Восприятие человека человеком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие человека человеком.



Общение с другими людьми, позволяет сформировать образ, представление о человеке. В практическом общении мы пользуемся следующими психологическими средствами: проекцией, эффектом первичности, эффектом новизны, вероятным прогнозированием, эффектом ореола, имплицитной теорией личности.

Механизм проекции – это неосознанное, произвольное приписывание окружающим своих собственных психологических качеств в людях по аналогии с самим собой.

Эффект первичности выступает как явление, связанное с первым впечатлением о другом человеке. Эффект первичности психологически выражается в том, что первичное впечатление, сложившееся о человеке, способно оказать гораздо большее влияние на формирование его образа, чем все последующие.

Эффект новизны состоит в соответствии складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними по порядку.

Под вероятностным прогнозированием, как механизмом межличностного восприятия понимается способность человека предвидеть, предугадывать делать собственные прогнозы.

Эффект ореола называется то воздействие, когда первое впечатление, сложившееся о человеке способно оказать существенное влияние на его последующее восприятие и оценку.

Самая, пожалуй, сложная и жизненно важная из всех известных логических механизмов межличностного восприятия является имплицитная теория личности.

Люди, встречаясь с другими людьми воспринимая и оценивая их как личность, оставляют в своей памяти впечатления об их внешнем облике, о психологии людей и поведении. После многих встреч эти впечатления «накладываются» друг на друга. В результате чего общее в психологии людей ассоциируется с общим в их поступках, типичные поступки с типичными внешними данными. Это и есть имплицитная теория личности.

Обладая сформировавшейся имплицидной теорией личности, человек по одному из ее компонентов: внешности, психологии, поведению – прогнозирует другие ее составляющие, приписывая воспринимаемому то, что входит в состав собственной имплицидной теории.

В понимании личности другого человека есть определенные индивидуальные и профессиональные различия. Добрые, отзывчивые и внимательные люди способны лучше понимать других, так как сами обладают, как правило, большими и разнообразным жизненным опытом общения и кроме того почти всегда положительно настроены на восприятие и оценку других. Те, кто добился в жизни успехов благодаря другим, обычно способны правильно воспринимать и оценивать людей, чем неудачники и те, чья судьба мало зависела от реальных взаимоотношений с окружающими.

Привлекательность человека, она не всегда объяснима. Воспринимая человека, мы порой с первого взгляда даем ему высокую оценку, при этом предполагая, что его образ и существо очень близок нам. Мы стараемся с ним контактировать, установить с ним близкие, доверительные отношения. Иногда наши действия, основанные на восприятии и прогнозировании, оправдываются и тогда мы приобретаем в лице этого человека, товарища, друга, близкого человека. Но иногда ошибочное представление приводит к разочарованию.

Ошибки в межличностных восприятиях неизбежны. При восприятии и понимании друг друга нередко проявляется самоуверенность, субъективизм, поспешные выводы.

Самоуверенность проявляется в том, что человек, уверовав в свою способность оценивать людей, дает всем безапелляционные характеристики, полагая, что если его интеллект неплохо срабатывает в одних делах, то может не сработать в других.

Ошибка субъективности состоит в том, что человек не осознавая психологического состояния в данный момент, доверяет тому, что реально видит и слышит, не подозревая, что его зрение и слух весьма субъективно настроены.

Ошибки ситуативности заключаются в том, что воспринимая и оценивая другого человека, индивид может не принимать в расчет того, в какой ситуации происходит восприятие и как сама ситуация влияет на поведение его самого и воспринимающего лица.

Ошибка слишком поспешного вывода состоит в том, что, не собрав, и не использовав всех доступных факторов о воспринимаемом человеке, оценивающий его делает поспешный вывод о нем как о личности.

Ошибка ложной простоты заключается в том, что люди иногда сами склонны представляться окружающим, воспринимающим и оценивающим их более простыми, чем они есть на самом деле.

Следующая типичная ошибка, которую мы совершаем в общении с людьми, состоит в том, что иногда мы недооцениваем или наоборот переоцениваем их интеллектуальные возможности в восприятии и правильном понимании обращенных к ним слов.

При недооценке умственных способностей собеседника мы начинаем обращаться к ним на более примитивном уровне, гораздо ниже уровня интеллектуального и культурного развития, на котором он находится. Это не может вызвать недовольства у собеседника, который в зависимости от своей воспитанности, может проявиться в виде обиды личного оскорбления. В результате собеседник просто утратит к вам уважение, а в конечном итоге мы многое потеряем в общении с ним.

