Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и понимание людьми друг друга

Поиск

 

В человеческих взаимоотношениях, в постижении того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеют вос­приятие и понимание людьми друг друга. Они всегда присутствуют в контактах людей и столь же естественны для них, как и удовлетворе­ние повседневных потребностей. «Трудно придумать более дьяволь­ское наказание, — писал в свое время известный психолог У. Джемс, — как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем по­явлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушев­ленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен­ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесто­чайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания». В этом психологически глу­боком и жизненно правдивом высказывании одного из знатоков пси­хологии человека и межчеловеческих взаимоотношений тонко схва­чена и точно отражена не только потребность человека во внимании к себе со стороны других людей, но и нужда в определенном отношении к себе. Это отношение не в последнюю очередь зависит от того, на­сколько правильно мы сами воспринимаем и оцениваем и нас самих воспринимают и оценивают.

Правильно воспринимать человека означает создавать верный об­раз этого человека как личности, то есть адекватно оценивать те пси­хологические свойства, которыми он реально обладает. Адекватно воспринять и оценить человека также означает научиться на основе образа человека предсказывать его поведение, а также иметь такой его образ, который позволял бы другим людям общаться с ним, добиваясь взаимопонимания. Адекватный образ человека может содержать в себе далеко не все его психологические свойства, например не включать в себя то, что не является значимым для общения с ним. Точность об­раза человека относительна, а его правильность определяется тем, на­сколько успешно данный образ позволяет взаимодействовать с дан­ным человеком в различных жизненных ситуациях.

Образ человека как личности по своей структуре достаточно сло­жен. Он включает в себя, во-первых, четкие представления о познава­тельных процессах данного человека — его ощущениях, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи. Во-вторых, в состав образа человека могут входить знания о типичных для него психологических состояниях — об эмоциональных пережи­ваниях, психологическом настрое, тревожности, напряженности и других. В-третьих, важным элементом психологической структу­ры образа человека являются знания о нем как о личности: его способ­ностях, силе воли, потребностях, темпераменте, характере, чувствах и социальных установках.

Существует прямая зависимость между восприятием людьми друг друга и их взаимоотношениями. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, зависят образы, которые складываются у них друг о друге. На основании этих образов люди относятся друг к другу, строят межличностное общение. Если один человек воспринимает другого положительно, то он, соответственно, будет не только поло­жительно относиться к данному человеку, но и соответствующим об­разом действовать по отношению к нему. Если же человек восприни­мает другого человека отрицательно, то с его стороны следует ожидать отрицательных действий по отношению к этому человеку.

Правда, такое одностороннее, исключительно положительное или безусловно отрицательное восприятие и отношение людей друг к дру­гу в жизни встречаются довольно редко. Гораздо чаще бывает так, что восприятие людьми друг друга одновременно оказывается и положи­тельным, и отрицательным, то есть, по существу, двойственным. Соответственно и поступки людей в этом случае будут противоречивыми, как положительными, так и отрицательными.

Зависимость между восприятием людей и их поведением является двухсторонней. Не только восприятие и оценка человека человеком влияет на их отношения и поведение, но также и поведение людей в от­ношении друг друга определенным образом воздействует на их вос­приятие и оценку друг друга. Наблюдаемое поведение человека может порождать определенное отношение к нему. Это отношение, в свою очередь, формирует устойчивую установку на восприятие данного че­ловека, и она далее определяет то, как данный человек будет воспри­ниматься и оцениваться как личность.

Вступая друг с другом в определенные взаимоотношения, люди про­являют себя в этих взаимоотношениях с разных сторон. Соответствен­но и воспринимать друг в друге они будут лишь то, что проявляется в их взаимоотношениях. Создать исчерпывающий или полностью адек­ватный образ человека, особенно на первых этапах общения с ним, вряд ли возможно. Такой образ строится постепенно, по мере позна­ния человека человеком, и со временем, естественно, будет изменять­ся и уточняться.

Образ человека в процессе общения и взаимодействия с ним склады­вается постепенно. Это обычно происходит в следующей последова­тельности. В начальный период общения с незнакомым человеком мы обращаем внимание на его внешность и по ней пытаемся понять, что представляет собой этот человек как личность. Делая выводы о нем по его внешности, мы извлекаем из прошлого опыта, из своей памяти пред­ставления о похожих на него людях, а также о психологических особен­ностях этих людей. Соответствующие особенности — образ знакомого человека, похожего внешне на воспринимаемого, — мы приписываем этому человеку, «проецируем» на него этот образ. Если что-либо в пси­хологии воспринимаемого человека для нас не вполне ясно, то мы далее строим и проверяем гипотезы о наличии у него соответствующих пси­хологических свойств. В дальнейшем, обращаясь с этим человеком и по­лучая о нем дополнительные сведения из непосредственного восприя­тия и других источников, мы проверяем наши собственные гипотезы о личности воспринимаемого человека.

