Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разрешения коллективных конфликтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. В ряде стран американского континента на уровне конституции государства закреплены нормы о разрешении коллективных конфликтов путем организации и проведения процедур посредничества и трудового арбитража. К числу таких стран относятся Аргентина и Бразилия.[202] Конституцией Российской Федерации, закрепившей право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры, предусмотрено регулирование способов их разрешения действующим законодательством.[203] Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.[204] Они определяют смысл, содержание и применение законов государства, деятельность всех органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, при разрешении социальных конфликтов приоритет должен отдаваться правам и свободам человека и гражданина. В соответствии с п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.[205] Из этого вытекает, что лица, представляющие стороны конфликта и третьей стороны, призванной способствовать разрешению социального конфликта, обязаны рассматривать трудовые отношения через призму их соотношения с действующим законодательством. Конституция Российской Федерации (п.2 ст.45) предоставила гражданам право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.[206] Данной норме корреспондирует ст. 12 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в которой закреплен перечень способов защиты гражданских прав.[207] Однако в материальном праве существует определенная иерархия законов, согласно которой правоотношения регулируемые одним законодательным актом не могут регулироваться актом, принадлежащим другой отрасли права. Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Из этого следует, что работники и их полномочные представители, не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан.[208] В этих целях они обязаны руководствоваться исключительно нормами главы XIV «Трудовые споры» КЗоТ РФ.[209] Согласно ст. 201 и ст.219 КЗоТ РФ индивидуальный трудовой спор может быть разрешен при его рассмотрении комиссией по трудовым спорам или администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав. В соответствии со ст.220 КЗоТ РФ коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматривается в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Данная статья КЗоТ РФ отсылает пользователя к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995 г. 175-ФЗ[210]). В качестве способов разрешения коллективных трудовых споров этим законодательным актом предусмотрено рассмотрение сути социального конфликта примирительной комиссией, а также с участием посредника и трудовых арбитров. Подведомственность конфликтов
Одним из основополагающих моментов в регулировании конфликтов в социально-трудовой сфере является определение их подведомственности. Под подведомственностью социальных конфликтов понимается распределение действующим законодательством функций по рассмотрению споров в зависимости от их характера между органами и институтами, наделенными правом их разрешать и урегулировать. В практике правоприменения КЗоТ РФ и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (175-ФЗ) определение подведомственности социального конфликта означает установление органа или института, в котором спор должен быть рассмотрен в первоначальном порядке. Подведомственность социального конфликта зависит от предмета спора и его основных характеристик: 1) индивидуальный или коллективный спор; 2) права (исковой спор) или интересов (неисковой спор). Индивидуальные трудовые споры, подлежащие разрешению, подведомственны рассмотрению комиссией по трудовым спора (КТС) организации (ст. 204 КЗоТ РФ); рассмотрению работодателем (администрацией организации) совместно с соответствующим органом профсоюза в пределах предоставленных им прав (ст.219КЗоТРФ).[211] Коллективные трудовые споры (ст.220 КЗоТ РФ), подлежащие разрешению на основании Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995, 175-ФЗ), подведомственны рассмотрению примирительной комиссией; рассмотрению сторонами спора с привлечением посредника; рассмотрению в трудовом арбитраже с привлечением лиц. выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Индивидуальные трудовые споры, подлежащие урегулированию, согласно КЗоТ РФ (ст.201 и ст.210)[212] подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непосредственно, т.е. минуя комиссию по трудовым спорам (КТС) организации, так и после прохождения процедуры рассмотрения в рамках КТС организации, где имел место конфликт. Кроме того, в тех случаях, когда предметом индивидуального трудового спора, подлежащего урегулированию, является вопрос возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работника, конфликты этой категории подведомственны рассмотрению органами Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) при Минитруде России.[213] Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется КЗоТ РФ и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме то го, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Коллективные трудовые споры могут рассматриваться в гражданских судах общей юрисдикции. Особенностями такого рассмотрения являются повод и определенная юрисдикция судов. Поводом для обращения в суд соответствующей юрисдикции согласно ст. 17 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) может быть признание объявленной, проводимой или проведенной забастовки незаконной. Такого рода иски рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.[214] Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудового спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно в комиссии по трудовым спора организации; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального или коллективного трудового спора, должна строится на определенных принципах с применением определенных способов, способствующих достижению пели их деятельности при рассмотрении конкретного конфликта. Принципы, способы разрешении конфликтов и Правовая база организации и проведения Примирительных процедур
