Концепция проведения практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция проведения практических занятий



ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ростов-на-Дону

Издательство Южного федерального университета


 

ББК 88.54я73

 

 

Лабынцева И.С., Познина Н.А., Прима А.К. Практикум по психологии межличностных коммуникаций: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 52 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих психологические дисциплины. Практикум включает описание практических занятий по теме «Психология межличностных коммуникаций», материалы для самодиагностики коммуникативных особенностей, а также методические рекомендации к выполнению индивидуальной творческой работы по проблеме межличностных коммуникаций.

 

 

Табл. 1. Библиогр.: 8 назв.

 

Рецензент А.В. Непомнящий, д-р. пед. наук, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета.

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………...  
1. Концепция проведения практических занятий…………………  
2. Методические рекомендации к самостоятельному выполнению практических работ…………………………………..  
Практическое занятие №1 «Общение как коммуникация»……  
Практическое занятие №2 «Общение как восприятие и понимание людьми друг друга»……………………………………  
Практическое занятие №3 «Взаимодействие людей в процессе общения»……………………………………………………………..  
Практическое занятие №4 «Конфликты, конфликтные ситуации, регуляция поведения в конфликте»…………………….  
3. Методические рекомендации к выполнению индивидуального творческого задания по теме «Психология межличностных коммуникаций»………………………………………………………    
Библиографический список…………………………………………  
Приложение 1………………………………………………………..  
Приложение 2………………………………………………………..  
Приложение 3………………………………………………………..  
Приложение 4………………………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизни часто бывает, что наши представления об отдельных ее аспектах сильно разнятся с реальностью. Это касается не только представлений о материальной стороне жизни, но и психологической. Бывает, что человеку кажется, что он – душа компании и умеет прекрасно общаться, но при этом мнение остальных может сильно отличаться – от «он не умеет построит диалог» до «он болтун и его невозможно остановить». Где же найти правду и как понять: можем ли мы эффективно строить процесс общения с другим человеком? В этом может помочь психология межличностных коммуникаций, основная задача которой состоит в изучении процесса общения, роли каждого субъекта в нем, изучении используемых средств и их эффективности.

Практикум по психологии межличностных коммуникаций нацелен, прежде всего, на развитие навыков общения и взаимодействия студентов, на самопознание ими своих возможностей и способностей в этой сфере. Исходя из идеи того, что каждый студент, это – субъект свободного выбора, который активно строит свой жизненный путь, стремится к совершенствованию, открыт новому, мы предлагаем инструмент, который позволит каждому желающему развить себя в области межличностных коммуникаций.

Практикум состоит из описания 4-х практических занятий, материалов для самодиагностики, согласно теме занятия, и отдельного раздела, посвященного методическим рекомендациям к выполнению индивидуальной работы по теме межличностных коммуникаций. Преподаватель может использовать данный практикум как вспомогательный материал для проведения практических занятий, так и в качестве рекомендуемого для студента руководства для самостоятельной работы. Студенту данное пособие пригодится в качестве разъясняющего материала по заданной теме, рекомендаций к самостоятельной работе и возможности расширить представления о себе как участнике общения.

Коллектив авторов желает каждому, кто захочет поработать с данным практикумом, удачи и успехов на пути саморазвития!


КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практикум по теме «Психология межличностных коммуникаций» реализуют четыре занятия в соответствии с основными сферами и проблемами межличностных коммуникаций.

1. Общение как коммуникация.

2. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.

3. Взаимодействие людей в процессе общения.

4. Конфликты, конфликтные ситуации, регуляция поведения в конфликте.

Цикл практических занятий имеет целью:

– закрепление знаний, полученных в процессе самоподготовки по теме «Психология межличностных коммуникаций»;

– формирование навыков эффективной коммуникации;

– организацию процесса самопознания студентами своих коммуникативных способностей;

– формирование умений рефлексии и самоанализа;

– развитие творческих и исследовательских умений студентов, а также умений анализировать психологические явления и процессы, оперировать психологическими терминами, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Структура практических занятий состоит из трех частей.

1. Вводная – обсуждение темы, плана, задач занятия; формирование студентами собственных целей.

2. Основная:

- обсуждение теоретических вопросов, вынесенных на самоподготовку,

- отработка и закрепление полученных знаний на практике,

- самодиагностика коммуникативных способностей (на выбор студента) в соответствии с темой занятия,

- обсуждение полученных в процессе самодиагностики и практических упражнений результатов.

3. Заключительная – оценка студентами степени достижения поставленных целей, формирование плана дальнейшей работы.

