Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация социально-психологических методов

Поиск

 

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздей­ствия. Исследовательские методы характеризуют социальную психо­логию как фундаментальную науку, а методы воздействия представ­ляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психо­логии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе дан­ной главы замечаний, выглядит следующим образом.

Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эм-пирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обоснова­нии научных теорий. Они являются общими для социальной психо­логии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:

• обзорно-аналитический;

• критический;

• конструктивный.

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, про­водит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имею­щихся в опубликованной научной литературе, с целью их системати­ческого описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего но­вого не предлагается, за исключением, возможно, новой классифика­ции уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке под­вергается критическому анализу с целью выявления недостатков, име­ющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предла­гает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психоло­гии, относятся следующие:

1)методы наблюдения;

2)методы опроса;

3)методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;

4)экспериментальные методы;

5)математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получа­ет путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:

• открытое наблюдение;

• скрытое наблюдение;

• свободное наблюдение;

• стандартизированное наблюдение;

• стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее на­блюдение);

• включенное наблюдение.

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользу­ясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергают­ся анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, напри­мер, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведе­ние которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в со­циально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного мето­да в отношении взрослых людей имеет определенные этические и пра­вовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуман­ный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интер­претировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изуче­ния малых групп, является метод системы категорий (метод категори­альной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:

1) проявляет солидарность;

2) снимает напряжение;

3) выражает согласие;

4) высказывает предложение;

5) выражает мнение;

6) ориентирует других;

7) просит проинформировать;

8) просит высказать мнение;

9) просит высказать предложение;

10) выражает несогласие;

11) создает напряжение;

12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которо­го не существует заранее продуманной программы или схемы. В дан­ном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением на­блюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участ­вует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за проис­ходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за про­исходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних лю­дей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следую­щие разновидности опроса:

• устный опрос;

• письменный опрос;

• свободный опрос;

• стандартизированный опрос;

• открытый опрос;

• закрытый опрос;

• анкетный опрос.

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.

При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного мето­да, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут да­вать любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма отве­та, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Закрытый — это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуе­мые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемо­го требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения по­лучают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой дея­тельности называют способы изучения текстов (документов), относя­щихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или до­кументы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социаль­ную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ — это метод специального, целенаправленного, стан­дартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характери­зующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» — слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество та­ких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответ­ствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы — это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) си­туации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент назы­вается «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наи­более достоверные, соответствующие реальной действительности зна­ния о социально-психологическом явлении можно получить в есте­ственных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования — это такие методы, кото­рые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии яв­ления в численной форме или производить соответствующие количе­ственные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:

1)методы математической статистики;

2)методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и за­кономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде матема­тических моделей — формул и выражений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.008 с.)