Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль общения в психическом развитии человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества. С помощью активного общения с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально развитым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными, даже если он как организм вполне сохранился, остается биологическим существом в своем психическом развитии, а не личностью, не человеком. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. В это время ребенок все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самопознанию (рефлексии), самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается именно с общения с окружающими людьми. Это — ведущая форма социальной активности в младенчестве и первый ее вид, который возникает в онтогенезе. Благодаря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется позднее, только на втором году жизни. В общении вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями данного опыта, и никаким иным путем, кроме общения с ними, этот опыт приобретен быть не может. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими психическое развитие детей. Выделенные и описанные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем человек совершенствует умения взаимодействия с людьми, развивает необходимые для этого деловые и личностные качества. Личностное общение соответственно формирует человека как личность, предоставляет ему возможность приобрести определенные черты характера, сформировать человеческие интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы человеческого поведения, определить цель своей жизни и выбрать подходящие средства для ее реализации. Виды общения, разнообразные по содержанию, целям и средствам, выполняют специфические функции в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет ему получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития человека, так как общающиеся друг с другом индивиды обмениваются знаниями и интеллектуальными умениями. Кондиционное общение обеспечивает состояние оптимальной психологической готовности к научению, формирует установки, необходимые для включения человека в другие виды общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному росту человека. Мотивационное общение служит источником энергии для человека, его своеобразной мотивационной «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек расширяет свой психоэнергетический потенциал. Деятельностное общение, которое мы определили как обмен действиями, операциями, умениями и навыками между людьми, обладает пря мым развивающим эффектом, так как совершенствует и обогащает собственную практическую деятельность индивида. Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию и совершенствованию разнообразных форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, мира людей в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться за счет использования в практике самых простых и эффективных средств и способов научения, данных с рождения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению выработанных людьми средств общения и совершенствованию на их основе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению общением как таковым. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил речь и научился ей пользоваться (в возрасте около 2-3 лет). Кроме того, невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя широкие возможности для дальнейшего развития. Что же касается роли вербального общения в психическом развитии индивида, то ее вообще трудно переоценить. Это связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всестороннего развития человека, как интеллектуального, так и личностного. Таким образом, без общения, выступающего в его разнообразных формах, человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать свое элементарное человеческое существование.
Развитие общения
В фило- и онтогенезе происходит развитие общения, которое охватывает все основные стороны данного процесса: его содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения, связанное с изменением его содержания, проявляется в следующих моментах. 1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала это сведения о биологических состояниях организма, затем — информация о жизненно значимых свойствах и воздействии внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, заключающая в себе объективные, независимые от наличных потребностей живого существа, знания о мире, представленные сначала в виде образов, а затем в форме понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционного развития общения могут проходить еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени к началу школьного возраста. 2.Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее цели общения. 3.Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, выделяются специальные органы, являющиеся средством коммуникации, например руки. Во-вторых, идет развитие экспрессивных форм выразительных движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретаются и используются знаковые системы как средства кодирования и передачи информации. В-четвертых, совершенствуются технические средства хранения, преобразования и передачи информации, используемой людьми в общении (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, Интернет, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т. п.). Развитие общения у животных естественным образом включено в эволюционный биологический процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер. Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев, предопределенных инстинктом продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается далее у птиц и млекопитающих и достигает высшего уровня совершенства среди животных у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют и поддерживают жизнь друг друга. Например, в стаде обезьян могут даже складываться довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия «статусов». Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, внешне напоминающий тот, который в невербальном общении друг с другом используют люди. Еще в XIX веке Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян аналогичны эмоциональным выражениям, встречающимся у людей. Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения и далее пользоваться звуковой речью. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, непосредственное (контактное) общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка. Основное средство общения в это время — примитивная мимика и элементарная, не вполне организованная жестикуляция. Возраст от 2-3 до 8-10месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с функционированием основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях. Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Подключение к невербальным средствам общения языка и речи. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры с участием других людей. Возраст от 3 до 6-7лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных, средств общения. Развитие так называемого сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением детей в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу ускоряется интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. По мере совершенствования речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при научении — пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается и инструментальная сторона общения. Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только сформированной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и использованием разнообразных средств общения.
