Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение как восприятие и понимание людьми друг другаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи практического занятия: – закрепление знаний, полученных в процессе самоподготовки по теме «Общение как восприятие и понимание людьми друг друга»; – формирование навыков социальной перцепции; – организация процесса самопознания студентами собственных перцептивных способностей. Основные понятия: общение, социальная перцепция, механизмы взаимопонимания, эффекты взаимопонимания. Форма проведения занятия – семинар, психодиагностика, элементы тренинга. План занятия 1. Теоретическая часть. Обсуждаемые вопросы: · понятие социальной перцепции; · механизмы межличностного восприятия в процессе общения (идентификация, эмпатия, рефлексия); · эффекты межличностного восприятия в процессе общения (эффект «ореола», эффект первичности или новизны, эффект стереотипизации); · понятие межличностной аттракции; · психологические барьеры, мешающие созданию взаимопонимания (барьер отчужденности, барьер недоверия, барьер нетерпимости). Практическая часть. Формирование навыков социальной перцпеции. 1. Упражнение «Да». Цель: формирование навыков эмпатии и рефлексии. Инструкция: группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. Второй в свою очередь должен задать ему вопросы, чтобы выяснить детали, что-то уточнить. Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы собеседник получает три ответа «да», затем участники меняются ролями [8]. Примерные вопросы для обсуждения. 1. С какими сложностями вы столкнулись при выполнении упражнения? 2. Почему, на ваш взгляд, данное упражнение развивает эмпатию и рефлексию? 3. В какой роли вы себя чувствовали комфортней и почему? 4. Почему людям бывает сложно объяснить свои настроения или ощущения? 2. Упражнение «Я тебя понимаю». Цель: отработка навыков понимания партнера по общению. Группа разбивается на пары. Один студент из пары описывает состояние, чувства, настроение, желания в данный момент другого члена пары. Тот, чье состояние описывали в данный момент, должен подтвердить правильность высказанных предположений или опровергнуть их. Оба партнера могут прокомментировать свои высказывания и высказывания друг друга. Примерные вопросы для обсуждения. 1. Какие сложности у вас возникли при описании состояний и чувств Вашего партнера? 2. В какой роли вы испытывали наибольший дискомфорт и почему? 3. Что позволяет развить такое упражнение? 4. В чем ценность комментирования высказываний партнеров? 3. Упражнение «Первое впечатление». Цель: повышение точности межличностного восприятия. Преподаватель приглашает на занятие совершенно незнакомого человека. Группе предлагается описать свое первое впечатление: определить его возраст, профессию, интересы, коммуникативные способности и т.д. Каждый студент записывает свои соображения на бумаге, затем делится своими соображениями, обосновывает их при необходимости. После того, как все студенты выскажут свои предположения, они могут проверить их в процессе беседы с незнакомцем. В завершении подводятся итоги упражнения, в случае высказывания неадекватных характеристик, преподаватель объясняет причины возникновения ошибок восприятия [1]. Примерные вопросы для обсуждения. 1. Какие сложности у вас возникли в ходе выполнения упражнения? 2. Хотелось ли вам оказаться на месте незнакомца? Почему? 3. Какие ошибки восприятия может проиллюстрировать данное упражнение? 4. Приведите примеры схожих ситуаций, в которых можно оказаться и совершить подобные ошибки. 3. Диагностическая часть. Психодиагностика на выбор студента: изучение способности к эмпатии (сопереживанию) (методика 1), выявление уровня способности к сопереживанию в общении, и определение какой (какие) из каналов восприятия другого человека развит(ы) в большей степени (методика 2). Используемые методики. 1. Методика исследования уровня эмпатийных тенденций. 2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Бланки методик содержатся в прил. 2. Подведение итогов занятия. Методики для выполнения самостоятельной работы Методика исследования уровня эмпатийных тенденций [3] Данная методика предназначена для исследования эмпатии (сопереживания), т. е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют «вчувствования» в мир партнера по общению. Методика содержит 36 вопросов. Отвечать на вопросы следует, используя 5 вариантов ответов: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» 1 балл, «иногда» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла, «да, всегда» – 5 баллов. Обработка результатов Прежде чем посчитать полученные результаты, необходимо проверить степень откровенности ответов. Если были ответы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также ответы «да, всегда» на п.п. 11, 13, 15, 27, то можно констатировать, что испытуемый не пожелал быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремился выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям было дано не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можно считать, что работа выполнена напрасно. Теперь необходимо просуммировать все баллы, приписанные ответам на п.п. 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и соотнести результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций. Интерпретация результатов 82–90 баллов: очень высокий уровень эмпатийности свидетельствует о болезненно развитом сопереживании. В общении, как барометр, такой человек тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Ему трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него эмоциональное состояние. Может наблюдаться плохое самочувствие в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом. Нередко испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боится задеть их. В то же время сам очень раним. Может страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия шефа. Впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни человек близок к невротическим срывам. 63–81 балл: высокая эмпатийность. Характеризуется чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих, великодушностью, склонностью многое им прощать. Такому человеку нравится читать лица людей и заглядывать в их будущее. Он эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты с окружающими и находит общий язык. Окружающие ценят его душевность. Старается не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести его из равновесия. 37–62 балла: нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека толстокожим, но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимателен, старается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, их поступки оказываются для него неожиданными. У него нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. 12–36 баллов: низкий уровень эмпатийности. Данный человек испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствует себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла. Отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Это сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у него мало друзей, а тех, кто есть, ценит больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят ему тем же. Бывает, что чувствует свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вниманием. Но это поправимо, если раскрыть панцирь и стать пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои. 11 баллов и менее: очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Наблюдаются трудности первым начать разговор, человек держится особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находит взаимопонимания с окружающими. Любит острые ощущения, спортивные состязания предпочитает искусству. В деятельности слишком центрирован на себе. Может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит в лучшем свете. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя может на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [5] Методика позволяет не только выявить уровень способности к сопереживанию в общении, но и определить какой (какие) из каналов восприятия другого человека развит(ы) в большей степени. Обработка результатов Подсчитывается число ответов (соответствующих ключу) по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Ключ для обработки результатов опросника
Интерпретация результатов По результатам анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По нашим предварительным данным, можно считать: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий. Практическая работа №3
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.01 с.) |