![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разрешения коллективных конфликтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. В ряде стран американского континента на уровне конституции государства закреплены нормы о разрешении коллективных конфликтов путем организации и проведения процедур посредничества и трудового арбитража. К числу таких стран относятся Аргентина и Бразилия.[202] Конституцией Российской Федерации, закрепившей право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры, предусмотрено регулирование способов их разрешения действующим законодательством.[203] Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.[204] Они определяют смысл, содержание и применение законов государства, деятельность всех органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, при разрешении социальных конфликтов приоритет должен отдаваться правам и свободам человека и гражданина. В соответствии с п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.[205] Из этого вытекает, что лица, представляющие стороны конфликта и третьей стороны, призванной способствовать разрешению социального конфликта, обязаны рассматривать трудовые отношения через призму их соотношения с действующим законодательством. Конституция Российской Федерации (п.2 ст.45) предоставила гражданам право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.[206] Данной норме корреспондирует ст. 12 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в которой закреплен перечень способов защиты гражданских прав.[207] Однако в материальном праве существует определенная иерархия законов, согласно которой правоотношения регулируемые одним законодательным актом не могут регулироваться актом, принадлежащим другой отрасли права. Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Из этого следует, что работники и их полномочные представители, не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан.[208] В этих целях они обязаны руководствоваться исключительно нормами главы XIV «Трудовые споры» КЗоТ РФ.[209] Согласно ст. 201 и ст.219 КЗоТ РФ индивидуальный трудовой спор может быть разрешен при его рассмотрении комиссией по трудовым спорам или администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав. В соответствии со ст.220 КЗоТ РФ коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматривается в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Данная статья КЗоТ РФ отсылает пользователя к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995 г. 175-ФЗ[210]). В качестве способов разрешения коллективных трудовых споров этим законодательным актом предусмотрено рассмотрение сути социального конфликта примирительной комиссией, а также с участием посредника и трудовых арбитров. Подведомственность конфликтов
Одним из основополагающих моментов в регулировании конфликтов в социально-трудовой сфере является определение их подведомственности. Под подведомственностью социальных конфликтов понимается распределение действующим законодательством функций по рассмотрению споров в зависимости от их характера между органами и институтами, наделенными правом их разрешать и урегулировать. В практике правоприменения КЗоТ РФ и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (175-ФЗ) определение подведомственности социального конфликта означает установление органа или института, в котором спор должен быть рассмотрен в первоначальном порядке. Подведомственность социального конфликта зависит от предмета спора и его основных характеристик: 1) индивидуальный или коллективный спор; 2) права (исковой спор) или интересов (неисковой спор). Индивидуальные трудовые споры, подлежащие разрешению, подведомственны рассмотрению комиссией по трудовым спора (КТС) организации (ст. 204 КЗоТ РФ); рассмотрению работодателем (администрацией организации) совместно с соответствующим органом профсоюза в пределах предоставленных им прав (ст.219КЗоТРФ).[211] Коллективные трудовые споры (ст.220 КЗоТ РФ), подлежащие разрешению на основании Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 23.11.1995, 175-ФЗ), подведомственны рассмотрению примирительной комиссией; рассмотрению сторонами спора с привлечением посредника; рассмотрению в трудовом арбитраже с привлечением лиц. выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Индивидуальные трудовые споры, подлежащие урегулированию, согласно КЗоТ РФ (ст.201 и ст.210)[212] подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непосредственно, т.е. минуя комиссию по трудовым спорам (КТС) организации, так и после прохождения процедуры рассмотрения в рамках КТС организации, где имел место конфликт. Кроме того, в тех случаях, когда предметом индивидуального трудового спора, подлежащего урегулированию, является вопрос возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работника, конфликты этой категории подведомственны рассмотрению органами Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) при Минитруде России.[213] Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется КЗоТ РФ и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме то го, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Коллективные трудовые споры могут рассматриваться в гражданских судах общей юрисдикции. Особенностями такого рассмотрения являются повод и определенная юрисдикция судов. Поводом для обращения в суд соответствующей юрисдикции согласно ст. 17 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) может быть признание объявленной, проводимой или проведенной забастовки незаконной. Такого рода иски рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.[214] Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудового спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно в комиссии по трудовым спора организации; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей. Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального или коллективного трудового спора, должна строится на определенных принципах с применением определенных способов, способствующих достижению пели их деятельности при рассмотрении конкретного конфликта. Принципы, способы разрешении конфликтов и Правовая база организации и проведения Примирительных процедур
