Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направлениях социально-экономического развития

Поиск

На долгосрочную перспективу

 

Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения Правительством разработана долгосрочная программа социально-экономического развития страны. В ней особо подчеркивается, что роста благосостояния гражданам России надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Мы понимаем это так: рост потребления надо обеспечивать личными доходами. Значит, у большинства наших соотечественников они должны ощутимо вырасти.

Только сможет ли основная часть граждан своими доходами перекрыть pocт личного потребления? В этом, на наш взгляд, кроется главная проблема.

Программой намечено значительное повышение потребительской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных условиях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за расходы?

Так, родителям придется значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии бесплатного образования ограничатся только получением полного среднего. Дальше бесплатность будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что они станут преимущественно платными.

Больше средств надо будет направлять и на поддержание своего здоровья. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. Их объем в отличие от сферы образования в программе четко не определен. Однако линия на сокращение гособязательств просматривается. Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг социально значимых заболеваний, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое строительство — преимущественно на программной основе.

Можно ожидать сокращения базовой программы медико-социального страхования, которая по замыслу правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи. Предусматривается перевести в добровольное страхование часть медицинских услуг и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием. Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на санаторно-оздоровительные услуги.

Значительные затраты придется нести на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Так называемые жилищные компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне льготного потребления, полностью или частично бесплатных льгот.

Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти двукратное увеличение личного потребления.

Каков же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры потребления? А по сути, иного качества жизни!

Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. Они-то и обеспечат, по замыслу разработчиков программы, трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизации экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

Однако, на наш взгляд, не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

Из всего этого вытекает, что создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, т.е. выработкой методов превращения возможности в реальность.

Так, важной задачей социальной политики является установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов. За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работни ков, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

Главная проблема в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Около половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.

Чтобы достигнуть запланированного в программе роста личного потребления, покупательную способность оплаты труда необходимо повысить, по нашим оценкам, не менее чем в 2,5 раза, имея в виду, что она составила в 2000 г. примерно 32% от уровня 1990 г. Если же ограничить повышение зарплаты темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, это позволю довести ее уровень лишь до 60% от 1990 г. что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.

Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено в программе), то рост уровня оплаты труда должен быть значительно выше.

Из проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли доходов среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос. Однако ее достижение также не произойдет само по себе.

По нашим оценкам, за 90-е гг. доля лиц со средними доходами снизилась при мерно в три раза и составила в 2000 г. около 15% от общей численности населения. Без действенных рычагов намеченные в программе средние показатели роста реальных денежных доходов могут быть обеспечены, но не за счет среднедоходных групп, а за счет повышения минимальных доходов малоимущих групп населения и очень высокого их уровня у богатых россиян.

Выдвинутые в программе правительства ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей обоснованности и конкретизации. Этому могла бы способствовать разработка концепции повышения уровня и качества жизни.

Основные положения Концепции повышения

Уровня и качества жизни

 

Цель Концепции — восстановление в ближайшее десятилетие для большинства населения уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х гг., а также формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике Пре образования условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:

• повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

• недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения. Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

• переход от частичной стабилизации уровня жизни населенна к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

Это потребует: эффективного государственного регулирования рынка труда ид прежде всего, занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы прямо воздействуют на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определять параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы не полной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и

изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения, нужно сориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должно быть отведено системе мер по регулированию безработицы, определению ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и пере обучении безработных.

Важное место следует отвести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обо зримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х гг.. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема ВВП, т.е. связано с экономическим ростом.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за эти годы. В Целях восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда, она (по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике) должна составить 67% от уровня 1990 г при фактических 32% в 2000 г. Для этого покупательную способность оп латы труда необходимо повысить примерно в 1,7 раза относительно ее уровня в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.

Систематический рост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и другие.

Во-первых, в основу организации заработной платы необходимо положить бюджеты разного уровня достатка: прожиточный минимум (ПМ), характеризующий преодоление бедности, минимальный потребительский бюджет (МПБ), свидетельствующий о достижении социально-приемлемого достатка, а также бюджет высокого достатка (БВД), определяющий благосостояние.

Минимальный (восстановительный) потребительский бюджет необходим для выработки перспективной социальной политики выработки перспективной поли тики доходов, позволяющей всеми ее составляющими: заработной платой, социальными трансфертами и другими доходами, обеспечить преодоление абсолютной бедности.

Вместе с тем, когда возникает необходимость оценить общий размер заработка с позиций уровня жизни его получателей, недостаточно ориентироваться лишь на ПМ или МПБ, которые, применимы в границах простого воспроизводства рабочей силы. Уровень развивающего потребления определяет бюджет высокого достатка Соответствие ему общего заработка свидетельствует о высоком уровне заработной платы. Обеспечение заработной платы, позволяющей потреблять на уровне потребительского бюджета высокого достатка, является важной перспективной задачей социально-экономической политики государства.

Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюджета высокого достатка важный индикатор эффективности проводимой социально-экономической политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.)