Практическая часть. Формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая часть. Формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.



1. Упражнение «Мы и наши конфликты».

Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных и нестандартных ситуациях.

План проведения.

1. Обсуждение домашнего задания: каждый участник по кругу читает описание конфликтных ситуаций.

2. Группа отбирает ситуации для проигрывания.

3. Каждая ситуация проигрывается несколько раз, чтобы вовлечь максимальное число участников и получить как можно большее число вариантов поведения в ситуации.

4. Обсуждение и анализ вариантов поведения участников.

Схема для анализа.

1. Формулировка проблемы, подлежащей решению.

2. Квалификация конфликта (деловой, личностный), разбор конфликта – конфликтующие стороны, повод конфликта, его настоящая причина и т.д.

3. Обсуждение и оценка возможных вариантов разрешения конфликта, действия конфликтующих сторон.

4. Прогноз последствий выбранного варианта разрешения конфликта [1].

2. Упражнение «Если бы…, я стал бы…».

Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Инструкция: упражнение происходит по кругу: один участник проговаривает конфликтную ситуацию, например: «Если бы меня обсчитали в магазине….». Следующий участник должен закончить предложение, например: «Я бы стал требовать жалобную книгу…».

Упражнение целесообразно провести минимум в два этапа, что бы каждый участник смог проявить свои способности реагирования на конфликтную ситуацию. В процессы обсуждения участники знакомятся с правилами и методами преодоления конфликтов.

В процессе выполнения упражнения участники применяют на практике усвоенные ранее знания о фазах урегулирования конфликтов: от фазы прекращения насильственных действий, через установление диалога к фазе поиска решения проблем путем переговоров.

В процессе подведения итогов упражнения обсуждается, какие из методов профилактики и разрешения конфликтов применялись участниками:

· ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с целью предотвращения его разрастания;

· «разрядка негативных эмоций через деятельность, не причиняющую вреда оппоненту;

· изменения характера восприятия участников конфликта;

· метод последовательных взаимных уступок;

· переговоры участников конфликта;

· обращение к арбитру;

· обращение к посреднику [8].

3. Диагностическая часть. Психодиагностика на выбор студента: коммуникативной толерантности, как индикатора поведения в случае возникновения конфликта (методика 1), способов поведения в конфликте (методика 2).

Используемые методики.

1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантно-сти В.В. Бойко.

2. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас).

Бланки методик содержатся в прил. 4.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [12]

Методика диагностики общей коммуникативной толерантнос-ти, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Отсутствие необходимой толерантности в межличностных отношениях часто приводит к конфликтам. Поэтому одним из важных факторов для профилактики и разрешения конфликтов является достаточный уровень толерантности. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений человек более всего подвержен конфликтам, поскольку зная причину конфликта, легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения.

Опросник предлагает испытуемому оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми и выразить степень своего согласия от 0 до 3-х баллов.

Обработка результатов

Для выявления уровня общей коммуникативной толерантности необходимо посчитать сумму баллов, полученных по всем признакам (блокам): чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно также невероятно получить 0 баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях.

Можно выделить три уровня коммуникативной толерантности: низкий уровень – 81 - 135; средний уровень – 36 - 80; высокий уровень – 0 - 35.

Интерпретация результатов

Получаемые в ходе применения методики данные позволяют выявить только основные тенденции, свойственные взаимодействию человека со своими партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется намного ярче и разнообразнее.

Блок 1. Непринятие индивидуальности других. Человек не приемлет личностные качества других людей, которые проявляются в процессе межличностных отношений и общения, его раздражают особенности поведения партнеров, связанные с медлительностью, суетливостью, или нестандартные, безупречные и т.п.

Блок 2. Ориентация на себя в оценке других в качестве эталона при оценке поведения других людей. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики других людей, человек рассматривает в качестве эталона самого себя. В этом случае он отказывает партнеру в праве на индивидуальность. В прямом или завуалированном виде он считает себя «истиной в последней инстанции» в суждениях о партнере.

Блок 3. Категоричность и консерватизм в оценке людей. Человек регламентирует проявление индивидуальности партнеров и требует от них предпочтительного для себя единообразия, которое соответствует его внутреннему миру – сложившимся ценностям и вкусам.

Блок 4. Неумение скрывать негативные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. Качества личности партнера, которые определяют положительные эмоциональный фон общения с ним, называются коммуникабельными, качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему – некоммуникабельными. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера.

Блок 5. Стремление переделать, перевоспитать партнера. В сущности, человек берется за непосильную задачу – вознамеривается изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять. Мягкая форма сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам.

Блок 6. Стремление подогнать» партнера под себя. В данном случае человек как бы «обтесывает» те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настраивает на принятии его точки зрения; оценивая партнера, исходит из своих обстоятельств и т.п.

Блок 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Наблюдается в случаях, когда сознание человека «застревает» на различиях между личностными подструктурами – его и партнера. Такой источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером придает особый неприятный смысл его поступкам и словам.

Блок 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми. Наблюдается в случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает, ищет сочувствия или сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности – душевно черствый и поэтому либо не замечает подобных состояний, либо его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих.

Блок 9. Неумение приспосабливаться к характеру и привычкам других. Человек плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для человека функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, он постарается менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас) [6]

Методика позволяет определить способы реагирования человека на конфликтные ситуации; выявить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях; выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности. Методика содержит 30 пунктов, по каждому из которых надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».

 

Обработка результатов

По каждому из пяти разделов опросника подсчи­тайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.

Ключ к обработке результатов методики

Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
Избежание 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б
Приспособление 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации.

Интерпретация результатов

Типы взаимодействия в конфликтной ситуации.

Соперничество – удовлетворение своих интересов, высокий уровень активности. Это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником».

Сотрудничество – удовлетворение своих и других интересов с высокой степенью активности. Представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.

Компромисс – умеренность в удовлетворении интересов своих и других. Урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

Избегание – пассивное поведение. Это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стараются предпринять какие-либо попытки разрешить конфликт.

Приспособление – удовлетворение своих интересов и интересов других при низкой активности. Представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, для которого характерен добровольный или вынужденный отказ от борьбы и сдача своих позиций часто в ущерб собственным интересам.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.009 с.)