Целью комиссии по трудовым спора организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры. В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать раз решению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практиками примирения, посредничества и арбитрирования. Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль по средника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (на пример, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установлен ном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража). Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должны строиться на принципах: • соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом, • свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; • добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта; • возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязательств, направленных на ликвидацию причин конфликта.[215] Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лица ми, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и прочие.[216] Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу относятся: 1) процедура рассмотрения конфликта примирительной комиссией (ст.6 175-ФЗ); 2) процедура рассмотрения конфликта с участием посредника — посредничество (ст.7 175-ФЗ); 2) процедура рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8 175-ФЗ) с участием лиц, которые приобретают статус арбитров в результате институализации этой процедуры.[217] Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при раз решении коллективных трудовых споров являются: 1) Конституция Российской Федерации. 2) Ст. 220 КЗоТ РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ). 3) Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 1996 г. №468.[218] 4) Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть I[219]). 5) Другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения. 6) Коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и прочие. В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (4.1), поскольку между одной стороной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно принявших решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может быть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч. I ГК РФ) в связи с выполнением им своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого из такого видов договоров.[220] В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба).[221] а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции.[222] 6. Контрольные задания и задачи для самопроверки Задание № 1. В социально-трудовой сфере конфликты могуч происходить по поводу отдельно взятых................. Укажите категории проблем, по которым мо!ут происходить конфликты в социально-трудовой сфере. Задание № 2. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. Основными объектами распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений являются. 1. Конфликты по поводу................ (заработной платы, оплаты труда, минимальной оплаты труда) работников, имея в виду не только конфликты по поводу размеров.......(заработной платы, оплаты труда, минимальной оплаты труда) работников производственной и не производственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполненные объемы работ (услуг). 2. Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой............. (сокращения штатов, ликвидации организации, безработицы). 3. Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами таких конфликтов могут быть государство в лице его органов — (министерства, ведомства, госкомитеты, местные органы власти), трудовые коллективы организаций, определенные................... (группы, социальные группы, профессиональные группы) внутри организации, отдельные лица. 4. Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в.................... (экономические, социально-политические, политические). 5. Конфликты, связанные с проблемой............... (утверждения, признания, согласования) профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных. 6. Конфликты, вытекающие из проблем проведения процедур..............(ликвидации, реорганизации, банкротства) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении. Задание № 3. Укажите из нескольких вариантов правильный ответ ьа вопрос: Каким законода1ельным акт Российской Федерации закреплена основная классификация конфликтов на индивидуальные и коллективные трудовые споры? Варианты: - Конституция Российской Федерации, - Кодекс законов о труде Российской Федерации; - Гражданский Кодекс Российской Федерации: - Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Задание № 4. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. В целях защиты своих прав и интересов работники и их полномочные представители при возникновении конфликта в социально-трудовой сфере обязаны в своих действиях руководствоваться исключительно нормами,.................(Гражданского Кодекса Российской Федерации; Кодекса законов о труде Российской Федерации; Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; Кодекса законов о труде Российской Федерации и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»). Задание № 5. Дополните приводимый перечень принципов на основании полученных знаний. «Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность,............................». Задание № 6. Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража в целях разрешения коллективного трудового спора должно осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы но урегулированию коллективных трудовых споров. Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Литература
1. Соловьев А.В. Социально-трудовые конфликты и способы их разрешения как реалии социальной политики. В кн.: Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций.— М.: Изд-во РАГС, 1998. — с. 197-206. 2. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров. — М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — с. 197. 3. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии. — М., 1993.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.01 с.) |