При переоценке интеллектуальных возможностей собеседника мы ставим его самого в затруднительное положение, разговаривая с ним на таком высоком уровне, который ему для полного понимания просто недоступен.

Нередко у человека, разговаривающего с другими, встречается и такой недостаток, как завышенная самооценка и самомнение. Нам кажется, что если мы говорим очень понятно, доступно и обладаем способностью убеждать других людей, правильно их воспринимать и оценивать. На самом деле это далеко не так.

Поведение любого человека по отношению к собеседнику – это реакция на то, что он говорит и как ведет себя во время разговора. Если собеседник нас плохо понимает и ведет себя не так, как нам хотелось бы, то самое разумное в этой ситуации задать самим себе вопрос и искренне ответить: «Что в нашем поведении вызывает непонимание и подобные реакции со стороны собеседника?»

Затем постараться исправиться.

Только тогда, когда наши действия в отношении партнера по общению станут безупречными, мы можем рассчитывать на то, что люди будут относиться к нам с пониманием и по-доброму. Это главное правило, которое необходимо соблюдать в межличностных отношениях.

 

Педагогика общения.

В системе межличностных отношений важное место занимает педагогическое общение, правильная организация которого, является важнейшей сферой деятельности любого педагога, в том числе и социального.

«Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, имеющие определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися ученического коллектива» (А.А. Леонтьев)

Педагогическое общение – это инструмент, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Общение – это та сфера деятельности человека, которая позволяет реализовать большинство замыслов. Это одна из форм взаимодействия людей в практической деятельности. Именно не умение общаться приводит к тому, что люди не понимают друг друга, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей, решении производственных вопросов, снижает процесс воспитания.

Общение – многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личности и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их взаимодействие друг с другом, и как процесс их сопереживание и взаимопонимание.

В общении можно выделить две взаимосвязанных стороны: отношение и взаимодействие.

Так как функции общения многогранны, то и масштабы воздействия, основные направления и виды общения могут быть различными. Оно может быть социально ориентированным, групповым, предметно ориентированным и личностно-ориентированным.

Социально-ориентированное общение отражает в первую очередь характер общественных отношений основная цель при этом – организация социального воздействия.

Групповая предметно-ориентированное общение чаще всего реализуется в процессе конкретной деятельности: обучения, занятия спортом, производственного труда. Социальное воздействие в данном случае преломляется через призму конкретной задачи, стоящей перед коллективом.

Личностно-ориентированное общение происходит в процессе общения одного человека с другим и может ориентироваться на решение производственных задач или направлению на выяснение отношений.

Выделяют и другие виды общения:

1. «Контакт масок» -нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности (формальное общение), используется стандартный набор масок (строгость, вежливость, безразличие и т.п.).

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. После получения от партнера по обшению желаемого результата теряют дальнейший интерес к немуне скрываяэтого.

3. Формально-ролевое общение -при таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (руководитель, подчиненный). Кассиру не свойственно вести себя как военноначальнику.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

6. Духовное межличностное общение – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника.

Специалисты выде­ляют следующие формы общения:

прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».

косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Типы межличностного общения:

1. Императивное общение — это авторитарная форма воздействия на партнера по общению.

Основная цель - подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным.

Основная цель - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.

Манипулятивное отношение приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению -человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути обшается сам с собой, со своими задачами и целями.

3. Диалогическое общение является альтернативой императив­ному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фик­сированной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению.

 

Но, независимо от вида общения, оно всегда носит социальный характер. Общение как социально-психологический процесс выполняет ряд функций:

- функцию восприятия, понимание и оценки человека человеком;

- функцию программирования социального поведения человека, способствует многогранному проявлению личности;

- самоутверждение;

- сопереживание;

- формирования перспектив развития и поведения личности.

То есть общения включает в себя многие аспекты и выполняет разнообразные функции от масштабных социальных до понимания особенностей определенной личности и создания условий для успешной реализации ее способностей.

Наиболее оптимальной является следующая модель профессионально-педагогического общения:

I этап – моделирование (планирование коммуникативной структуры педагогического общения).

II этап – коммуникативная атака, начальный период общения (завоевание педагогом внимания воспитанников).

III этап – управление процессом педагогического общения (приспособление стиля педагогического общения к конкретным условиям, получение обратной связи).

IV этап – анализ осуществленной модели общения (рефлексия) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Моделирование и управление процессом педагогического общения составляет технику педагогического общения, в основе которой лежит высокая компетентность и высокий профессионализм педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.017 с.)