Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы обеспечения социальной помощи психически больнымСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организация социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, должна строиться в соответствии с принципами, отработанными многолетней практикой отечественной и зарубежной психиатрии. Основными из них являются: • государственный характер помощи и гарантия соблюдения прав личности; • доступность и своевременность социальной помощи и реабилитационных мероприятий; • профилактическая направленность; • ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи; • непрерывность и завершенность; • ориентация на потребности индивида. Важность развития социальных видов помощи в отечественной психиатрии в настоящее время признается на всех уровнях, от практического здравоохранения до законодательных органов. Российским правительством, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития издан ряд нормативных документов, определяющих формирование отечественной социальной и социореабилитационной помощи психически больным и инвалидам. Основные из них: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.01.1995 г., который предусматривает развитие реабилитационной помощи инвалидам, в том числе по психическому состоянию; Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. Этот закон призван обеспечить соблюдение гражданских и личных прав психически больных, определяет правовые отношения между пациентами и службами, взаимодействующими с ними, между обществом и лицами, имеющими отклонения в психическом состоянии и поведении; Приказ Министерства здравоохранения РФ № 294 от 30.10.1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи», в котором определены должностные нормативы и функциональные обязанности социальных работников в психиатрических учреждениях амбулаторного и стационарного звена; Приказ Минздрава РФ № 226 от 28 июля 1997 г. «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи». Согласно этому приказу определены базы и программа последипломной подготовки социальных работников для работы с лицами, имеющими нарушения психического здоровья. В октябре 1997 г. согласно приказу Министерства здравоохранения РФ был создан научно-методический совет по социальной работе в здравоохранении, в задачи которого входили организация и координация социальной работы в лечебно-профилактических учреждениях и вопросы подготовки кадров. Таким образом, в отечественной психиатрической службе создаются условия для развития социальной помощи и реабилитации в современном ее понимании. На основе нормативно-законодательной базы разрабатываются научно-информационные, кадровые, методические и организационные аспекты проблемы. Из экономических предпосылок государственной политики в отношении социальной и реабилитационной помощи важнейшей является ее бесплатное обеспечение. Не менее важный принцип организации социальной помощи — общедоступность. Под этим термином подразумевается возможность получения потребителем необходимой ему помощи в нужное время, в удобном для него месте, в достаточном объеме и высокого качества. Система социореабилитационной помощи должна иметь ступенчатый характер и преемственность на разных этапах ее оказания. Реализация этого принципа находит воплощение в стандартах организационной модели психиатрической помощи, которые предусматривают включение всех госпитальных и внебольничных учреждений и служб, как системы здравоохранения, так и социального обеспечения, соответствующих потребностям психически больных. Эти учреждения и службы должны иметь возможность свободно взаимодействовать и сотрудничать. Безусловно, психиатрическая служба подразумевает обязательную интеграцию социальной помощи во всех подразделениях и звеньях организационной цепи. Деятельность государственных учреждений гармонично может быть дополнена помощью общественных организаций по оказанию поддержки психически больным и их родственникам. Многообразие форм помощи позволит потребителю выбрать именно те, которые наиболее соответствуют его запросам и потребностям. Организация социальной помощи психически больным должна предусматривать территориальный принцип обслуживания. Одним из критериев качества обслуживания может служить время, которое больной человек затратит на получение необходимой ему помощи. Поэтому социальная помощь должна быть приближена к месту проживания больных, что особенно актуально для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями передвижения. Особая роль отводится структурам, ответственным за обеспечение социальной помощи на дому. Территориальный принцип организации социальной помощи в психиатрии важен и по другой причине — он позволяет учитывать особенности регионов (эпидемиологические, географические, экономические, демографические, культуральные и пр.) и, следовательно, в большей степени опираться на реальные потребности конкретных категорий населения. Региональные органы управления психиатрической службой и социальной помощью могут создавать адаптированные программы социальной поддержки психически больных; разрабатывать наиболее подходящую для местных условий систему помощи; обеспечивать наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов. Социальная помощь должна иметь профилактическую и соиореабилитационную направленность. Это достигается: путем раннего выявления лиц, имеющих психические отклонения, и лиц с повышенным риском развития психического заболевания; доступностью и своевременностью психиатрической и психосоциальной помощи на любом этапе болезни; расширением форм социальной поддержки психически больных, в том числе с созданием групп взаимопомощи, с привлечением добровольных общественных организаций, спонсоров, с внедрением льготного налогового обложения учреждениям, занимающимся благотворительной деятельностью или предоставляющим рабочие места психически больным. Настоящие задачи могут быть решены только при совмещении усилий всех ведомств, имеющих отношение к обеспечению помощи психически больным — Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, образования, культуры, Управления бытового обслуживания и др. Очень важный аспект реформы системы охраны психического здоровья заключается в совершенствовании системы подготовки, аттестации и лицензирования специалистов. Особенно остро стоит проблема подготовки социальных работников, психологов и социальных педагогов, обладающих соответствующими знаниями и профессиональными навыками для работы с психически больными. В настоящее время в России функционирует 119 вузов и около 70 их филиалов, в которых готовят специалистов по социальной работе. Четыре научно-исследовательских института психиатрии должны обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. Намеченные образовательные ориентиры должны создать условия для подготовки в течение ближайших 5—7 лет достаточного количества специалистов для критического перелома в организации психосоциальной помощи в психиатрии и создании новых профессиональных сообществ. Качественному решению проблем пациентов поможет также четкое обозначение целей и задач каждой из организационной структуры и создание информационной системы о действующих в регионе службах охраны психического здоровья, социальных и других формах помощи. В России медико-социальная помощь лицам, имеющим психические расстройства, оказывается в учреждениях разных ведомств (здравоохранения, социального обеспечения, образования) и организациях (общественных, коммерческих). Каждое из звеньев — психиатрическая, общесоматическая и социальная службы — представлено внебольничной, полустационарной и стационарной формами помощи, которое, в свою очередь, имеет учреждения со своими функциями, профилированием с учетом клинико-социальных характеристик контингента и потребностей в помощи. Организационная структура и функции отдельных учреждений здравоохранения и социального обеспечения, оказывающих медико-социальную помощь психически больным, зависят от разных факторов. Определяющими факторами для выбора формы помощи являются: характер и выраженность психопатологической симптоматики; характер и тяжесть соматической патологии; возраст больного; уровень его социальной адаптации; семейное положение и возможности родственников больного в оказании ему помощи в лечении, психологической поддержке и уходе. В зависимости от сочетания этих факторов тактический подход в выборе учреждения для проведения необходимых лечебно-диагностических, восстановительных мероприятий, при оказании социальных форм помощи и поддержки будет принципиально различным. Организация социальной помощи психически больным в структуре учреждений психиатрической службы
В системе здравоохранения психиатрическая помощь оказывается в учреждениях общей и психиатрической службы. В психиатрическую службу входят такие функциональные подразделения, как психиатрические кабинеты, психоневрологические диспансеры, психиатрические больницы, дневные и ночные стационары, психиатрические и соматопсихиатрические отделения в больницах общего профиля, лечебно-трудовые мастерские для амбулаторных и стационарных больных. В разных областях и краях страны имеются различные комбинации этих структурных подразделений. Социальная помощь в данных учреждениях в настоящее время оказывается в минимальном объеме (патронажными сестрами в психоневрологических диспансерах; трудотерапевтами в диспансерах, психиатрических больницах и лечебно-трудовых мастерских) или отсутствует вообще (в учреждениях общесоматической сети). Как указывает И.