Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие человека человеком. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Общение с другими людьми, позволяет сформировать образ, представление о человеке. В практическом общении мы пользуемся следующими психологическими средствами: проекцией, эффектом первичности, эффектом новизны, вероятным прогнозированием, эффектом ореола, имплицитной теорией личности. Механизм проекции – это неосознанное, произвольное приписывание окружающим своих собственных психологических качеств в людях по аналогии с самим собой. Эффект первичности выступает как явление, связанное с первым впечатлением о другом человеке. Эффект первичности психологически выражается в том, что первичное впечатление, сложившееся о человеке, способно оказать гораздо большее влияние на формирование его образа, чем все последующие. Эффект новизны состоит в соответствии складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними по порядку. Под вероятностным прогнозированием, как механизмом межличностного восприятия понимается способность человека предвидеть, предугадывать делать собственные прогнозы. Эффект ореола называется то воздействие, когда первое впечатление, сложившееся о человеке способно оказать существенное влияние на его последующее восприятие и оценку. Самая, пожалуй, сложная и жизненно важная из всех известных логических механизмов межличностного восприятия является имплицитная теория личности. Люди, встречаясь с другими людьми воспринимая и оценивая их как личность, оставляют в своей памяти впечатления об их внешнем облике, о психологии людей и поведении. После многих встреч эти впечатления «накладываются» друг на друга. В результате чего общее в психологии людей ассоциируется с общим в их поступках, типичные поступки с типичными внешними данными. Это и есть имплицитная теория личности. Обладая сформировавшейся имплицидной теорией личности, человек по одному из ее компонентов: внешности, психологии, поведению – прогнозирует другие ее составляющие, приписывая воспринимаемому то, что входит в состав собственной имплицидной теории. В понимании личности другого человека есть определенные индивидуальные и профессиональные различия. Добрые, отзывчивые и внимательные люди способны лучше понимать других, так как сами обладают, как правило, большими и разнообразным жизненным опытом общения и кроме того почти всегда положительно настроены на восприятие и оценку других. Те, кто добился в жизни успехов благодаря другим, обычно способны правильно воспринимать и оценивать людей, чем неудачники и те, чья судьба мало зависела от реальных взаимоотношений с окружающими.
Привлекательность человека, она не всегда объяснима. Воспринимая человека, мы порой с первого взгляда даем ему высокую оценку, при этом предполагая, что его образ и существо очень близок нам. Мы стараемся с ним контактировать, установить с ним близкие, доверительные отношения. Иногда наши действия, основанные на восприятии и прогнозировании, оправдываются и тогда мы приобретаем в лице этого человека, товарища, друга, близкого человека. Но иногда ошибочное представление приводит к разочарованию. Ошибки в межличностных восприятиях неизбежны. При восприятии и понимании друг друга нередко проявляется самоуверенность, субъективизм, поспешные выводы. Самоуверенность проявляется в том, что человек, уверовав в свою способность оценивать людей, дает всем безапелляционные характеристики, полагая, что если его интеллект неплохо срабатывает в одних делах, то может не сработать в других. Ошибка субъективности состоит в том, что человек не осознавая психологического состояния в данный момент, доверяет тому, что реально видит и слышит, не подозревая, что его зрение и слух весьма субъективно настроены. Ошибки ситуативности заключаются в том, что воспринимая и оценивая другого человека, индивид может не принимать в расчет того, в какой ситуации происходит восприятие и как сама ситуация влияет на поведение его самого и воспринимающего лица. Ошибка слишком поспешного вывода состоит в том, что, не собрав, и не использовав всех доступных факторов о воспринимаемом человеке, оценивающий его делает поспешный вывод о нем как о личности. Ошибка ложной простоты заключается в том, что люди иногда сами склонны представляться окружающим, воспринимающим и оценивающим их более простыми, чем они есть на самом деле.
