Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины межличностных и межгрупповых конфликтовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностные и межгрупповые конфликты могут возникать по разным причинам. Даже если конфликт как социально-психологическое явление рассматривается в рамках единой концепции, выделяются и описываются, как правило, множество его причин. Это тем более характерно для случаев, когда причины межличностных или межгрупповых конфликтов рассматриваются с позиций различных социально-психологических теорий. В связи с этим, отвечая на вопрос о том, что может стать причиной конфликта, мы вначале назовем эти причины в том их виде, как они представлены в русле различных социально-психологических концепций, а затем коснемся вопроса о том, какими могут быть причины межличностного или межгруппового конфликта в рамках его единой общетеоретической интерпретации. В настоящее время в социальной психологии сложились следующие основные направления (парадигмы, подходы) в изучении конфликтов: школа групповой динамики, социометрическое направление, бихевиористское направление, гуманистическое направление и когнитивный подход. В каждом из них, ставя и обсуждая вопрос об основах и главных причинах межличностных и межгрупповых конфликтов, ученые акцентируют внимание на разных вещах. В школе групповой динамики, которая представляет в основном процессы, происходящие в малой группе, и выделяет в ней множество параметров: композицию, каналы коммуникаций, лидерство, распределение ролей, групповые нормы, межличностные отношения, — считается, что конфликты могут возникать как противоречия между членами группы. Например, неоднородность (гетерогенность) ее композиции может стать первопричиной конфликта. Ограниченность каналов коммуникаций или их несоответствие интересам и потребностям членов группы также могут явиться основанием для группового конфликта. Авторитарное лидерство, неприемлемое для демократически настроенных членов группы, может привести к конфликту между лидером и группой. Если в одной и той же группе наметится несколько лидеров, то соответственно может возникнуть конфликт между ними, который далее может перерасти во внутригрупповой конфликт. Очевидно, что групповой конфликт может возникнуть и в системе распределения ролей между членами группы, например в том случае, если роль, закрепленная за тем или иным участником группы, его почему-то не устаивает или если на одну и ту же привлекательную роль в группе претендуют сразу несколько человек. Участники группы в своем поведении в группе могут придерживаться различных, несовместимых норм, и это также может стать причиной возникновения конфликта между ними. Наконец, несовместимые отношения — это достаточно хорошо известная причина самых разнообразных внутригрупповых и межличностных конфликтов, причем они могут касаться практически всех видов отношений, существующих между людьми: личных и деловых, официальных и неофициальных, координационных и субординационных. Социометрическое направление в изучении конфликтов акцентирует внимание на личных взаимоотношениях типа симпатий или антипатий, и соответственно сторонники этого направления именно в таких взаимоотношениях усматривают первопричину межличностных конфликтов. Основатель данного направления Я. Морено полагал, что симпатии или антипатии между людьми определяются тем, в какой степени они являются источниками особой, положительной межличностной энергии «теле»: те, кто является обладателем или мощным источником этой энергии, вызывают к себе симпатии со стороны окружающих людей; те, кто ею не располагает, симпатий к себе не вызывают. С точки зрения этой достаточно спорной концепции Морено (нет серьезных научных доказательств реального существования подобной жизненной энергии), люди, имеющие большой запас такой энергии, в конфликты не вступают, а те, кто испытывает ее дефицит, напротив, являются потенциально конфликтными людьми. В свою очередь, следующие сочетания симпатий или антипатий между людьми или социальными группами могут стать причинами разнообразных, в том числе конфликтных отношений между ними. Соотношения, порождающие неконфликтные отношения: • симпатии — симпатии; • симпатии — безразличие; • безразличие — безразличие. Потенциально или реально конфликтные соотношения: • антипатии — безразличие; • антипатии — антипатии. В русле бихевиористского направления конфликты, по сложившейся в этом направлении исследовательской и методологической традиции, могут иметь только поведенческую основу и проявляться в несовместимости действий или поступков индивидов или социальных групп. На трактовку межличностных и межгрупповых конфликтов здесь автоматически распространяется все, что касается противоречий или несовместимости действий (поведенческих реакций) людей в одной и той же социальной ситуации. Через действия, поступки и реакции участников конфликта дается соответственно и классификация конфликтов. Она выглядит следующим образом. 1. Конфликт типа «действие — бездействие». Он характеризуется тем, что для достижения цели индивидам или группам необходимы совместные скоординированные действия. Одна из сторон такие действия на самом деле предпринимает, в то время как другая бездействует и не предпринимает ничего. 2. Конфликт типа «бездействие — бездействие»: Он отличается тем, что обе стороны конфликта согласны с тем, что достичь своей цели они смогут только в результате выполнения определенных, хотя бы односторонних, действий. Однако каждая из сторон сама не желает предпринимать такие действия и надеется на то, что их предпримет противоположная сторона. В конечном счете обе стороны конфликта бездействуют. 3. Конфликт типа «действие — противодействие». Данная разновидность конфликта отличается тем, что одна из сторон действует в определенном направлении, а другая ей противодействует, то есть мешает достичь поставленной цели. Такой конфликт является наиболее острым и трудноразрешимым на поведенческом уровне. Гуманистическое направление в социальной психологии предлагает следующую классификацию и понимание конфликтов. Это могут быть конфликты между потребностями людей, которые порождают психологическую несовместимость этих людей. Это также могут быть конфликты, касающиеся ценностей и целей жизни в способах удовлетворения одних и тех же потребностей. Если исходить из гуманистической теории Я-концепции по К. Роджерсу, то основания для конфликтов здесь можно обнаружить и в противоречиях, и в несовместимости различных Я-концепций. Если опираться на гуманистическую теорию самоактуализации А. Маслоу, то, согласно этой теории, конфликт проявляется на уровне самоактуализации личностей: например, один человек стремится к самоактуализации, а другой препятствует этому (пример — семейный конфликт такого рода между мужем и женой). Гуманистическая концепция В. Франкла допускает существование конфликтов на уровне «смыслов жизни». Когнитивный подход к пониманию конфликтов проявляется в том, что их причины усматриваются в противоречиях, существующих в когнитивной сфере людей. Таких противоречий может быть очень много, например противоречия между знаниями, убеждениями, оценками, отношениями людей и т. п. Кроме общетеоретических, есть и частнотеоретические, или авторские, трактовки конфликтов, которые формально не относятся к известным направлениям в психологии. К примеру, Н. В. Гришина называет следующие авторские концепции конфликтов1. 1. Понимание конфликта как формы проявления агрессии (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковитц). 2. Трактовка конфликта как реакции на конкуренцию или иную потенциально конфликтную ситуацию (М. Дойч, М. Шериф). В научной литературе, где обсуждаются возможные причины конфликтов, можно встретить точку зрения, согласно которой склонность к конфликтам заложена в глубинных основах личности человека. В связи с этим выделяют так называемых «конфликтогенных» (потенциально конфликтных) и «мирных» (потенциально неконфликтных) личностей. Основания для такого понимания первопричин конфликтности заложены и в представлениях о характерах людей, в частности об акцентуациях характеров. К примеру, в двух известных типологиях характеров по К. Леонгарду и А. Личко выделяются устойчивые типы личностей (характеров), склонных и не склонных к конфликтам. Акцентуированные личности, обозначаемые как «гипертимные», «возбудимые», «застревающие», «педантичные» и «демонстративные», рассматриваются как конфликтогенные, или потенциально конфликтные. Личности же, чьи характеры обозначаются словами «эмотивный», «тревожный» и «сензитивный», — как потенциально неконфликтные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.01 с.) |