Целью комиссии по трудовым спора организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры. В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать раз решению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практиками примирения, посредничества и арбитрирования. Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль по средника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (на пример, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установлен ном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража). Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должны строиться на принципах: • соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом, • свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; • добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта; • возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязательств, направленных на ликвидацию причин конфликта.[215] Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лица ми, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и прочие.[216] Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу относятся: 1) процедура рассмотрения конфликта примирительной комиссией (ст.6 175-ФЗ); 2) процедура рассмотрения конфликта с участием посредника — посредничество (ст.7 175-ФЗ); 2) процедура рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8 175-ФЗ) с участием лиц, которые приобретают статус арбитров в результате институализации этой процедуры.[217] Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при раз решении коллективных трудовых споров являются: 1) Конституция Российской Федерации. 2) Ст. 220 КЗоТ РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ). 3) Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 1996 г. №468.[218] 4) Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть I[219]). 5) Другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения. 6) Коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и прочие. В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (4.1), поскольку между одной стороной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно принявших решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может быть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч. I ГК РФ) в связи с выполнением им своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого из такого видов договоров.[220] В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба).[221] а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции.[222] 6. Контрольные задания и задачи для самопроверки Задание № 1. В социально-трудовой сфере конфликты могуч происходить по поводу отдельно взятых................. Укажите категории проблем, по которым мо!ут происходить конфликты в социально-трудовой сфере. Задание № 2. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. Основными объектами распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений являются. 1. Конфликты по поводу................ (заработной платы, оплаты труда, минимальной оплаты труда) работников, имея в виду не только конфликты по поводу размеров.......(заработной платы, оплаты труда, минимальной оплаты труда) работников производственной и не производственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполненные объемы работ (услуг). 2. Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой............. (сокращения штатов, ликвидации организации, безработицы). 3. Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией (субъектами таких конфликтов могут быть государство в лице его органов — (министерства, ведомства, госкомитеты, местные органы власти), трудовые коллективы организаций, определенные................... (группы, социальные группы, профессиональные группы) внутри организации, отдельные лица. 4. Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в.................... (экономические, социально-политические, политические). 5. Конфликты, связанные с проблемой............... (утверждения, признания, согласования) профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных. 6. Конфликты, вытекающие из проблем проведения процедур..............(ликвидации, реорганизации, банкротства) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении. Задание № 3. Укажите из нескольких вариантов правильный ответ ьа вопрос: Каким законода1ельным акт Российской Федерации закреплена основная классификация конфликтов на индивидуальные и коллективные трудовые споры? Варианты: - Конституция Российской Федерации, - Кодекс законов о труде Российской Федерации; - Гражданский Кодекс Российской Федерации: - Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Задание № 4. В приводимом тексте правильно восполните ключевые слова из числа, тех которые заключены в скобки. В целях защиты своих прав и интересов работники и их полномочные представители при возникновении конфликта в социально-трудовой сфере обязаны в своих действиях руководствоваться исключительно нормами,.................(Гражданского Кодекса Российской Федерации; Кодекса законов о труде Российской Федерации; Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; Кодекса законов о труде Российской Федерации и Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»). Задание № 5. Дополните приводимый перечень принципов на основании полученных знаний. «Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность,............................». Задание № 6. Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража в целях разрешения коллективного трудового спора должно осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы но урегулированию коллективных трудовых споров. Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Литература
1. Соловьев А.В. Социально-трудовые конфликты и способы их разрешения как реалии социальной политики. В кн.: Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций.— М.: Изд-во РАГС, 1998. — с. 197-206. 2. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров. — М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — с. 197. 3. Трудовое законодательство России: Законодательные акты и комментарии. — М., 1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.012 с.) |