Роль общения в психическом развитии человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль общения в психическом развитии человека



Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие позна­вательные способности и качества. С помощью активного общения с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально раз­витым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться по­луживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельству­ют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными, даже если он как организм вполне сохранился, оста­ется биологическим существом в своем психическом развитии, а не лич­ностью, не человеком. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые дли­тельное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми.

Особенно большое значение для психического развития ребенка име­ет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. В это время ребенок все свои человеческие, психические и поведен­ческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового воз­раста, он лишен способности к самопознанию (рефлексии), самообра­зованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения с окру­жающими людьми. Это — ведущая форма социальной активности в мла­денчестве и первый ее вид, который возникает в онтогенезе. Благода­ря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей. Что же касается предметной де­ятельности, которая также выступает как условие и средство психичес­кого развития, то она появляется позднее, только на втором году жизни.

В общении вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобре­тается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он об­щается, являются для ребенка носителями данного опыта, и никаким иным путем, кроме общения с ними, этот опыт приобретен быть не может. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими психи­ческое развитие детей.

Выделенные и описанные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Так, деловое общение формирует и развивает способности, служит сред­ством приобретения знаний и навыков. В нем человек совершенствует уме­ния взаимодействия с людьми, развивает необходимые для этого деловые и личностные качества. Личностное общение соответственно формирует человека как личность, предоставляет ему возможность приобрести опре­деленные черты характера, сформировать человеческие интересы, привыч­ки, склонности, усвоить нормы и формы человеческого поведения, опреде­лить цель своей жизни и выбрать подходящие средства для ее реализации.

Виды общения, разнообразные по содержанию, целям и средствам, выполняют специфические функции в психическом развитии индивида.

Например, материальное общение позволяет ему получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального раз­вития человека, так как общающиеся друг с другом индивиды обмени­ваются знаниями и интеллектуальными умениями. Кондиционное обще­ние обеспечивает состояние оптимальной психологической готовности к научению, формирует установки, необходимые для включения чело­века в другие виды общения. Тем самым оно косвенно способствует ин­дивидуальному интеллектуальному и личностному росту человека.

Мотивационное общение служит источником энергии для человека, его своеобразной мотивационной «подзарядкой». Приобретая в резуль­тате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, че­ловек расширяет свой психоэнергетический потенциал.

Деятельностное общение, которое мы определили как обмен действи­ями, операциями, умениями и навыками между людьми, обладает пря мым развивающим эффектом, так как совершенствует и обогащает соб­ственную практическую деятельность индивида.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию и совершенствованию разнообразных форм общественной жизни: групп, коллективов, органи­заций, наций, государств, мира людей в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обу­чаться и воспитываться за счет использования в практике самых про­стых и эффективных средств и способов научения, данных с рождения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усвоению выработанных людьми средств общения и совершенствованию на их основе способности к само­образованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управ­лению общением как таковым.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил речь и научился ей пользоваться (в возрасте около 2-3 лет). Кроме того, невербальное об­щение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя широкие возможнос­ти для дальнейшего развития.

Что же касается роли вербального общения в психическом развитии индивида, то ее вообще трудно переоценить. Это связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всестороннего развития чело­века, как интеллектуального, так и личностного.

Таким образом, без общения, выступающего в его разнообразных фор­мах, человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать свое элементарное человеческое существование.

 

Развитие общения

 

В фило- и онтогенезе происходит развитие общения, которое охваты­вает все основные стороны данного процесса: его содержание, цели и средства.

Филогенетическое развитие общения, связанное с изменением его содержания, проявляется в следующих моментах.

1. Обогащение содержания общения новой информацией, переда­ваемой от одного существа к другому. Сначала это сведения о био­логических состояниях организма, затем — информация о жиз­ненно значимых свойствах и воздействии внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, заключающая в себе объективные, независимые от на­личных потребностей живого существа, знания о мире, представ­ленные сначала в виде образов, а затем в форме понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюцион­ного развития общения могут проходить еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе че­ловека, достигая третьей ступени к началу школьного возраста.

2.Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потреб­ности, тем дифференцированнее и совершеннее цели общения.

3.Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по несколь­ким направлениям. Во-первых, выделяются специальные органы, являющиеся средством коммуникации, например руки. Во-вторых, идет развитие экспрессивных форм выразительных движений (же­стов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретаются и исполь­зуются знаковые системы как средства кодирования и передачи информации. В-четвертых, совершенствуются технические сред­ства хранения, преобразования и передачи информации, исполь­зуемой людьми в общении (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, Интернет, магнитный, лазерный и другие способы тех­нической записи и т. п.).