Социальное поведение
Важную роль в современной социальной психологии наряду с понятием общения играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность индивидуальному. Последнее понимается как поведение, не связанное с положением человека, занимаемым им в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество или людей. Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциаль-ное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности. Массовое поведение представляет собой плохо управляемую социальную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихийным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п. Групповое поведение — это действия людей, объединенных в некоторую организованную, среднюю или малую социальную группу. Такое поведение является результатом происходящих в соответствующей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены группы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы. Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствующего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества. Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими социальных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми. Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior — англ.). Словосочетание «помогающее поведение» используется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертвование чем-либо ради другого человека. Конкурентное — это такое поведение, при котором человек воспринимает окружающих людей как реальных или потенциальных конкурентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме поведения близка по содержанию или функционально связана с ним следующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему противостоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсутствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью. Термин «послушное поведение» используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегчают) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина «послушное поведение» связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с детства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимопониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной литературе иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социального поведения определяются следующим образом. Словосочетание «проблемное поведение» обозначает любое поведение, которое ведет к возникновению у человека проблем психологического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или неприемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоциальные, деструктивные или дезадаптивные. Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами. Девиантное — это поведение человека, отклоняющегося от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону. Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское поведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде материнским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к своему ребенку. Поведение типа привязанности — это стремление человека постоянно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта такого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чувство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое поведение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становится мать ребенка. Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обществе. Это поведение, направленное на достижение успехов или избегание неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчинение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некоторые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику. Стремление добиваться успехов представляет собой форму социального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стремление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная активность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечи вает не только их личные достижения, но и высокие темпы социально-экономического роста соответствующих стран. Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успехов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремление проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, чтобы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей. Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социального поведения принято называть соответственно стремлением к людям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации. Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновидность социального поведения. Противоположным ему является так называемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинением людям. Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, — это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным поведением (название происходит от английского слова assertion, обозначающего уверенность в себе). Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящийся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, излишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожности), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу. Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы. Это — различные проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми, их стремление добиваться успехов и власти, уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность). Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям. Ученых интересовали многие вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, в том числе следующие. • Что представляют собой люди, которые склонны к проявлению альтруизма? • Какими психологическими особенностями обладают эти люди? • В каких условиях те или иные люди более или менее склонны к альтруизму? Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к изучению агрессивности и агрессивному поведению было вызвано тем, что агрессивность (враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения) существует давно и некоторым ученым даже представляется неустранимой формой негативного социального поведения. Контрольные вопросы
1. Что такое содержание, цель и средства общения? 2. Чем отличается содержание общения людей от содержания общения животных? 3. В чем различие целей общения у человека и животных? 4. В чем средства общения, употребляемые людьми, отличаются от средств общения, используемых животными? 5. Что обозначают как структуру общения? 6. Какова структура общения по Г. М. Андреевой? 7. Какова структура общения по Лассуэллу? 8. Какие виды общения имеются у людей? 9. Что такое материальное общение? 10. Что представляет собой когнитивное общение? 11. Какое общение называют кондиционным и почему? 12. Каким образом определяется мотивационное общение? 13. Что представляет собой деятельностное общение? 14. Что такое деловое и личное общение? 15. Какие виды общения называют инструментальным и целевым? 16. Что такое биологическое и социальное общение? 17. Какое общение обозначают как непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное? 18. Что представляют собой вербальное и невербальное общение? 19. Какое общение называют проксемальным? 20. Что такое зона общения? Какие существуют разновидности зон общения и о чем они свидетельствуют? 21. Что называют техникой и приемами общения? 22. Каким образом выбор техники общения зависит от процесса и этапов общения? 23. Что такое обратная связь, какую роль она играет в процессе общения? 24. Что называют коммуникативными способностями? 25. От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей человека? 26. Какие психологические свойства и формы поведения приобретает человек в процессе общения? 27. Какую роль различные виды общения играют в психологическом развитии человека? 28. По каким направлениям общение может развиваться в филогенезе и онтогенезе? 29. Что представляет собой развитие общения через изменение его содержания? 30. Каким образом изменяются цели и средства общения в процессе его развития? 31. Чем отличается развитие общения у животных и людей? 32. Что представляют собой этапы онтогенетического развития общения человека? 33. Что называют социальным поведением? 34. Какие существуют разновидности социального поведения? 35. Какое поведение называют массовым? 36. Что такое групповое поведение? 37. Как определяют полоролевое поведение? 38. Что означают словосочетания «просоциальное поведение» и «помогающее поведение»? 39. Какое поведение называют конкурентным? 40. Что представляет собой социальное поведение по типу А и по типу Б? 41. Что такое послушное поведение? 42. Какие виды социального поведения называют проблемным, противоправным и девиантным? 43. Какую форму социального поведения обозначают как материнское? 44. Какое социальное поведение связывают с привязанностью? 45. Что представляют собой виды социального поведения, направленные на достижение успехов или избегание неудач? 46. Каким образом определяют формы социального поведения, выражающие стремление к людям и избегание людей? 47. Что такое поведение, связанное со стремлением к власти и подчинением людям? 48. Какое поведение называют уверенным и беспомощным? 49. С какой целью психологи выделяют и изучают различные виды социального поведения? 50. Каким видам социального поведения в последние годы было уделено наибольшее внимание и почему?
Литература
1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). — М., 2005. — С. 14-99. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 27-47,68-116. 3. Аронсоп Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 369-400. 4. Бандура А. Теория социального научения. — СПб., 2000. — С. 11-85. 5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М, 2001. — С. 54-131,170-227. 6. Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. — С. 10-98. 7. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.— СПб., 2001.-С. 459-503. 8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 15-141. 9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2001.-С. 26-41. 10. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 36-111,115-130. 11. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. — С. 5-60. 12. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976. 13. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. - СПб., 1999. - С. 28-104, 236-242. 14. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989. - С. 9-17,45-194. 15. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. — С. 30-75,97-121, 138-148. 16. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992. — С. 5-32. 17. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 1992.-С. 62-116. 18. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. —СПб., 2001. — С. 119-243, 273-309. 19. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. -- СПб., 2002. - С. 14-24. Глава 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.3.196 (0.014 с.) |