Я.Гурович, на сегодняшний день в психоневрологических диспансерах России работают всего 145 специалистов по социальной работе и 334 социальных работника. Предварительные расчеты показывают, что для преодоления нашего отставания в развитии социальной помощи в психиатрии необходимо, чтобы работало в психоневрологических диспансерах минимум 2 тыс. специалистов по социальной работе с высшим образованием и 7,3 тыс. — со средним, для обеспечения социальной помощи стационарному контингенту — 8,5 тыс. социальных работников. Таким образом, тормозом развития социальной помощи в психиатрии является прежде всего необеспеченность кадрового состава соответствующими специалистами по социальной работе. Темпы и качество их подготовки во многом определяют развитие социальной помощи и реабилитации лиц, имеющих нарушение психического здоровья. Рассмотрим подробнее основные структурные звенья организационной модели социальной и медицинской службы и определим функциональные задачи каждой из организационных форм помощи. Психиатрические больницы как учреждения стационарного типа были первой организационной моделью психиатрической службы. Они стали наиболее традиционными и до настоящего времени остаются неотъемлемой частью системы психиатрической помощи. На сегодняшний день в России насчитывается 278 психиатрических стационаров. Количество госпитализированных в психиатрические стационары составляет 300—400 тыс. человек. Это преимущественно больные злокачественной и параноидной шизофренией, старческими деменциями, а также другими хронически протекающими психотическими состояниями. В плане реабилитационной помощи в стационарах особое внимание уделяется созданию терапевтической среды. Под термином «терапевтическая среда» понимают все то, что окружает больного, — вещи, люди (медицинские и социальные работники), процессы, события. Для того чтобы избежать дополнительного вреда от неблагоприятной среды психиатрического учреждения, необходимо так организовать окружение пациента, чтобы она как можно больше приближалась к естественной, стимулировала адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевтическое воздействие, тем более ощутим его эффект. Для повышения эффективности реабилитации большое значение имеет также создание благоприятного психологического микроклимата в отделениях и установление реабилитационного режима, которые способствуют восстановлению психофизических функций, повышению самосознания и социальной компетенции личности. Система дифференцированных реабилитационных режимов и дифференцированных режимов содержания больных разработана сотрудниками Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М.Бехтерева во главе с его ректором — М. М. Кабановым. Дифференцированная система лечебных режимов, лежащая в основе восстановительного лечения, включает лечебно-охранительный, щадящий и активизирующий режимы. Дифференциация лечебных режимов, в свою очередь, тесно связана с применением дифференцированных режимов содержания больного: режима интенсивного наблюдения, режима дифференцированного наблюдения, режима открытых дверей (без ограничений), режима частичной госпитализации. С реабилитационной целью в стационарах создаются терапевтические сообщества пациентов. Они базируются на функционировании разных небольших групп пациентов — психотерапевтических, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит своеобразным полигоном для отработки планов и действий, отвечающих реальности. Применение дифференцированных, в зависимости от психического состояния, реабилитационных режимов, а также социоориентированных методов способствует существенному снижению длительности госпитализации, что имеет немаловажное значение для предотвращении явлений «госпитализма» и социальной дезадаптации. Стационарная психиатрическая служба предназначена для оказания помощи лицам с довольно тяжелыми формами психических заболеваний и расстройствами социальной адаптации. Однако это не только больные с психозами, но и больные с выраженными невротическими и аффективными нарушениями. В зависимости от психического состояния и сохранности адаптационных возможностей задачи по организации социально-реабилитационной помощи будут различными. Пациенты с психозами, хроническими расстройствами, сопровождающимися выраженным нарушением социального функционирования, в период пребывания в стационаре нуждаются в купировании острых психотических расстройств, уходе и восстановительной терапии. Социальная реабилитация в этом случае заключается в стимуляции потенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях (дома, в пансионатах и т.