Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение и урегулирование конфликтов

Поиск

В социально-педагогическом процессе

Базовые понятия:

 

Профилактика ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Урегулирование ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Гуманизация______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эмпатия _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Толерантность ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Вопросы для обсуждения

1.Особенности профилактики конфликтов в учительской среде.

2.Урегулирование конфликтов в социально-педагогическом процессе.

3.Принципы управления конфликтами в педагогическом процессе.

Литература

1.Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 2003.

2.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна, 2000, гл. 4.

3.Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 2005.

4.Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 2008.

5 Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 2007

6 Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004 стр. 47-55.

 

Проблемные вопросы.

1. Почему педагогические конфликты многие исследователи рассматривают как конфликты особой категории?

2.Согласны ли вы с тем, что у конфликтного учителя, как правило, конфликтные ученики? Почему?

3. Считаете ли вы, что конфликтность учителя – результат профессиональной дефермации? Почему?

Задание

1.Какая система профилактических мер, на ваш взгляд, будут способствовать профилактике и снижению возникновения конфликтов в учительской среде? Кто, по вашему мнению, должен осуществлять подобную работу.

 

Заполните таблицу:

Основные направления по профилактике и снижению конфликтов

В школьной среде

Название мероприятия Содержание мероприятия
     
     
     
     
   
     

 

2. Подберите 11 упражнений, направленных на профилактику и (или) снижению конфликтов в школьной среде. Одно упражнение проведите в группе, остальные внесите в таблицу. Например,

 

Название упражнения Цель Содержание упражнения
«Встреча со скандальным родителем».   Закрепление навыка осознания и управления собственными эмоциями. Выбор добровольцев на роль «учителя» и «скандального родителя». Задание. «Скандальный родитель» - учительница не справедлива к вашему ребенку, просто придирается к нему. Вы считаете, что она мстит ему за ваше неосторожное высказывание на родительском собрании. «Учитель» - во время беседы с «родителем» следит за равномерностью своего дыхания и сердцебиения, не напрягать мышцы шеи и плечевого пояса. Остальные участники наблюдают. Затем 2-3 человека также выступают в роли «учителя». Рефлексия. Удается или нет управлять своими эмоциями? Способствует ли спокойное состояние чувству уверенности в себе? А наоборот?  

 

 

Упражнения для профилактики конфликтов в школьной среде

Название упражнения Цель Содержание упражнения (кратко)
         
       
       
         
       
       

Примерная шкала оценки по дисциплине

КУРС ПО ВЫБОРУ «Конфликтология»

При организации и применении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к семинарским занятиям, выступление или сообщение на семинаре, участие в дискуссиях. Максимальная оценка - 10 баллов. Семинарские занятия проводятся после прохождения учебного материала по теме.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради - анализ конфликтов, подбор профилактических упражнений, составление программы профилактики насилия и жестокости в обществе – 20 баллов.

3. Написание реферата. Максимальная оценка – 10 баллов.

4. Посещение занятий. Максимальная оценка – 10 баллов.

5. Контрольное тестирование по завершении прохождения курса. Максимальная оценка - 10 баллов.

 

В результате студент имеет возможность набрать в течение семестра 60 баллов, что является максимальной оценкой самостоятельной работы.

 

НАПРАВЛЕНИЯ НИРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

I. Конфликт как социальный феномен общественной жизни

1. Конфликт как неотъемлемая составляющая в жизни человека и общества.

2. Конфликт - нормальное явление.

3. Проблема конфликтов в психологии и других науках.

4. Конфликты в истории человечества.

5. В споре рождается истина.

II. Управление конфликтом

1. Динамика конфликта.

2. Причины конфликтов в современной жизни.

3. Любой конфликт легче предотвратить, чем решить?

4. Привлечение третьих сил к решению конфликта.

5. Профилактика насилия в современном обществе.

 

III. Типология конфликтов

1. Конфликт с самим собой.

2. Особенности протекания межличностных конфликтов.

3. Возмодно ли многонациональное общество без конфликтов.

4. Милые бранятся - только тешатся? (так ли это)

5. Конфликт власти: особенности протекания, урегулирования, профилактики.

IV. Конфликты в социально-педагогическом процессе.

1. Особенности протекания конфликтов в школьной среде.

2. ВУЗовские конфликты.

3. Профилактика конфликтов в педагогическом процессе.

4. Роль психолога в разрешении школьных конфликтов.

5. Возможности и перспективы развития современной конфликтологии образования.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Конфликтология» является зачет.

К зачету студенты должны знать:

- определение понятий конфликт, его структурные характеристики,

- методы иследования конфликтов,

- стадии протекания конфликта,

- типологию конфликта, особенности протекания, профилактики и урегулирования конфликтов разных видов,

- психодиагностические методики, используемые в конфликтологии,

- основные способы и направления профилактики конфликтов различных видов.

