эту черту можно считать, скорее, положительной, но зачастую она принимает гипертрофированную форму и проявляется в виде упрямства, ригидности, неспособности к компромиссам. Эмоциональное состояние во многом зависит от тяжести заболевания и стойкости дефекта. Если у инвалида есть возможность по состоянию здоровья вести активный образ жизни, но он постоянно сталкивается с социальными ограничениями, то это нередко приводит к психологической дезадаптации. Следующая важная психологическая особенность человека - его самооценка, отношение к самому себе. От самооценки зависит образ жизни человека и в конечном счете его положение среди людей. От нее зависит даже протекание самого заболевания. Психологические исследования показали, что при прочих равных условиях реабилитация оказывается более эффективной для людей, ценящих себя более высоко. Исследование социально-психологических особенностей взаимодействия инвалидов с социальным окружением выявило их положительное отношение к здоровым людям. В то же время у большинства инвалидов отмечается неудовлетворенная потребность в общении со здоровыми людьми. Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно привязанными к родителям и не способными оторваться от родительской опеки. При установлении новых связей и отношений инвалиды оказываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполноценность, неприятие социальным окружением. Установлению социальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установлении интимных отношений с противоположным полом, постоянно испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и потребности в любви. Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности заниматься какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интернету, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта. При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды отдают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценностной иерархии. То же можно сказать и о деловых качествах, более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнительность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалидности, предпочтительны доминантные качества личности, как социальные, так и деловые. Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедеятельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, будучи здоровыми. Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. К основным и наиболее распространенным сердечно-сосудистым заболеваниям, приводящим к инвалидности, относятся ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, цереброваскулярная патология с хроническими и острыми нарушениями кровообращения, тяжелые стадии гипертонической болезни. Ограничения жизнедеятельности во многом определяются выраженностью нарушений кровообращения, распространенностью патологического процесса и его характером, течением и стадией заболевания. Умеренное нарушение функции кровообращения при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе может привести к таким ограничениям жизнедеятельности, как способность к передвижению, обучению, трудовой деятельности. Это связано со снижением физической и психофизической выносливости больных, периодически возникающими приступами стенокардии или гипертоническими кризами, частыми головными болями, головокружением, снижением интеллектуальной продуктивности. При выраженных расстройствах кровообращения страдают все функции жизнедеятельности, что приводит к снижению способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, трудовой деятельности. При расстройствах мозгового кровообращения наблюдаются головокружения с неустойчивостью походки, головные боли, нарушения интеллектуально-мнестических функций, вплоть до слабоумия. При очаговых поражениях возникают нарушения статикодинамической функции (парезы, параличи, атаксия), которые приводят к расстройствам произвольной подвижности одной или нескольких конечностей, снижению мышечной силы. Следствием этих нарушений являются ограничения в сфере самообслуживания, самостоятельного передвижения. У людей возникают расстройства речи, слуха, зрения, снижение способности понимать обращенную к ним речь, писать, читать. В результате нарушается способность к общению и обучению. Ограничение способности контролировать свое поведение может быть вызвано эпилептиформными пароксизмами, зрительной агнозией, выраженными нарушениями психических функций. В тяжелых случаях больные могут полностью утратить навыки к самообслуживанию, соблюдению личной гигиены, к физиологическим отправлениям. В остром и подостром периоде сердечно-сосудистых заболеваний основное место занимает медицинская реабилитация - лечебная физкультура, дозированные физические нагрузки, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, диетическое лечебное питание. Цель медицинской реабилитации - восстановление функций систем и органов, нарушенных в результате болезни, совершенствование компенсаторных механизмов больного, снижение степени выраженности сердечной недостаточности, расстройств кровообращения, нарушений сердечного ритма, предотвращение прогрессирования заболевания и рецидивов, т.е. осуществление вторичной профилактики. Большое значение имеет социально-психологическая реабилитация, особенно после перенесенного инфаркта миокарда или инсульта. Применяются индивидуальная (психокоррекция, аутогенная тренировка) и групповая психотерапия. Психотерапевтические занятия призваны помочь больному справиться с перенесенным психическим стрессом, вызванным внезапным тяжелым, жизнеугрожаюшим недугом, невротическими расстройствами, а также настроиться на активное участие в реабилитационных мероприятиях. Основная задача социальной реабилитации - обучение «жизни с инвалидностью»: организация диетического питания, режима труда и отдыха, обучение самопомощи и самообслуживанию, персональной сохранности, пользованию вспомогательными техническими средствам. Больному, имеющему статические и двигательные нарушения, приходится заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом, выполнять ранее привычные и жизненно необходимые действия. Большое значение имеет обучение членов семьи решению проблем инвалидности, использованию вспомогательных приспособлений и устройств, помогающих самому инвалиду и уходу за ним. Технические средства реабилитации подбираются в зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности. В качестве восстановительной терапии инвалидам с сердечнососудистыми нарушениями и их осложнениями в виде нарушений двигательных функций показана трудотерапия. Трудотерапия проводится в двух направлениях. Больные с выраженными нарушениями двигательной функции, вестибулярно-мозжечковыми расстройствами после медицинской реабилитации продолжают освоение и тренировку навыков обслуживания в реабилитационных отделениях в блоке социально-бытовой реабилитации. Такой блок представлен имитацией жилой комнаты и кухни, в которых размещены специализированный набор мебели, стол-стенд, настенный стенд с набором бытовых принадлежностей. Занятия с использованием специализированных устройств позволяют больным воспроизводить стереотипы повседневной жизни, что способствует восстановлению их нарушенных функций и приобретению самостоятельности в быту. Больные с незначительными и умеренными нарушениями двигательной функции, у которых способность к самообслуживанию существенно не ограничена, часто нуждаются в отработке координации движений и изолированных двигательных актов на стендах и бытовых приборах. При профессиональной реабилитации обращается внимание на психофизические возможности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такому контингенту лиц противопоказаны значительные физические нагрузки, работа, связанная с нервно-психическим напряжением, в неблагоприятной экологической или экстремальной обстановке, при интенсивном шуме, вибрации, смене температур, вдали от населенных пунктов. При нарушениях речи противопоказаны выполнение административных обязанностей, преподавательская деятельность. Нередко необходимо создание специального рабочего места, оснащенного вспомогательным оборудованием и техническими приспособлениями.
ЛЕКЦИЯ 13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.135.227 (0.016 с.) |