д.). Для больных с пограничным уровнем расстройств большое значение имеет помимо медикаментозного лечения психотерапевтическое и психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности. В последние годы в России наметилась тенденция к сокращению стационарного коечного фонда в системе здравоохранения и к созданию структурных подразделений, различающихся по степени интенсивности проводимого в них лечения и ухода. Наряду с сокращением больничных коек происходит развертывание медико-социальных учреждений: дневных стационаров, домов-интернатов, отделений сестринского ухода и хосписов, в том числе хозрасчетных, гериатрических центров, стационаров на дому и т. п. Стационар на дому организуется как альтернативная форма стационарного лечения длительно болеющих. Здесь используется бригадный метод обслуживания, что позволяет и проводить врачебное наблюдение, и обеспечить пациента всеми необходимыми лекарствами, и организовать уход за ним (штатным социальным работником или совместно с органами социального обеспечения и общественными организациями). Следует учитывать, что полустационарный режим для большинства психически больных, нуждающихся в стационарном лечении, более показан, чем круглосуточное пребывание в закрытом учреждении. В социальном плане положительными аспектами деятельности дневного стационара являются: лечение без отрыва от привычных жизненных условий с сохранением социального статуса, предупреждение социальной дезадаптации, явлений госпитализма и широкие возможности организации социально-реабилитационных мероприятий. Дневные стационары могут функционировать в структуре психиатрических клиник или учреждений амбулаторного типа (психоневрологические диспансеры, психиатрические подразделения центральных районных больниц или другие крупные многопрофильные стационары). В зависимости от этого полустационары будут выполнять роль «клиники долечивания», ступени «на полпути к дому» или брать на себя функции самостоятельного лечебно-реабилитационного учреждения. Основными принципами организации деятельности дневного стационара в структуре психоневрологических диспансеров являются: максимальная приближенность дневного стационара к потребителю и способность проводить в полном объеме комплекс необходимых лечебно-диагностических и социореабилитационных мероприятий. Комплексное лечение психической и соматической патологии в обязательном порядке должно включать в себя социотерапевтические и психокоррекционные методы с широким диапазоном современных методов психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии. Показаниями для направления в дневной стационар могут служить любые состояния, за исключением острого возбуждения, болезненных расстройств социально опасного характера, суицидальных намерений, состояний помрачения сознания и выраженной деменции, а также наличия сопутствующих инфекционных и тяжелых соматических заболеваний, требующих специальной терапии или постельного режима. Кроме того, больной должен активно сотрудничать с врачом в терапевтическом процессе и иметь соответствующую микросоциальную среду дома. Имеется в виду: отсутствие конфликтных отношений с родственниками; наличие членов семьи или других близких, которые могут оказать помощь врачу и социальному работнику в контроле поведения и лечения больного дома. Основными функциональными задачами дневного стационара являются: 1) активная терапевтическая помощь первичным больным и предотвращение повторных госпитализаций при длительно текущем или повторяющемся психическом расстройстве; 2) «долечивание» и социальная адаптация больных после выписки из психиатрической больницы; 3) психокоррекционная работа, направленная на повышение социальной активности пациентов, проведение индивидуальной и групповой психотерапии, трудо- и культтерапии. Режим полустационарного пребывания больных в психиатрической больнице перед их выпиской оказался, высокоэффективным с точки зрения социальной реабилитации (активности, приспособляемости) и потому должен найти более широкое применение в практике стационарных служб. Важное место в системе психиатрической помощи занимают амбулаторные формы. Главными задачами, которые призваны решать учреждения системы амбулаторной помощи, являются профилактика, раннее выявление и лечение психических нарушений, социальная адаптация больных. В зависимости от характера и выраженности психических расстройств, сопутствующей соматической патологии и потребности преимущественно в психиатрической или психологической и психотерапевтической помощи лица с психическими заболеваниями могут получать социально-медицинскую помощь в следующих учреждениях: • психоневрологических диспансерах и диспансерных отделениях психиатрических больниц; • психотерапевтических центрах; • территориальных и межтерриториальных общесоматических поликлиниках. Основной организационной формой амбулаторной