 

Студенты должны уметь:

- анализировать конфликты,

- выделять структурные компоненты,

- стадии конфликта,

- находить пути и способы урегулирования конфликтов разных видов,

- подбирать игры, упражнения для ведения профилактической и коррекционной работы,

- проводить анализ теоретической литературы, первоисточников,

- грамотно пользоваться научной терминологией.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

  1. Понятие, основные признаки социального конфликта.
  2. Структура конфликта.
  3. Значение, функции социальных конфликтов.
  4. Психоаналитическая концепция.
  5. Ситуационные подходы.
  6. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
  7. Методы изучения конфликтов: эксперимент, исследование документов, наблюдение.
  8. Предконфликтная стадия.
  9. Стадия собственно конфликта.
  10. Разрешение конфликта.
  11. Послеконфликтная стадия.
  12. Проблема классификации конфликтов.
  13. Классификация В. И. Сперанского, типология Р. Дарендорфа.
  14. Понятие насилия, виды насилия. Природа человеческого насилия.
  15. Мотивы проявления насильственных действий.
  16. Природа человеческой агрессивности. Виды агрессии.
  17. Причины внутриличностных конфликтов, их последствия.
  18. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.
  19. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
  20. Особенности протекания, урегулирования, профилактики межгрупповых, межэтнических, политических конфликтов.
  21. Понятие супружеский конфликт. Природа супружеских конфликтов.
  22. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов.
  23. Конфликты в педагогическом коллективе.
  24. Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе.
  25. Разрешение педагогических конфликтов.
  26. Специфика студенческих конфликтов, конфликтов на уровне ВУЗа.
  27. Особенности профилактики и урегулирования «школьных конфликтов».

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 

1. Люди, которые вступают в конфликты не ради поиска истины, а отстаивая личную позицию, отличающуюся от других, Спиранский предложил называть:

а) конфликтующими;

б) конфликтогенными;

в) негативистами.

 

2. Биполярность, активность, направленная на преодоление противоречия, наличие субъекта или субъектов являются:

а) условиями возникновения конфликта;

б) признаками конфликта;

в) условиями протекания конфликта.

 

3. Какие из приведенных ниже выражений, на ваш взгляд, не отражают значение конфликтов в современном обществе:

а) конфликт – это нормально;

б) конфликт – это необязательно плохо;

в) конфликт – явление всегда негативное;

г) конфликт – это то, с чем можно работать.

 

4. Как вы считаете, какое из приведенных ниже понятий является антонимом понятия «конфликт»?

а) согласие;

б) ссора;

в) дружелюбие;

г) миролюбие.

 

5. Традицию подхода понимания конфликта как постоянного элемента душевной жизни человека заложил:

а) К. Юнг;

б) Эриксон;

в) Маслоу

г) З. Фрейд;

д) М. Дойч.

 

6. Исследованием конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации в своих экспериментальных работах занимался:

а) К. Юнг;

б) Эриксон;

в) Маслоу

г) З. Фрейд;

д) М. Дойч.

 

7. Конфликты, в которых борьба идет до полного уничтожения одного или обоих соперников называются:

а) ложные

б) истинные;

в) абсолютные.

8. Основным способом выхода из внутриличностного конфликта является:

а) игнорирование конфликта;

б) поиск причин;

в) адекватная оценка ситуации.

 

9. Студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с преподавателем; конфликтом какого типа может закончиться данная ситуация:

а) ложным;

б) истинным конструктивным;

в) истинным смещенным;

г) истинным случайным.

 

10. Перечислите основные стадии развития конфликта:

а) предконфликтная;

б) собственно конфликт;

в) разрешение конфликта;

г) послеконфликтная.

 

11. Стадия, характеризующаяся ростом напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, носит название__________________.

 

12. Конфликтная ситуация:

а) всегда перерастает в конфликт;

б) может существовать достаточно долго и так и не перерасти в конфликт.

 

13. Механизм психологической защиты, который характеризуется нежеланием (отказом) от возможных последствий событий называется:

а) вытеснение;

б) рационализация;

в) обособление;

г) проекция;

д) сублимация.

 

14. Соперничество, спор и дискуссия являются основными формами:

а) межличностного;

б) внутриличностного;

в) политического;

г) группового конфликта.

 

15. Косвенный метод урегулирования межличностного конфликта, при котором оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понизить эмоционально-психологическое напряжение, носит название:

а) метод «положительного отношения к личности»;

б) прием «обнаженная агрессия»;

в) обмен позиций;

г) метод «выхода чувств».