Студентам, желающим пополнить свои представления о собственных коммуникативных особенностях, или получить бонусные баллы по дисциплине, а также желающим осуществить добор баллов, в соответствии с положением о бально-рейтинговой системе оценивания знаний, дается возможность выполнить соответствующую самостоятельную практическую работу. Методические рекомендации к самостоятельному выполнению практических работ даются в разд. 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Все представленные работы носят исследовательский характер. Общий порядок выполнения работ следующий:

1) изучить (повторить) теоретический материал по теме работы;

2) ознакомиться с описанием методик, используемых в работе;

3) подготовить бланки (листы) ответов, если они необходимы;

4) провести исследование с применением предлагаемых в работе методик, произвести обработку, анализ и интерпретацию результатов.

5) составить отчет о выполнении практической работы.

Отчеты выполняются в отдельной тетради или на листах бумаги формата А4. Титульный лист оформляется согласно стандартным требованиям. Отчет по каждой практической работе должен содержать следующие разделы:

1) цели и задачи работы;

2) теоретическое введение;

3) используемые методики;

4) протокол исследования;

5) интерпретация и анализ результатов;

6) выводы;

7) список используемых источников.

Названия работ приведены в описании практических работ.

Цели и задачи работы определяются и формулируются индивидуально (самостоятельно), возможно использование целей и задач, указанных в описании практических работ. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие остального материала отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «выводы»).

Теоретическое введение должно раскрывать основные понятия, процессы, явления и их характеристики, исследуемые в работе.

В разделе «Используемые методики» для каждой методики, используемой в работе, необходимо указать:

1) название и автора (если указан) методики;

2) диагностическая цель методики (для выявления, измерения каких характеристик предназначена данная методика).

Вся необходимая информация по данному разделу приведена ниже – в описании работ и в приложениях, содержащих конкретные методики.

Протокол исследования должен содержать:

1) описание испытуемого: инициалы, возраст, пол, социальный статус;

2) описание ситуации исследования, т.е. характеристику условий проведения исследования: время исследования (число, время суток); обстановка (домашние или какие-либо другие условия); наличие различных помех (шум и т.п.); состояние испытуемого (бодрость, активность, усталость, желание работать и т.п.);

3) все результаты работы, оформленные в виде таблиц (или другом виде, наглядно представляющем результаты работы). Порядок представления результатов должен соответствовать плану проведения работы. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Интерпретация и анализ результатов осуществляется на основе информации, содержащейся в описании используемых в работе методик. Обстоятельность и корректность анализа полученных результатов положительно влияет на итоговый балл.

Выводы по работе базируются на интерпретации результатов и отражают степень достижения поставленных целей и задач работы.

Список используемых источников. Данный пункт не обязателен (но желателен). Наличие списка источников при корректности их использования в разделах «Теоретическое введение», «Используемые методики» и «Интерпретация и анализ результатов» может положительно повлиять на итоговый балл.

Рекомендуемая литература

1. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник для бакалавров / под ред. Р. С. Немова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 427 с. [свободный доступ http://ntb.tsure.ru/]

2. Лабунская В.А. Социально-психологическая трактовка общения. Типы общения: учебное пособие для бакалавров факультета психологии. – Ростов-на-Дону, 2013. – 25 с. [свободный доступ http://library.sfedu.ru]

3. Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. [свободный доступ http://ntb.tsure.ru/]


Практическое занятие №1

Общение как коммуникация

Цели и задачи практического занятия:

– закрепление знаний, полученных в процессе самоподготовки по теме «Понятие общения, коммуникативная сторона общения»;

– формирование навыков эффективной вербальной и невербальной коммуникации;

– организация процесса самопознания студентами собственных коммуникативных особенностей.

Основные понятия: общение, стороны общения, коммуникативная сторона общения, общительность, вербальные и невербальные средства общения.

Форма проведения занятия – семинар, психодиагностика, элементы тренинга.

План занятия

1. Теоретическая часть. Обсуждаемые вопросы:

· понятие общения;

· факторы, обуславливающие эффективность общения;

· свойства личности, влияющие на эффективность общения;

· структура общения;

· особенности коммуникативной стороны общения;

· функции и каналы невербальной коммуникации.

Подведение итогов занятия.

Методики для выполнения самостоятельной работы

Методика оценки уровня общительности [3]

Методика оценки уровня общительности дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Возможно 3 варианта ответов: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл и «нет» – 0 баллов.

Интерпретация результатов

30–31 балл: результат говорит о некоммуникабельности испытуемого, от этого страдает он сам, его близкие, работа, требующая групповых усилий.

25–29 баллов: результат говорит о замкнутости, неразговорчивости, человек предпочитает одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают в панику, то надолго выводят из равновесия.

19–24 балла: результат свидетельствует о том, что испытуемый в известной степени общительный и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы его не пугают. И все же с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвует неохотно. В его высказываниях бывает слишком много сарказма, без всякого на то основания. Это недостаток, над которым можно и нужно работать.

14–18 баллов говорят о нормальной коммуникабельности. Это любознательный человек, охотно слушающий интересного собеседника, достаточно терпеливый в общении с другими, отстаивает свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идет на встречу с новыми людьми. В то же время не любит шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у него раздражение.