психиатрической помощи являются психоневрологические диспансеры (ПНД). В 2000 г. в стране их было 166. Во многих регионах вместо ПНД организованы диспансерные амбулаторные психоневрологические отделения или кабинеты в структуре стационарных учреждений (по стране их 2322). Клиническая структура контингентов психоневрологических диспансеров или диспансерных отделений такова: треть больных — случаи шизофрении с относительно благоприятным течением, органические расстройства, а также случаи, которые, согласно критериям «МКБ—10», диагностируются как шизоаффективные, аффективные и личностные расстройства. Оставшиеся две трети — нерезко выраженная умственная отсталость и пограничные состояния. Основными организационными задачами социальной работы в условиях психоневрологических диспансеров являются: • организация различных форм социальной поддержки пациентов (материальной, в виде льгот); • обеспечение социальной помощи больным и их семьям (помощь по хозяйству, в воспитании детей, патронаж, трудоустройство, социальная и правовая защита). Оформление документов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обеспечения. Решение вопросов опеки; • проведение социально-реабилитационных программ — образовательных курсов по основам психиатрических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренингов социальных навыков, восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости; • оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного; • организация общественных форм помощи потребителей — самих больных, их родственников и ближайшего окружения; • реализация программ по антистигме[3] — обеспечение психологической коррекции с целью дестигматизации самих больных и их родственников, проведение информационно-образовательных занятий среди отдельных социальных групп населения, работа со средствами массовой информации; • установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей. Очевидно, что для организации подобной работы необходимо привлечение социальных работников как среднего, так и высшего звена, а также психологов и социальных педагогов. Организация социальной помощи в структуре психоневрологических диспансеров может повысить качество обслуживания и качество жизни пациентов и вместе с тем даст возможность психиатрам значительно больше внимания уделять лечебно-диагностической работе с больными. Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц в системе органов здравоохранения, а также в стационарных учреждениях социального обеспечения. К преимуществу труда в условиях ЛТМ относят возможность работы под медицинским контролем, использование дозированных видов и режимов труда с учетом психофизических особенностей и сохранности профессионально-трудовых возможностей инвалида, ориентацию на приобретение полезных навыков трудовой деятельности. Немаловажное значение имеет коллективный характер работы, который способствует установлению новых коммуникативных связей и отношений. В последние годы в связи с изменившимися правилами госпитализации в психиатрический стационар и условиями проживания (возможность приватизации, продажи жилья) резко возросло число психически больных без определенного места жительства, что создает ряд проблем медицинского и социального характера. Накопившийся опыт, главным образом зарубежный, свидетельствует о целесообразности создания для психически больных, утративших родственные связи и которых некуда выписывать, специальных форм защищенного жилья (специализированных отделении-общежитии промежуточного типа, реабилитационных центров, общежитии на «полпути» и так называемых реабилитационных квартир, кемпингов, пансионатов). В России в качестве одной из форм защищенного жилья получили распространение общежития для психически больных. Они призваны дополнять деятельность психиатрических больниц и рассчитаны на тех пациентов, которые только что выписались из психиатрического стационара, получают медикаментозную терапию антипсихотическими средствами и нуждаются лишь в небольшой степени участия медицинского персонала и минимальном врачебном контроле. В социальном и психологическом планах такие больные остаются еще ущербными и не способны справляться с проблемами повседневной жизни в открытом обществе, трудоспособность их также ограничена. Шансы на социальную реабилитацию и интеграцию в общество у лиц, проживающих в общежитиях, довольно благоприятные. Задачи социальной службы в подобного рода учреждениях — формирование адекватных установок на новую среду обитания, проведение профилактической и реабилитационной работы. Эта работа главным образом направлена на восстановление трудового статуса психически больных и обретение ими способности жить в обычных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь может быть выражен формулой: репетиция-имитация «нормальной» самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Проживающие в общежитии регулярно участвуют в таких обязанностях по дому, как приготовление пищи, уборка помещения, поддержание чистоты своей собственной одежды, соблюдение личной гигиены. Они учатся планировать покупку продуктов, умело пользоваться деньгами. В процессе реабилитации растет способность пациентов справляться с этими проблемами в одиночку или в сотрудничестве с другими. С помощью психосоциального тренинга пациенты также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, определять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожиданиями общества. В настоящее время в России функционирует всего 64 общежития для психически больных на 4230 мест. В Федеральной программе по неотложным мерам совершенствования психиатрической помощи было принято постановление о расширении форм помощи лицам, утратившим социальные связи, и разработан ряд мероприятий, направленных на его реализацию. Организация психиатрической и социальной помощи пациентам учреждений общесоматической сети
Новой и быстро развивающейся формой психиатрической помощи в системе первичного звена здравоохранения являются психотерапевтические кабинеты. К началу 2000 г. их число составило 1134. Психотерапевтические кабинеты, как правило, функционируют в составе общепрофильных учреждений (территориальных поликлиник), что позволяет оказывать необходимую психиатрическую помощь тем лицам, которые опасаются обращаться в психиатрические учреждения. Психотерапевтические кабинеты предназначены для оказания помощи лицам практически со всем спектром психических заболеваний, при которых психопатологические расстройства имеют уровень невротических (неврозоподобных), нерезко выраженных аффективных, сверхценных или паранояльных, инициального органического снижения мнестико-интеллектуальных функций или неглубокого шизофренического дефекта. В стационарах общего типа психиатрическая помощь представлена в соматопсихиатрических отделениях (для больных, имеющих сочетанные тяжелые психические и соматические расстройства) и в виде консультативной психиатрической помощи в отделениях соматического профиля. Этого явно недостаточно. Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности широкого развертывания психиатрической помощи в учреждениях общего типа в первую очередь для лиц, нуждающихся в срочном кризисном вмешательстве, для лиц, имеющих невротический уровень психических расстройств, а также для пожилых больных. В системе общесоматической медицинской помощи социальные работники в настоящее время не задействованы, хотя могли бы занять определенное место. Социальная работа по охране психического здоровья в структуре медицинских учреждений общего типа может заключаться в выявлении лиц, нуждающихся в социальной помощи и психосоциальной реабилитации. Раннее подключение социального работника в лечебную бригаду может повысить эффективность терапии личностных расстройств, депрессий, психических расстройств позднего возраста. Социальные работники могут участвовать в проведении психопрофилактической работы по предупреждению социальной дезадаптации больного, а также в выявлении групп повышенного риска (в ситуациях стресса или декомпенсации соматических заболеваний). Не менее важна организация посреднических социальных услуг при направлении больных в учреждения социального профиля, при установлении связи с правоохранительными, общественными и государственными органами, оказывающими поддержку лицам старшего возраста и инвалидам. Социальные работники могут оказывать непосредственные услуги пациентам, находящимся в стационаре, или их нетрудоспособным родственникам, оставшимся дома без ухода. Социальная помощь психически больным в учреждениях системы социальной защиты населения
Одной из злободневных проблем современности является развитие учреждений социального обеспечения. Это обусловлено увеличением количества лиц преклонного возраста и хронически психически больных, нуждающихся в призрении и уходе. Правительством и отраслевым министерством издан ряд постановлений, направленных на дальнейшее улучшение обслуживания престарелых и инвалидов: Приказ Министерства социальной защиты населения № 375 от 17.3.1987 г. «О расширении сети домов-интернатов для одиноких и комплекса социальных служб на дому, создании территориальных центров социального обслуживания пенсионеров»; Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятый Государственной думой 17.05.1995г.; Постановление Совета Министров РФ № 293 от 31.01.1996г. «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в Российской Федерации» и др. Психоневрологические интернаты — это основная и наиболее распространенная