Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Негосударственные источники финансированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальных программ
Инструментом накопительного страхования социальных рисков и выступают негосударственные социально-страховые фонды. В настоящее время происходит сложное становление негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что связано с неблагоприятными демографическими и экономическими тенденциями развития России и, как следствия, необходимостью пенсионной реформы. В силу не предсказуемости социальных последствий краха НПФ, традиционно важное значение имеют формы государственного контроля, рамочные условия деятельности, законодательно закрепленные на федеральном и региональном уровнях. В сентябре 1992 г. подписан Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах»[143], за последующие годы шло интенсивное развитие НПФ. Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ, в 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и его развитии — региональные нормативные акты приняты в республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Свердловской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях. Приняты решения о создании регулирующих органов в Москве, Удмуртии, Ханты-Мансийском автономном округе и т.д. Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1999 в России зарегистрировано около 1000 НПФ, 250 имели лицензию, к августу 1998 г. действовало 340 НПФ, но после кризиса их число сократилось до 271. Наиболее крупные из них — НПФ «Газфонд», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-гарант», «Элекроэнергетики», «Уголь», АвтоВАЗ. В них сосредоточены основные финансовые ресурсы не государственного пенсионирования, это корпоративные фонды, созданные финансово-промышленными группами и крупными предприятиями топливно-энергетического комплекса. Преимущественно НПФ работают с взносами юридических лиц (это корпоративные фонды). Однако отмечается привлечение в фонды средств физических лиц, финансовый потенциал открытых пенсионных фондов для физических лиц очень высок. В 2000 г. число участников НПФ составило около 2 5 млн. чел. ведущее место занимали сорок фондов с численностью участников свыше Ю тыс. чел. Эти фонды объединяли около 89% общей численности участников фондов. Пенсионные выплаты производили свыше 146 фондов, дополни тельную пенсию получали 255,5 тыс. чел. Обширна региональная география НПФ — действуют Красноярский, Таганрогский, Поволжский, Хакасский, Ставропольский краевой, Тульский региональный и другие пенсионные фонды. Однако территориальное размещение НПФ весьма неравномерно. На начало 2000 г. имели лицензию Инспекции НПФ Министерства труда и социального развития РФ около 300 НПФ. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, однако более трети из них (111 НПФ) находятся в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60% их общей численности. На начало 2000 г. НПФ инвестировано в различные сектора российской экономики, финансовый и фондовый рынки свыше 14 млрд. руб., что свидетельствует о том, что НПФ стали заметными институциональными инвесторами в России[144]. Вместе с тем развитию негосударственных пенсионных фондов нанесен существенный урон августовским кризисом 1998 г. рынка государственных ценных бумаг. Произошло не столько уменьшение их активов, сколько рост задолженности по пенсионным выплатам, массовый отзыв вкладов. Вместе с тем НПФ Сбербанка даже выиграл — его активы возросли на 21%, а число участников — на 14%. Благотворительный фонд — весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран.[145] В 1995 г. в России принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ. Из действующих в настоящее время в России согласно официальным статистическим данным более чем 4 тысяч фондов трудно выделить именно благотворительные. Поэтому анализ их деятельности строится исходя из принятых законодательных актов федерального и регионального уровней, а также публикаций в средствах массовой информации. Российское законодательство представляет благотворительным организациям возможности поддержки — налогового и не налогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты. Социальные инвестиционные фонды, известные как социальные или социально-экономические фонды развития, возникли с целью сглаживания социально-экономических противоречий в странах третьего мира в конце 80-х гг. Одна из причин их создания — рост бедности в странах Африки и Латинской Америки, по требовавший активного внешнего вмешательства, чтобы предотвратить обнищание миллионов людей. Было необходимо не допустить деградации системы пре доставления социальных услуг, предотвратить возрастающую пауперизацию сельского населения, дать людям возможность ощутить на себе положительные результаты проводимых в их странах реформ. Другая причина — необходимость государства осуществить ряд быстрых и наглядных акций, которые позволили бы ему уменьшить возрастающее недовольство населения и повысить привлекаемость проводимых структурных пре образований. И, наконец. — осознание того, что у самого государства недостает реальною потенциала, необходимого для осуществления социально-экономических проектов на местном уровне, работы напрямую с местными сообществами и частным сектором. Механизм социальных инвестфондов направлен гибко и оперативно обеспечивать ресурсами организации на местном уровне — местные правительства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финансируют проекты, инициированные местным сообществом; оценивают эти проекты, осуществляют функцию их отбора, способствуют в подборе подрядчиков, осуществляют контроль за исполнением и оценку их эффективности. Первый социальный инвестфонд создан в Боливии в конце 1985 г. В Восточной Европе они стали появляться относительно недавно. Наиболее активно фонды работают в Румынии, Албании, а в настоящее время и в СНГ — в Армении, Грузии. Молдавии, Таджикистане и Узбекистане[146] (более чем в 35 странах мира). Анализ показывает, что общими направлениями деятельности для социальных инвестфондов в различных странах являются борьба с безработицей, обеспечение социальными услугами и поддержание социально-экономической инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса. Финансирование программ строится на основе принципов смешенного финансового участия. Основными инвесторами, как правило, выступают крупные международные финансовые организации Мировой Банк, Американское агентство по международному развитию, кредитные организации. В среднем международные финансовые организации обеспечивают финансирование от 40 до 100 % стоимости проекта. Инструментарий, используемый социально-инвестиционными фондами весьма интересен. Здесь может достигаться сочетание интересов всех секторов гражданского общества (государство, бизнес, некоммерческий сектор) не только на национальном уровне, но, что гораздо важнее, — на региональном и местном. Инструментарий социальных инвестфондов использует не только материальные стимулы сообщества, но и развивает творческую инициативу и, что важно, коллективную ответственность местного сообщества за дальнейшее поддержание проекта. Имен но поэтому этот механизм может быть использован для реализации социальных проектов в России на региональном и местном уровне. 5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Назовите финансовые потоки, участвующие в формировании финансовых ресурсов социальной сферы. 2. Каким образом осуществляется финансирование отраслей социальной сферы — жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования из бюджет ной системы и внебюджетных источников и каковы перспективы их финансового обеспечения в рамках проводимых социальных реформ? 3. В чем, на Ваш взгляд, экономическое содержание деятельности внебюджетных социальных фондов государственных и негосударственных? Литература
1. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.М. Экономика социального страхования. М., ТЕИС, 1998. 2. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М., РАГС, 1999. 3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997. 4. Макаренко О.В.. Рудник Б.Л. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М., 1997. 5. Пенсионная реформа в России. Причины, содержание, перспективы. С. Петербург, «Норма», 1998. 6. Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. М., «Экономика», 2001. 7. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., «ИНСАН», 1998. 8. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., РАГС, 1998. 9. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие./ Под ред. Барра П./ ИКЦ «ДИС», 1997 10. Социальная политика в странах с переходной экономикой. /Под ред. Кадомцевой С.В. М., ИКЦ «ДИС». 1997, 14 п. л. 11. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора М., 1997 12. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., Начала-Пресс, 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.009 с.) |