9–13 баллов говорят о том, что испытуемый весьма общительный (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытный, разговорчивый, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда может их выполнить, вспыльчив, но отходчив. Такому человеку не хватает усидчивости, терпения, решительности при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, человек можете себя заставить не отступать.

4–8 баллов: очень высокий уровень общительности. Человек всегда в курсе всех дел. Любит принимать участие во всех дискуссиях. Охотно берет слово по любому вопросу, даже если имеет о нем поверхностное представление. Всюду чувствует себя в «своей тарелке». Берется за любое дело, хотя не всегда может успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к нему с некоторой опаской и сомнениями.

3 балла и менее: коммуникабельность носит болезненный характер. Человек говорлив, многословен, вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Берется судить о проблемах, в которых некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов. Вспыльчив, обидчив, нередко бывает необъективен. Людям трудно с таким человеком. Необходима работа над собой и своим характером: воспитание терпеливости и сдержанности, уважительного отношения к людям.

Тест «Умеете ли вы слушать?» [4]

В процессе коммуникации для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали. Поэтому для того, чтобы общение было эффективным, нам необходимо уметь слушать. Тест «Умеете ли вы слушать» позволяет диагностировать данную коммуникативную способность.

Обработка результатов

Ответы оцениваются следующим образом: «почти всегда» – 2 балла; «в большинстве случаев» – 4 балла; «иногда» – 6 баллов; «редко» – 8 баллов; «почти никогда» – 10 баллов.

Интерпретация результатов

Если в итоге набрано свыше 62 баллов, то умение слушать оценивается выше среднего уровня, собеседнику комфортно общаться с таким человеком. Средний уровень умения слушать собеседника оцениваетсяв 55 баллов.

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» [4]

Тест направлен на осознание способности интерпретировать невербальные сигналы в общении. Тест состоит из 20 вопросов и предполагает выбор одного из трех предложенных вариантов ответов.

Обработка результатов

Результаты методики обрабатываются в соответствии с ключом. За каждое совпадение начисляется определенное количество баллов, которые в итоге суммируются.

Ключ для обработки результатов опросника

  а Б в г д е   а б в г д е
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Интерпретация результатов

77–56 баллов свидетельствуют о наличии хорошей интуиции, способности понимать других людей, наблюдательности. Однако человек слишком сильно полагается в своих суждениях на эти качества, слова имеют для него второстепенное значение.

55–34 балла говорят о способности интерпретировать мимику и жесты, но недостаточном умении использовать эту информацию в реальной жизни, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Человек склонен буквально воспринимать сказанные слова и руководствоваться ими. Рекомендуется развивать интуицию, больше полагаться на свои ощущения.

33–11 баллов говорят о неумении расшифровывать язык мимики и жестов, о трудностях в оценке людей. Человек не придает должного значения невербальной информации. В данном случае рекомендуется стараться намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих людей, тренировать наблюдательность.

Практическая работа №2

Подведение итогов занятия.

Методики для выполнения самостоятельной работы

Методика исследования

уровня эмпатийных тенденций [3]

Данная методика предназначена для исследования эмпатии (сопереживания), т. е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют «вчувствования» в мир партнера по общению.

Методика содержит 36 вопросов. Отвечать на вопросы следует, используя 5 вариантов ответов: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» 1 балл, «иногда» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла, «да, всегда» – 5 баллов.

Обработка результатов

Прежде чем посчитать полученные результаты, необходимо проверить степень откровенности ответов. Если были ответы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также ответы «да, всегда» на п.п. 11, 13, 15, 27, то можно констатировать, что испытуемый не пожелал быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремился выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям было дано не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можно считать, что работа выполнена напрасно. Теперь необходимо просуммировать все баллы, приписанные ответам на п.п. 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и соотнести результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Интерпретация результатов

82–90 баллов: очень высокий уровень эмпатийности свидетельствует о болезненно развитом сопереживании. В общении, как барометр, такой человек тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Ему трудно от того, что окружающие используют его в качестве громоотвода, обрушивая на него эмоциональное состояние. Может наблюдаться плохое самочувствие в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют ему свои тайны и идут за советом. Нередко испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боится задеть их. В то же время сам очень раним. Может страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия шефа. Впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни человек близок к невротическим срывам.

63–81 балл: высокая эмпатийность. Характеризуется чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих, великодушностью, склонностью многое им прощать. Такому человеку нравится читать лица людей и заглядывать в их будущее. Он эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты с окружающими и находит общий язык. Окружающие ценят его душевность. Старается не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести его из равновесия.