организационная форма для психически больных. Прообразом подобных учреждений стал приют для умственно отсталых детей, открытый в 1854 г. в Риге доктором Ф. Плацем; широкое развитие психоневрологические интернаты получили в СССР в 30—40-е годы. По мере увеличения числа указанных учреждений выявилась необходимость их профилирования. В основу разграничения интернатов, их типизации положен ряд критериев: возраст, характер патологии, степень выраженности болезненных проявлений и др. Среди психоневрологических интернатов наиболее типичны психоневрологический интернат (ПНИ) и детский дом-интернат для умственно отсталых детей (ДЦИ). В последние годы появился в качестве экспериментальной модели геронтопсихиатрический интернат. В 2000 г. в стране функционировали 442 психоневрологических интерната для психохроников и 147 для умственно отсталых, число мест в них, соответственно, составило 131,2 и 32,2 тыс. В общей совокупности мест в сети стационарных учреждений социального обслуживания число интернатов для лиц с психическими заболеваниями приближается к 64%. Инвалиды, проживающие в интернатах, представляют собой наиболее тяжелый контингент психически больных. В интернатах социального обеспечения для психохроников, по статистическим данным, на 2000 г. находилось 121 тыс. человек. В основном это больные с тяжелой умственной отсталостью и деменциями разного генеза (шизофрения, деменции позднего возраста и пр.). Основными задачами психоневрологических интернатов являются: • материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; • организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; • осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера; • организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате. Детские специализированные учреждения. Детские дома-интернаты разделяют на учреждения для обучаемых и необучаемых детей. Наряду с ними существуют учреждения смешанного типа. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной и трудовой адаптации. В детском доме-интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или пятидневным режимом содержания. По нозологической принадлежности в структуре контингента детских домов-интернатов доминируют больные олигофренией (83,7%). Другие заболевания представлены органическими заболеваниями центральной нервной системы сложного генеза, эпилепсией, шизофренией и прочими заболеваниями. В возрастном отношении в контингенте детских домов-интернатов выделяют 3 группы: дошкольного, школьного и подросткового возраста. В первую входят дети в возрасте от 4 до 8 лет, во вторую — дети от 9 до 15 лет. Третья группа подростковая — от 16 до 18 лет. Дети с отклонениями в психическом развитии более раннего возраста воспитываются в специальных яслях, которые относятся к системе здравоохранения. Именно здесь решается вопрос о дальнейшей судьбе ребенка, о том, где он сможет жить и обучаться, — в школе-интернате системы народного образования или в учреждении социальной защиты. К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для детей с умственной отсталостью, слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Большинство детей с физическими дефектами имеют в той или иной степени отклонения в психической сфере. Еще одним типом учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями центральной нервной системы, являются специальные психоневрологические санатории, которые относятся к системе здравоохранения. В санатории принимаются дети с легкой умственной отсталостью и сопутствующими соматическими заболеваниями в возрасте от 4 до 8 лет. Система помощи психически больным с затяжными формами заболевания и умственной отсталости прошла ряд этапов: от решения чисто призренческих задач до организации разностороннего медико-социального обслуживания на основе современной концепции реабилитации. Новое направление в деятельности психоневрологических интернатов повлекло за собой расширение их задач, функций, а также разработку и внедрение новых форм и методов социальной и социально-педагогической работы с контингентом этих учреждений. Воспитательно-коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, строится на основе следующих принципов социальной и педагогической реабилитации: социально-практическая направленность обучения и воспитания; коррекционно-развивающее обучение; комплектность воздействия; индивидуально-личностный подход. Целью воспитательно-коррекционной работы с детьми-инвалидами является развитие потенциальных физических и умственных способностей, социальная адаптация, получение максимально возможного образования и трудовых навыков, интеграция в общество. Особенности реабилитации инвалидов в учреждениях соци |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.019 с.) |