В процессе общения с человеком можно оценивать его психологи­ческие особенности через речь, действия и поступки. На основе ана­лиза и обобщения собранной о человеке информации мы строим да­лее предположение о том, что он представляет собой как личность.

При построении образа человека его речь оценивается по следующим параметрам: употребляемые слова и выражения, интонация, паузы, ударение, громкость, темп, тембр. Благодаря наблюдениям за тело­движениями человека, жестами, мимикой и пантомимикой, можно по­лучать информацию об отношениях человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Это позволяет строить динамичный образ личнос­ти, менять, уточнять его в ходе общения, подстраиваться под человека, изменять стратегию и тактику общения с ним. Наблюдение за поступ­ками позволяет получать сведения о характере человека, о его морали, ценностях, социальных установках.

Существуют две основные группы факторов, влияющих на процесс восприятия человека человеком: те, которые оказывают воздействие на формирующийся образ человека, и те, которые влияют на сам про­цесс межличностного восприятия. Факторы, оказывающие влияние на образ человека при его восприятии, могут быть положительными и от­рицательными. Положительные факторы способствуют формирова­нию правильного образа человека, а отрицательные факторы этому препятствуют.

Факторами, влияющими на сам процесс межличностного восприя­тия, могут быть следующие: особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека; ситуация, в которой происходит вос­приятие людьми друг друга; специфика воспринимаемых и оценивае­мых свойств личности; психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека; знание воспринимающим лицом пси­хологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особен­ностях личности воспринимаемого человека.

Положительное воздействие на формирование образа человека как личности могут оказывать следующие факторы: богатый жизненный опыт; знание психологии людей; умение наблюдать и делать правиль­ные выводы; благоприятная ситуация общения, способствующая про­явлению, восприятию и точной оценке психологических особеннос­тей человека. Замечено, например, что чем больше жизненный опыт человека, тем лучше он воспринимает и понимает других людей. Есть люди, которые в силу своих способностей, профессии и накопленно­го жизненного опыта лучше знают и понимают других. Это харак­терно для тех, кто умеет сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя на их место, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это, как правило, люди, которым в силу скла­дывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с разными людьми, но и оказывать на них влияние, убеж­дать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным дей­ствиям и поступкам. Есть виды профессий, которые предполагают постоянное и активное общение. Это профессии врача, учителя, пси­холога, политика, актера, режиссера и ряд других. Установлено, что лучше, чем представители других профессий, воспринимают и пони­мают других людей актеры, психологи, педагоги и врачи.

Факторами, препятствующими формированию правильного образа человека как личности, могут быть: недостаток жизненного опыта; не­знание психологии людей; неумение наблюдать за человеком в про­цессе общения с ним и делать правильные выводы о нем как о личности по результатам наблюдения; неудачность ситуации общения (невоз­можность в ней выявить и правильно оценить свойства личности, ко­торые важны для построения образа человека); субъективность вос­приятия и оценки человека, вызванная эмоциями или порожденная заранее сформировавшимся предвзятым отношением к данному чело­веку, например необоснованно положительным или беспричинно от­рицательным.

Если один человек в общении с другим настроен положительно, то он соответственно будет обращать внимание, воспринимать и оценивать в основном положительные качества своего партнера. В этом случае и образ личности воспринимаемого окажется, скорее всего, односто­ронне положительным. Если же настрой человека в общении с другим человеком окажется отрицательным, то его восприятие также может быть неправильным — в основном негативным.

Есть люди, чей внутренний мир устроен сравнительно просто и не­противоречиво, чьи психологические свойства хорошо проявляются во внешнем поведении. При восприятии таких людей как личностей серьезные ошибки, как правило, не возникают или во всяком случае легко замечаются и вовремя исправляются. Есть также люди, чей внут­ренний мир устроен довольно сложно, противоречиво, психология ко­торых не всегда открыто проявляется в их внешнем поведении. Таких людей как личностей оценивать труднее, поскольку при их восприя­тии из-за противоречий, имеющихся в их психологии, могут возни­кать ошибки. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими людьми в различных жизненных ситуациях по-разному.

Есть такие ситуации, в которых сравнительно легко оценивать лю­бого человека. Это такие ситуации, в которые предъявляют четкие тре­бования к поведению людей и в которых большинство из них ведет себя однозначно. Есть также ситуации, которых, напротив, достаточ­но сложно правильно воспринять и оценить человека. Они обладают противоположными описанным выше особенностями. К примеру, если мы наблюдаем за человеком в привычной для него обстановке (допустим, дома, где он обычно ведет себя свободно и раскованно, не играя никаких ролей, не скрывая от окружающих свои истинные пси­хологические свойства), то сможем оценить человека более или менее правильно. Однако если мы ведем наблюдение за ним в какой-либо официальной обстановке, где принято вести себя в соответствии с опре­деленными нормами и правилами и где люди обычно играют предпи­санные им социальные роли, то нам вряд ли удастся быстро и правиль­но оценить данного человека как личность.

