Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные пути сокращения безработицыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшая задача государства — полное и рациональное использование такого ресурса производства как труд, не допущенное масштабной безработицы, активная деятельность по её уменьшению. В решении этой проблемы можно выделить два генеральных направления. Первое (его можно назвать субъективным) заключается в организации такой подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи с изменениями условий производства, технической базы достаточно быстро сможет пройти пере подготовку и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками для успешной трудовой деятельности. Необходимость этого велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. И работник должен соответствовать такой тенденции развития производства. Обеспечение формирования такого работника предполагает развитие сети профессиональных учебных заведений (начальных, средних и высших) и рост численности учащихся В 90-е гг. прошлого столетия численность студентов высших учебных заведений после некоторого спада в первой половине десятилетия, систематически воз росла. И сегодня она существенно превысила даже уровень 80-х гг. Аналогична ситуация и с выпуском специалистов из высших учебных заведений. Примерно такая же ситуация сложилась и в средних специальных учебных заведениях с той лишь разницей, что ни численность учащихся, ни выпуск пока не достиг уровня начала 90-х гг. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось и значительным сокращением подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования. Оно уменьшилось более, чем на треть. Подобная ситуация замедляет рост трудового потенциала страны, создает определенный дисбаланс в структуре кадров, препятствует динамическому развитию экономики, и следовательно, рассасыванию безработицы. Для её уменьшения сегодня особое значение приобретает повышение квалификации работников и их переподготовка. Именно это позволяет людям либо сохранить себя в числе работающих при реорганизации производства, либо быстрее найти новое место работы в случае увольнения. Однако в России такая работа еще не налажена. Масштабы повышения квалификации и профессиональной подготовки все еще очень малы. Например, в 1993 г. из числа незанятого населения профессиональное обучение (переподготовка, освоение смежной профессии, повышение квалификации) прошло 54,4 тыс. чел., а в 1998 г. — 159,3 тыс. чел. В процентах к занятому населению это составило 0,07 и 0,25% соответственно. Несколько лучше обстоит дело с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой специалистов. Общее число специалистов, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку за 1995-1998 гг. выросло с 770,3 тыс. чел. до 898,3 тыс. чел. или на 16,0%, а их доля в составе занятого на селения составила соответственно — 1,2 и 1,4%. Из них численность незанятых лиц, направленных на обучение службой занятости, сократилась на 5,3%. За эти же годы численность безработных с высшим, в том числе незаконченным, и средним специальным образованием увеличилось с 1,6 млн. чел. до 3,6 млн. человек, т.е. в 2,3 раза. Вполне очевидно, что такие масштабы деятельности службы занятости по переподготовке кадров, повышению их квалификации не могут устроить экономику. Особенно, если учесть, что заводские службы по повышению квалификации и переподготовке кадров сегодня, за очень небольшим исключением, практически без действуют. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики. Это обусловлено тем, что гарантами занятости сегодня выступает не только государство, муниципалитеты и общественные организации, но и частный сектор экономики (включая сюда смешанную, без иностранного участия и смешанную с иностранным участием и иностранную собственность) и, что не менее важно, возможность предпринимательской деятельности для каждого отдельного человека. Все это меняет трудовое поведение людей. В новых условиях хозяйствования трудоустройство человека стало его личным делом. Государство теперь лишь оказывает ему помощь в решении таких вопросов. Более того, трудоустройство происходит в условиях безработицы, что существенно затрудняет решение проблемы занятости. Все это ново для граждан России. И в этих условиях они должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке, какими правами они обладают, каковы их обязанности в новых условиях, как вести себя самому человеку, оказавшемуся безработным, как наниматься на работу, как её искать и т.д. Такое обучение населения должно стать главной задачей служб занятости. Это тем более необходимо, что примерно 2/3 сегодня занятых в народном хозяйстве сформировались как работники в доперестроечный период. Второе генеральное направление по обеспечению занятости населения — это деятельность государства по стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера. Именно на этой основе оно может непосредственно открывать новые рабочие места на предприятиях государственной и муниципальной собственности, стимулировать частный сектор экономики и открытие новых рабочих мест. Однако в целом такая деятельность нуждается в своем скорейшем совершенствовании. Об этом убедительно свидетельствуют данные о динамике среднего времени поиска работы. В 1992 г. оно составляло 4,1 месяцев. В последнее время оно колеблется на уровне 9-10 месяцев. В 1999 г. имело место некоторое сокращение среднего времени поиска работы, затем этот срок повысился и в августе 2000 г. опять понизился. Этот факт дает основание считать, что государство предпринимает меры, и весьма существенные, по сокращению масштабов безработицы. Однако надо признать, что силами крупных государственных и частных предприятий проблему безработицы вряд ли можно успешно решить. Основная масса занятых в странах с развитой рыночной экономикой сосредоточена в малом и среднем бизнесе. И именно его развитие, равно как и промыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. самозанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находит для себя определенный её вид, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование, сможет кардинально решить проблему роста занятости и рассасывания безработицы. Сегодня такие проблемы решаются плохо. Об этом весьма убедительно свидетельствуют результаты обследования населения по проблемам занятости. Они показывают, что такой способ поиска работы как «поиск земли, зданий, машин и оборудования и другие для открытия собственного дела» не нашел еще широкого распространения. Более того, если в октябре 1992 г. к такому способу поиска работы прибегли 1,8% от общей численности безработных, то в октябре 1998 г. — 1,0%, в ноябре 1999 г. — 0,7% и в августе 2000 г. — 1,2%. Подобная ситуация определяется тем, что до настоящего времени лица, же лающие иметь собственное дело, испытывают огромные трудности при юридическом оформлении своего права на такое занятие. Устранение их — дело государства, но пока положительных сдвигов нет. 5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Рассчитать отставание объема ВВП из-за безработицы, считая, что реальный уровень безработицы 12%, естественный уровень безработицы — 8%. 2. Вписать необходимое. Основные виды безработицы: фрикционная,., циклическая. 3. Уровень безработицы определяется как частное от деления численности без работных и трудовых ресурсов. Дайте ответ: «Да» или «Нет»? 4. Безработным по методике МОТ является: а) Человек, который: - был уволен по сокращению штатов, находится трудоспособном возрасте. - не работает больше 2 недель; б) Безработным является человек, который не имеет работы: уволился по собственному желанию; - не повысил свою квалификацию или не прошел переподготовку; в) Человек, который не имеет работы (доходного) занятия, активно её ищет: готово приступить в работе. Какой вариант ответа правилен: а, б, в. (ненужное вычеркнуть). 5. Является ли безработица неизбежным явлением? Дайте ответ: «Да» или «Нет»? Литература
1. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М, 1994. Т. 1. 2. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. 3. Карсон Р.Б. Что знают экономисты. М., 1993. 4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992, — с. 158. 5. Кузнецов А.И. Методологические проблемы статистических исследований занятости. 6. Эренберг Р.Д. Смит Р.С. Современная экономика труда. М., 1996. 7. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. М., 1996. 8. Остин Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М., 1998. 9. Мировой рынок труда: новая реальность для России, СНГ. М., 1994. 10. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. Рук. авт. кол. Абалкин Л.И. М., 1998. 11. Скрытая безработица. Феномен, анализ, последствия / Под ред. Волги на Н.А. и Дудникова С.В. М., 1998. 12. Занятость и рынок труда. Новые реалии, рациональные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Чижова Л.С. М., 1998. 13. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Емцова Р., Командера С.М., 1995.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.011 с.) |