 

16. Исход конфликта, при котором одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий называется:

а) сглаживание;

б) уход;

в) компромисс;

г) силовой вариант.

 

17. Косвенный метод урегулирования межличностного конфликта, при котором конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента, носит название:

а.) метод «обнаженная агрессия;

б) прием «обнаженная агрессия»;

в) обмен позиций;

г) метод «выхода чувств».

18. Конфликты в социально-педагогическом процессе типа «учитель-ученик» и «родитель-ученик» относятся к:

а) горизонтальным;

б) вертикальным.

 

19. Какая из перечисленных ниже причин не является основной в возникновении конфликтов во взаимодействии студентов и преподавателей:

а) различия в ценностных ориентациях;

б) проблемы в общении;

в) различия во взаимных ожиданиях;

г) устаревшая административная система управления учебными заведениями;

д) уровень профессионализма преподавателя (учителя) и успеваемость студентов (учащихся).

 

20. Анализ и осмысление основных компонентов конфликта позволяет:

а) только предупреждать конфликты;

б) только разрешать конфликты;

в) прогнозировать конфликты.

 

21. Какие из перечисленных ниже причин являются основными в возникновении конфликтов в учительской среде:

а) различия в ценностных ориентациях;

б) проблемы в общении;

в) различия во взаимных ожиданиях;

г) устаревшая административная система управления учебными заведениями;

д. уровень профессионализма преподавателя (учителя) и успеваемость студентов (учащихся).

 

 

22. Группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящихся в непосредственных взаимоотношениях друг с другом, называется:

а) малая социальная группа;

б) неформальная группа;

в) формальная группа.

23. Конфликты, возникающие по причине несовпадения роли индивида с групповыми нормами и ожиданиями, относятся к _________________________ конфликтам.

 

24. Какие из перечисленных ниже последствий групповых конфликтов являются можно отнести к конструктивным:

а) снятие социального напряжения;

б) решение насущных проблем группы;

в) изменение в ценностно-нормативной системе;

г) организационные изменения в группе;

д) появление или смена руководителя;

е) удаление инакомыслящих членов;

ж) укрепление внутригруппового единства;

з) поиски виновного;

и) образование подгрупп;

к) распад группы.

 

24. Формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт) называется_______________________________

 

26. Какие из перечисленных ниже последствий групповых конфликтов являются можно отнести к деструктивным:

а) снятие социального напряжения;

б) решение насущных проблем группы;

в) изменение в ценностно-нормативной системе;

г) организационные изменения в группе;

д) появление или смена руководителя;

е) удаление инакомыслящих членов;

ж) укрепление внутригруппового единства;

з) поиски виновного;

и) образование подгрупп;

к) распад группы.

 

27. Тип насилия, изученный Д. Галтунгом и понимаемый им как «любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме»:

а) прямое насилие;

б) «культурное насилие»;

в) структурное насилие.

 

28. Десоциализация – это:

а) вытеснение из собственной культуры;

б) вынужденная интеграция с другой культуры;

в) ущемление базовых потребностей человека.

 

29. Эксплуатация одного человека другим в обществе представляет собой:

а) прямое насилие;

б) «культурное насилие»;

в) структурное насилие.

 

30. Теория, объясняющая человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние проблемы за счет других, является:

а) биогенетической;

б) экологической;

в) психологической;

г) социальной.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………………..3

Учебно-тематический план…………………………………………………………………………...4

Общие методические указания по изучению дисциплины ………………………………….…..…5

Тема 1. Социальный конфликт: признаки, структура, функции……………………………..……7

Тема 2. Методы исследования конфликтов………...……………………………………...……14

Тема 3. Анализ конфликта, стадии его разрешения……………………………… ……………...20

Тема 4. Социально-психологический портрет конфликтной личности и её диагностика……..24

Тема 5. Насилие в конфликтах………………………………………………………...……………27

Тема 6. Внутриличностные, межличностные и групповые конфликты. Семейные конфликты………………….…………………………………………………………………………31

Тема 7. Социально-трудовые конфликты……………………………………………………….....35

Тема 8. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе. Причины возникновения конфликтов в условиях школы и ВУЗов…………………………………………..42

Тема 9. Предупреждение и урегулирование конфликтов в социально-педагогическом процессе…………………………………………………………………………………………….…45

Примерная шкала оценки по курсу ………………………………………………………………...49

Тематика рефератов…………………………………………………………………………………50

Требования к уровню освоения программы курса ………………………………………………..51

Вопросы к зачету……………………………………………………………………………………..52

Итоговый тест по дисциплине ……………………………………………………………………...53

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.013 с.)