Точность восприятия и оценки людьми друг друга также зависит от воспринимаемых и оцениваемых качеств личности. Есть такие личност­ные свойства, которые воспринимаются и оцениваются легко. Есть и та­кие личностные свойства, которые, напротив, воспринимаются и оце­ниваются с трудом. Например, такое индивидуальное психологическое свойство человека, как общительность, можно воспринять и оценить сравнительно легко, а такие качества, как расчетливость и лицемерие, можно будет правильно воспринять и оценить только в подходящих для их проявлений условиях. Есть немало психологических свойств, кото­рые человеком хорошо осознаются, но есть и большое количество таких качеств, которые не осознаются ни самим человеком, ни окружающими его людьми и, соответственно, не могут быть адекватно восприняты и оценены со стороны. К ним относятся, например, комплексы. Понят­но, что правильно воспринять и оценить их наличие у человека будет намного сложнее, чем, например, такое качество личности, как доброту.

То, как данный человек будет вести себя, зависит от его настроения и психологического состояния. От этого же зависит и то, какие психо­логические свойства и каким образом человек будет демонстрировать окружающим людям. Если у него хорошее настроение, то он, скорее всего, будет демонстрировать себя с лучшей стороны и, соответствен­но, производить на окружающих людей хорошее впечатление. Если же в данный момент времени у него почему-то плохое настроение, то он, напротив, может показать себя не в лучшем свете и у окружающих людей, соответственно, сложится о нем не самое лучшее впечатление.

Ученые не только изучали процесс межличностного восприятия, но и пытались подвести под него определенную теоретическую базу. Су­ществует, к примеру, статистический подход к объяснению межлич­ностного восприятия, который заключается в следующем. Предпола­гается, что целостный образ человека как личности складывается на основе оценок, даваемых отдельным чертам личности воспринимае­мого человека. Среди сторонников статистического подхода к межлич­ностному восприятию давно ведется дискуссия по поводу того, каким способом комбинируются и складываются в единый образ оценки, да­ваемые отдельным чертам личности человека. Согласно одной из точек зрения, высказываемой рядом сторонников этой дискуссии (так называемая «усредняющая» точка зрения), общее впечатление (образ, формирующийся на базе оценок отдельных черт личности) опреде­ляется простым суммированием и усреднением частных оценок от­дельных черт личности человека. Согласно другой точке зрения — «ад­дитивной» — общее впечатление определяется общим числом оценок только положительных черт личности данного человека.

С. Аш предложил другую, альтернативную статистической, соци­ально-психологическую теорию межличностного восприятия. В ней доказывается, что в случае, когда человек использует разрозненные фрагменты информации для образования целостной, согласованной картины или образа другого человека, каждая отдельная черта личнос­ти воспринимаемого человека, которая становится воспринимающему известной, оказывает определенное влияние на способ интерпретации и других черт личности воспринимаемого им человека. Общее впечат­ление о нем как о личности в конечном счете становится уже не таким, какого можно было бы ожидать на основе анализа ранее известных черт его личности. Предполагается также, что некоторые из черт лич­ности могут оказывать более сильное влияние на общее впечатление о человеке, чем другие.

Еще один подход к пониманию и объяснению межличностного вос­приятия носит название «интерактивный». В нем утверждается, что вос­приятие человека человеком зависит от взаимодействия людей друг с другом. В таком взаимодействии имеет место взаимное влияние друг на друга тех образов, которые складываются у людей друг о друге. Речь идет о том, что образ одного человека, складывающийся в восприятии другого человека, влияет на образ, который складывается о нем самом в глазах его партнера по общению. Согласно интерактивной теории си­туация, в которой люди воспринимают и оценивают друг друга, а также их взаимодействие друг с другом в данной ситуации существенно вли­яют на восприятие и понимание человека человеком. Интерактивная теория межличностного восприятия (так она полностью называется) утверждает, что в процессе взаимодействия с другими людьми мы сами действуем на основе того, как воспринимаем этих людей. Они, в свою очередь, поступают точно так же в отношении нас самих. Наши соб­ственные реакции на других людей могут существенно изменить то, как эти люди будут реагировать на нас, и, следовательно, изменить в целом процесс и результаты восприятия и понимания друг друга.

Близкая к интерактивной, трансактная теория восприятия основана на представлении о том, что то, что воспринимается человеком, и то, как это воспринимается, зависит от опыта, знаний, собранных человеком в процессе взаимодействия с социальным окружением (с другими людьми и происходящими вокруг событиями). Согласно этой тео­рии восприятие зависит от приобретенных и актуально действующих на бессознательном уровне гипотетических предположений относи­тельно реального социального окружения, представленных как ве­роятности трансакций (взаимодействий) с соответствующим соци­альным окружением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.015 с.)