Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ожидаемые результаты развития системы

Поиск

образования

 

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплексных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нормативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

Так, на начальном этапе государство поставило перед собой основные задачи социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы в 2001 г. В области образования предполагается продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:

• разработать порядок оптимизации сети малокомплектных сельских школ;

• продолжить работу по созданию университетских комплексов, объединяющих образовательные учреждения, реализующие программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие подразделения;

• осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии);

• начать переход к нормативно-подушевому принципу бюджетного финансирования учреждений образования;

• начать переход к финансированию высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной основе;

• повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения образования за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;

• осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводных объектах, объектах высокой строительной готовности и социальной значимости.

Основные мероприятия Программы:

• обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

• создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

• формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

• разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

• реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

• введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ раз личных уровней и направлений образования;

• разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

• развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

• развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

• совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

• обеспечение контроля качества образования;

• развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

• совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;

• разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

• выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

• разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;

• совершенствование системы непрерывного образования,

• организация подготовки и издания учебной, научной и методической литера туры;

• организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней,

• организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;

• развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

• развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;

• участие в формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:

• обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любо го уровня в соответствии с законодательством России;

• безусловное исполнение органами государственной власти и органами местно го самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;

• функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

• возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;

• введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

• формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств,

• учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осу ществлении единой государственной политики в области образования.

• создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

• повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной ко миссией Министерства образования Российской Федерации;

• функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

• повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

• реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;

• обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством; укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;

• введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов; создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

• государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

• реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;

• совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

• осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;

• привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

• целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования;

• реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;

• функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;

• реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;

• расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;

• регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

 

1. Каковы принципы новой образовательной политики в России?

2. Какие факторы дестабилизируют деятельность образовательных учреждений в России?

3. В чем состоят цели Программы?

4. Назовите основные мероприятия Федеральной программы развития образования?

5. В чем заключается развитие государственных и социальных гарантий обучающимся?

6. Каковы ожидаемые результаты реформирования системы образования?

Литература

 

1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Перечень документов по разработке и принятию законодательных актов по вопросам образования (1990-1995 гг.) / Упр. документац. Обеспечения Аппарата Гос. Думы. Архив Гос. Думы. — М., 1997.

2. Государство и образование: опыт стран Запада: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН; Отв. Ред. С.Л. Зарецкая. — М., 1992. — с. 141. — (Социал.-экон. Проблемы развитых стран).

3. Джуринский, Александр Наумович Развитие образования в современном ми ре: Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Владос, 1999. — с. 200. (Учеб. Пособие для вузов). — Библиогр.: — с. 189-190.

4. Жуков. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития — М.: Финстатинформ, 1998. — с. 175.

5. Молодежь 97: надежды и разочарования / Науч.-ислед. Центр при Ин-те молодежи, Центр социол. Исслед. МГУ им. М.В. Ломоносова; Редкол.: Ручкин Б.А. (рук) и др. — М., 1997. — с. 338. — (Молодежь России на пороге нового тысячеле тия, Кн.1).

6. Право на образование: Льготы для школьников, льготы для педагогов: Законодат. И норматив, док.: Коммент. Специалистов / «Рос. Газ.», газ.-журн. об-ние «Воскресенье»; Отв. ред.: Кузнецов Т.В., Гаврилов А.Т.; Сост.: Молодцова В Н, Посошкова М.И. — М., 1999. —с. 191. —(Б-чка«Рос. Газ.»; Вып.5).

7. Урсул, Аркадий Дмитриевич Переход России к устойчивому развитию: Ноо сфер, стратегия / Неправительств. Экол. Фонд им. В.И.Вернадского и др. — М Ноосфера, 1998. —с. 500.

8. Федяева, Ольга Дмитриевна Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) / Омск. пед. ун-т, РАГС при Президенте РФ. — Омск., 1995. — с. 32. — Библиогр.: — с. 31-32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.007 с.)