Развитие общения у животных естественным образом включено в эволюционный биологический процесс, в то время как изменение со­держания, целей и средств человеческого общения имеет историчес­кий характер.

Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев, предопределенных инстинктом продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутриви­довое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается далее у птиц и млекопитающих и достигает высшего уровня совершенства среди животных у обезьян.

Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически зна­чимой информацией, охраняют и поддерживают жизнь друг друга. Например, в стаде обезьян могут даже складываться довольно слож­ные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия «статусов».

Вначале общение среди животных происходит на основе обмена био­химической информацией (вспомним, что у всех животных развит обо­нятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантоми­мики, внешне напоминающий тот, который в невербальном общении друг с другом используют люди. Еще в XIX веке Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекооб­разных обезьян аналогичны эмоциональным выражениям, встречаю­щимся у людей.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоционально­му общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс ожив­ления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения и далее пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие об­щения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом.

Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, не­посредственное (контактное) общение, служащее удовлетворению орга­нических потребностей ребенка. Основное средство общения в это вре­мя — примитивная мимика и элементарная, не вполне организованная жестикуляция.

Возраст от 2-3 до 8-10месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с функционированием основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение ко­ординированного, вербально-невербального общения, обслуживающе­го когнитивные потребности. Подключение к невербальным средствам общения языка и речи.

Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление простейшего делового и иг­рового общения, связанного с возникновением предметной деятельнос­ти и игры с участием других людей.

Возраст от 3 до 6-7лет. Становление произвольности в выборе и ис­пользовании разнообразных естественных, данных от природы или при­обретенных, средств общения. Развитие так называемого сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением детей в сюжетно-ролевые игры.

С поступлением в школу ускоряется интеллектуальный и личност­ный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным со­держание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развива­ются деловое и личностное общение.

По мере совершенствования речи появляется возможность разнообра­зить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при научении — пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается и инструментальная сторона об­щения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обрат­ной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только сформированной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множе­ственностью целей и использованием разнообразных средств общения.

 

Социальное поведение

 

Важную роль в современной социальной психологии наряду с поня­тием общения играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на лю­дей и занятие определенного положения среди них (в системе меж­личностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность ин­дивидуальному. Последнее понимается как поведение, не связанное с положением человека, занимаемым им в обществе, с теми отношения­ми, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчи­танное на оказание определенного воздействия на общество или людей.

Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциаль-ное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправ­ное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.

Массовое поведение представляет собой плохо управляемую соци­альную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихий­ным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п.

Групповое поведение — это действия людей, объединенных в неко­торую организованную, среднюю или малую социальную группу. Та­кое поведение является результатом происходящих в соответствую­щей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены груп­пы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы.

Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствую­щего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.

Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими соци­альных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми.

Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior — англ.). Словосочетание «помогающее поведение» использу­ется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертво­вание чем-либо ради другого человека.

Конкурентное — это такое поведение, при котором человек вос­принимает окружающих людей как реальных или потенциальных кон­курентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме пове­дения близка по содержанию или функционально связана с ним сле­дующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражитель­ностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему проти­востоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсут­ствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью.

Термин «послушное поведение» используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегча­ют) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина «послушное поведение» связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с дет­ства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимо­пониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной лите­ратуре иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социаль­ного поведения определяются следующим образом.

Словосочетание «проблемное поведение» обозначает любое пове­дение, которое ведет к возникновению у человека проблем психоло­гического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или не­приемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоци­альные, деструктивные или дезадаптивные.

Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами.

Девиантное — это поведение человека, отклоняющегося от приня­тых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.

Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское по­ведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде мате­ринским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к сво­ему ребенку.

Поведение типа привязанности — это стремление человека посто­янно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта та­кого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чув­ство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое пове­дение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становит­ся мать ребенка.

Существуют и некоторые другие разновидности социального пове­дения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обще­стве. Это поведение, направленное на достижение успехов или избега­ние неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчи­нение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некото­рые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику.

Стремление добиваться успехов представляет собой форму соци­ального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стрем­ление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная ак­тивность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечи вает не только их личные достижения, но и высокие темпы социаль­но-экономического роста соответствующих стран.

Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успе­хов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремле­ние проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, что­бы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей.

Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социаль­ного поведения принято называть соответственно стремлением к лю­дям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации.

Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновид­ность социального поведения. Противоположным ему является так на­зываемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинени­ем людям.

Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, — это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способ­ного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным пове­дением (название происходит от английского слова assertion, обозна­чающего уверенность в себе).

Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящий­ся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, из­лишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожнос­ти), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возмож­ность для самостоятельного и, как правило, успешного решения ка­кой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.