37–62 балла: нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека толстокожим, но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимателен, старается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, их поступки оказываются для него неожиданными. У него нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

12–36 баллов: низкий уровень эмпатийности. Данный человек испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствует себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла. Отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Это сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у него мало друзей, а тех, кто есть, ценит больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят ему тем же. Бывает, что чувствует свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вниманием. Но это поправимо, если раскрыть панцирь и стать пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои.

11 баллов и менее: очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Наблюдаются трудности первым начать разговор, человек держится особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находит взаимопонимания с окружающими. Любит острые ощущения, спортивные состязания предпочитает искусству. В деятельности слишком центрирован на себе. Может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит в лучшем свете. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя может на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [5]

Методика позволяет не только выявить уровень способности к сопереживанию в общении, но и определить какой (какие) из каналов восприятия другого человека развит(ы) в большей степени.

Обработка результатов

Подсчитывается число ответов (соответствующих ключу) по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

Ключ для обработки результатов опросника

Канал восприятия Ключ
  Рациональный канал эмпатии +1, +7, –13, +19, +25, –31
  Эмоциональный канал эмпатии –2, +8, –14, +20, –26, +32
  Интуитивный канал эмпатии –3, +9, +15, +21, +27, –33
  Установки, способствующие эмпатии +4, –10, –16, –22, –28,–34
  Проникающая способность в эмпатии +5, –11, –17, +23, –29, –35
  Идентификация в эмпатии +6, +12, +18, –24, +30, –36

Интерпретация результатов

По результатам анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По нашим предварительным данным, можно считать: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.

Практическая работа №3

Подведение итогов занятия.

Методики для выполнения самостоятельной работы

Тест «Три Я» [4]

Тест «Три Я» позволяет определить наиболее предпочитаемую стратегию во взаимодействии. Тест содержит 21 утверждение, каждое из которых необходимо оценить в баллах от 0 до 10.

Обработка результатов

Необходимо подсчитать сумму баллов отдельно по трем блокам вопросов.

Ключ к обработке результатов методики

Позиция Номера вопросов
  Ребенок (Д) 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
  Взрослый (В) 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
  Родитель (Р) 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей.

Интерпретация результатов

Если была получена формула ВДР – это говорит об обладании развитого чувства ответственности, импульсивности в меру и об отсутствии склонности к назиданиям и поучениям. Данные качества помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Например, если формула имеет вид РДВ, то могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду – матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если человека не привлекает организаторская работа, шумные компании, и он предпочитает побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и человек захочетпередвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Таблица 1

Характеристики ролевых позиций

Позиция Ребенка (Д) Родителя (Р) Взрослого(В)
определе-ние понятия эмоциональность, беззащитность, безответственность тот, кто воспитывает, наказывает и т.д. реальное видение мира
слова и выражения хочу надо могу
тон неуверенный, капризный категоричный, самоуверенный спокойный
эмоции и чувства беспокойство, тревожность, страх, огорчение гнев, злость, презрение, ненависть спокойствие, удовлетворение, уравновешен-ность
поведение неуверенное агрессивное уверенное

 

Тест «Манипулятор» [6]

Тест «Манипулятор» позволяет определить склонность к манипулированию. Тест содержит 10 утверждений, в зависимости от степени согласия с каждым из утверждений необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа и поставить крестик в бланке ответов соответствующем столбце.

Обработка результатов

Сравните выбранные варианты ответов с ключом и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50, и результат умножьте на 100 %.

Ключ к обработке результатов методики

  Полностью не согласен Частично не согласен Отношусь нейтрально Частично согласен Полностью согласен
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Интерпретация результатов

50 – 100 %. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше склонность к манипулированию. Люди с высоким результатом по этому тесту оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми. У вас все получается, как вы задумываете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом вы своей расчетливостью и решительностью часто отталкиваете людей, забываете о них. Постарайтесь регулярно примерять роль, например, Красной Шапочки, которая не забывала о своей больной бабушке. Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели. Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям, а если сможете, то и просто знакомым.

25 – 50 %. Нормальная склонность к манипулированию людьми. Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с людьми. Но есть тенденция к развитию желания манипулировать людьми.

0 – 25 %. Чем ближе полученный результат к 0%, тем ниже у вас склонность к манипулированию. Люди с низкой степенью манипулирования – это «хорошие парни», которым доброта не дает манипулировать другими. Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми, особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие или интересы вашей семьи, друзей. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз пытаются «растрогать» вашу душу, взывают к вашей доброте и отзывчивости. Скажите себе: «Дело есть дело, а личные отношения оставим на потом».

Практическое занятие №4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 314 с.

2. Зеленова И. Психологические тренинги. Школьный психолог. - 2005. №13 (347).– 48 с.

3. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.

4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. Ч.1. Основы психологии: 10 класс. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – С. 187-188.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара, 2001.

6. Прутченков А.С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. – М., 1996.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология управления: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1997.

8. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 339 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.101 с.)