Следующая типичная ошибка, которую мы совершаем в общении с людьми, состоит в том, что иногда мы недооцениваем или наоборот переоцениваем их интеллектуальные возможности в восприятии и правильном понимании обращенных к ним слов. При недооценке умственных способностей собеседника мы начинаем обращаться к ним на более примитивном уровне, гораздо ниже уровня интеллектуального и культурного развития, на котором он находится. Это не может вызвать недовольства у собеседника, который в зависимости от своей воспитанности, может проявиться в виде обиды личного оскорбления. В результате собеседник просто утратит к вам уважение, а в конечном итоге мы многое потеряем в общении с ним. При переоценке интеллектуальных возможностей собеседника мы ставим его самого в затруднительное положение, разговаривая с ним на таком высоком уровне, который ему для полного понимания просто недоступен. Нередко у человека, разговаривающего с другими, встречается и такой недостаток, как завышенная самооценка и самомнение. Нам кажется, что если мы говорим очень понятно, доступно и обладаем способностью убеждать других людей, правильно их воспринимать и оценивать. На самом деле это далеко не так. Поведение любого человека по отношению к собеседнику – это реакция на то, что он говорит и как ведет себя во время разговора. Если собеседник нас плохо понимает и ведет себя не так, как нам хотелось бы, то самое разумное в этой ситуации задать самим себе вопрос и искренне ответить: «Что в нашем поведении вызывает непонимание и подобные реакции со стороны собеседника?» Затем постараться исправиться. Только тогда, когда наши действия в отношении партнера по общению станут безупречными, мы можем рассчитывать на то, что люди будут относиться к нам с пониманием и по-доброму. Это главное правило, которое необходимо соблюдать в межличностных отношениях.
Педагогика общения. В системе межличностных отношений важное место занимает педагогическое общение, правильная организация которого, является важнейшей сферой деятельности любого педагога, в том числе и социального. «Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, имеющие определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися ученического коллектива» (А.А. Леонтьев) Педагогическое общение – это инструмент, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Общение – это та сфера деятельности человека, которая позволяет реализовать большинство замыслов. Это одна из форм взаимодействия людей в практической деятельности. Именно не умение общаться приводит к тому, что люди не понимают друг друга, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей, решении производственных вопросов, снижает процесс воспитания. Общение – многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личности и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их взаимодействие друг с другом, и как процесс их сопереживание и взаимопонимание.
В общении можно выделить две взаимосвязанных стороны: отношение и взаимодействие. Так как функции общения многогранны, то и масштабы воздействия, основные направления и виды общения могут быть различными. Оно может быть социально ориентированным, групповым, предметно ориентированным и личностно-ориентированным. Социально-ориентированное общение отражает в первую очередь характер общественных отношений основная цель при этом – организация социального воздействия. Групповая предметно-ориентированное общение чаще всего реализуется в процессе конкретной деятельности: обучения, занятия спортом, производственного труда. Социальное воздействие в данном случае преломляется через призму конкретной задачи, стоящей перед коллективом. Личностно-ориентированное общение происходит в процессе общения одного человека с другим и может ориентироваться на решение производственных задач или направлению на выяснение отношений. Выделяют и другие виды общения: 1. «Контакт масок» -нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности (формальное общение), используется стандартный набор масок (строгость, вежливость, безразличие и т.п.). 2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. После получения от партнера по обшению желаемого результата теряют дальнейший интерес к немуне скрываяэтого. 3. Формально-ролевое общение -при таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (руководитель, подчиненный). Кассиру не свойственно вести себя как военноначальнику. 4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными. 5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения. 6. Духовное межличностное общение – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника. Специалисты выделяют следующие формы общения: ∙ прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».
∙ косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. ∙ межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания. ∙ массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.). Типы межличностного общения: 1. Императивное общение — это авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Основная цель - подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п. 2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основная цель - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятивное отношение приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению -человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути обшается сам с собой, со своими задачами и целями. 3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Но, независимо от вида общения, оно всегда носит социальный характер. Общение как социально-психологический процесс выполняет ряд функций: - функцию восприятия, понимание и оценки человека человеком; - функцию программирования социального поведения человека, способствует многогранному проявлению личности; - самоутверждение; - сопереживание; - формирования перспектив развития и поведения личности. То есть общения включает в себя многие аспекты и выполняет разнообразные функции от масштабных социальных до понимания особенностей определенной личности и создания условий для успешной реализации ее способностей. Наиболее оптимальной является следующая модель профессионально-педагогического общения: I этап – моделирование (планирование коммуникативной структуры педагогического общения). II этап – коммуникативная атака, начальный период общения (завоевание педагогом внимания воспитанников). III этап – управление процессом педагогического общения (приспособление стиля педагогического общения к конкретным условиям, получение обратной связи). IV этап – анализ осуществленной модели общения (рефлексия) и моделирование ее на предстоящую деятельность. Моделирование и управление процессом педагогического общения составляет технику педагогического общения, в основе которой лежит высокая компетентность и высокий профессионализм педагога.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.017 с.) |