Из всех перечисленных выше видов социального поведения вни­мание социальных психологов в последние годы больше всего при­влекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы. Это — различные про­явления добра и зла, дружбы и вражды между людьми, их стремле­ние добиваться успехов и власти, уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность). Среди разнообразных прояв­лений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям. Ученых интересовали многие вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, в том чис­ле следующие.

• Что представляют собой люди, которые склонны к проявлению альтруизма?

• Какими психологическими особенностями обладают эти люди?

• В каких условиях те или иные люди более или менее склонны к альтруизму?

Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание уче­ных к изучению агрессивности и агрессивному поведению было вызва­но тем, что агрессивность (враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения) существует давно и некоторым уче­ным даже представляется неустранимой формой негативного социаль­ного поведения.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое содержание, цель и средства общения?

2. Чем отличается содержание общения людей от содержания общения жи­вотных?

3. В чем различие целей общения у человека и животных?

4. В чем средства общения, употребляемые людьми, отличаются от средств общения, используемых животными?

5. Что обозначают как структуру общения?

6. Какова структура общения по Г. М. Андреевой?

7. Какова структура общения по Лассуэллу?

8. Какие виды общения имеются у людей?

9. Что такое материальное общение?

10. Что представляет собой когнитивное общение?

11. Какое общение называют кондиционным и почему?

12. Каким образом определяется мотивационное общение?

13. Что представляет собой деятельностное общение?

14. Что такое деловое и личное общение?

15. Какие виды общения называют инструментальным и целевым?

16. Что такое биологическое и социальное общение?

17. Какое общение обозначают как непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное?

18. Что представляют собой вербальное и невербальное общение?

19. Какое общение называют проксемальным?

20. Что такое зона общения? Какие существуют разновидности зон обще­ния и о чем они свидетельствуют?

21. Что называют техникой и приемами общения?

22. Каким образом выбор техники общения зависит от процесса и этапов общения?

23. Что такое обратная связь, какую роль она играет в процессе общения?

24. Что называют коммуникативными способностями?

25. От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей че­ловека?

26. Какие психологические свойства и формы поведения приобретает чело­век в процессе общения?

27. Какую роль различные виды общения играют в психологическом разви­тии человека?

28. По каким направлениям общение может развиваться в филогенезе и онто­генезе?

29. Что представляет собой развитие общения через изменение его содер­жания?

30. Каким образом изменяются цели и средства общения в процессе его раз­вития?

31. Чем отличается развитие общения у животных и людей?

32. Что представляют собой этапы онтогенетического развития общения че­ловека?

33. Что называют социальным поведением?

34. Какие существуют разновидности социального поведения?

35. Какое поведение называют массовым?

36. Что такое групповое поведение?

37. Как определяют полоролевое поведение?

38. Что означают словосочетания «просоциальное поведение» и «помогаю­щее поведение»?

39. Какое поведение называют конкурентным?

40. Что представляет собой социальное поведение по типу А и по типу Б?

41. Что такое послушное поведение?

42. Какие виды социального поведения называют проблемным, противо­правным и девиантным?

43. Какую форму социального поведения обозначают как материнское?

44. Какое социальное поведение связывают с привязанностью?

45. Что представляют собой виды социального поведения, направленные на достижение успехов или избегание неудач?

46. Каким образом определяют формы социального поведения, выража­ющие стремление к людям и избегание людей?

47. Что такое поведение, связанное со стремлением к власти и подчинением людям?

48. Какое поведение называют уверенным и беспомощным?

49. С какой целью психологи выделяют и изучают различные виды соци­ального поведения?

50. Каким видам социального поведения в последние годы было уделено наибольшее внимание и почему?

 

Литература

 

1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (тео­рия развития мотивов и мотивации социального поведения). — М., 2005. — С. 14-99.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 27-47,68-116.

3. Аронсоп Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 369-400.

4. Бандура А. Теория социального научения. — СПб., 2000. — С. 11-85.

5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М, 2001. — С. 54-131,170-227.

6. Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. — С. 10-98.

7. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.— СПб., 2001.-С. 459-503.

8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 15-141.

9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2001.-С. 26-41.

10. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный под­ход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 36-111,115-130.

11. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. — С. 5-60.

12. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.

13. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. - СПб., 1999. - С. 28-104, 236-242.

14. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологичес­кий тренинг. - М., 1989. - С. 9-17,45-194.

15. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы со­циально-психологического тренинга. — М., 1982. — С. 30-75,97-121, 138-148.

16. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992. — С. 5-32.

17. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 1992.-С. 62-116.

18. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. —СПб., 2001. — С. 119-243, 273-309.

19. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. -- СПб., 2002. - С. 14-24.


Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.079 с.)