Актуальные проблемы реформирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы реформирования



Жилищно-коммунального хозяйства на

Современном этапе

 

Важнейшие направления деятельности властей по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

• окончательное разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Это позволит повысить ответственность всех субъектов жилищно-коммунальной сферы, ускорит решение ее проблем;

• разгосударствление эксплуатационных организаций и формирование самостоятельной финансовой базы собственника-домовладельца и договорных от ношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

• демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и усиление местного самоуправления, что позволит более эффективно формировать на этом уровне рыночные отношения (цены, конкуренцию, предложение и спрос). В свою очередь это должно привести к снижению затрат и повышению качества предоставляемых населению услуг;

• повышение ответственности руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства (экспертами в наших исследованиях являлись руководители и специалисты жилищно-коммунального хозяйства) и профессионализма всех работников этой отрасли.

Несмотря на стесненные материальные условия у россиян растет интерес к улучшению своего жилищного положения. Четверть респондентов планирует улучшить свои жилищные условия, используя при этом как собственные денежные средства, так и заемные. Наибольшей популярностью у желающих изменить свои жилищные условия пользуются коттеджи, индивидуальные дома, кирпичные дома улучшенной планировки (каждый пятый-четвертый из тех, кто желает изменить жилищные условия, проявил интерес к подобного вида домам), а не панельно-блочные. В стратегии жилищной политики эти запросы населения должны найти отражение. Государственная поддержка желающих изменить жилищные условия, в том числе финансовая, создание условий для этой активистски настроенной части населения — залог повышения их экономической активности, экономического подъема страны в целом.

Возможности улучшения жилищных условий своими собственными силами у россиян, как показывают социологические исследования, невелики. Каждый пятый нуждающийся в улучшении жилищных условий не имеет возможностей для этого. Остальные намерены что-то предпринять. Но это «что-то» явно носит кризисный характер, наглядно демонстрирует скудность путей и возможностей. Подобная ситуация сложилась из-за резкого сокращения поля государственной помощи. Толь ко 6-9% опрошенных россиян рассчитывают на получение муниципального жилья в течение предстоящего пятилетнего периода. Еще 7-11% полагаются в той или иной степени на собственные силы — на изменение жилищных условий посредством аренды лучшего жилья (2-4%) либо путем приобретения за счет кредита (5-7%). Все остальные, а их абсолютное большинство, все свои «пути — выходы» базируют на манипуляциях с имеющимся жильем и, в первую очередь с жильем приватизированным. Неслучайно «сохранение в собственности имеющегося жилья» главный залог возможного улучшения и, в то же время, гарантия от ухудшения жилищных условий.

В этих условиях реальной возможностью (для многих единственной) является использование ипотечного кредита, внедрение которого в российскую практику идет чрезвычайно сложно в силу скудости материальных возможностей наших граждан и правовой неотработанности многих аспектов ипотеки. Проблема улучшения жилищных условий стоит настолько остро, что 20% опрошенных граждан России готовы использовать ипотечный кредит даже при условии его представления на 10-20 лет при 10% годовых.

Основная масса желающих кредитоваться (66%) ориентируется на получение его в размере от 100 до 400 тыс. руб. Это желание отмечено во всех возрастных группах: у двадцатилетних (19% группы готовы его взять), доходит до пика у 31-40-летних и снижается в более старших возрастных общностях.

Но никакой бюджет и никакие внебюджетные источники не помогут обеспечить жильем всех очередников. В этих условиях единственный выход — привлечение сбережений самих очередников. Путей здесь несколько. Это предоставление безвозмездных субсидий из бюджета для строительства и приобретения жилья очередниками (в среднем очередники оплачивают 40 процентов стоимости приобретаемого жилья, остальные 60 процентов предоставляет федеральный бюджет, муниципалитеты). Далее — выпуск займа социально направленного — срок обращения облигаций достаточен, чтобы граждане со средним достатком смогли накопить на квартиру (в Москве имеется такой опыт).

Еще один способ — развитие ипотеки. При существующем дефиците денежных средств актуальной схемой может стать небанковское кредитование строительства и приобретения жилья (продажа квартир в рассрочку с одновременным оформлением ее в собственность и залог) и использование накопительной системы. Оптимальный вариант — выпуск жилищных облигаций, ч го даст гражданам возможность посте пенного накопления средств на квартиру (от 1 до 10 лет), и привлечет в строительство муниципального жилья реальные средства (не внешние заимствования и не банковские кредиты, а средства граждан). Такая система позволит реализовывать построенное на эти средства жилье с использованием механизма небанковской ипотеки, т.е. гражданин может накопить по облигациям половину стоимости квартиры, оформить ее в собственность, а на оплату другой половины стоимости получить рассрочку на 5-10 лет. Таким образом, оптимальный вариант — это комбинированное финансирование строительства муниципального жилья из различных источников, аккумулированное в рамках единого целевого бюджетного фонда.

Готовность россиян к участию в жилищном движении, судя по результатам опросов, достаточно высока. Без жилищного движения достаточно широкого, развитого успехов в реформировании жилищно-коммунальной сферы, как показывает мировой опыт, добиться невозможно. Поэтому особое внимание необходимо уде лить развитию жилищного движения. Содействовать развитию движения со стороны властей — это поддержать его организационно, материально на начальном этапе развития, методологически и методически.

Необходимо разработать программу по созданию в домах органов жилищного самоуправления, стимулированию местных инициатив. Поощрение создания товариществ жильцов, осуществление жильцами выбора коммунальных служб, осуществление контроля над их работой, широкое развитие жилищного движения и т.п. Суть программы — в расширении форм и методов по информации населения в вопросах самоуправления. Организовать на местах постоянные консультации опытных специалистов-жилищников. В центральной, региональной и местной печати постоянно давать информацию: что дают жильцам товарищества, общины, домкомы, как их организовать, имеющийся передовой опыт и т.д. Важно активистам оказать материальную помощь: взять на себя часть расходов по оплате регистрационных сборов, за свой счет обучать жильцов науке жилищного менеджмента, чтобы получив лицензию, они рискнули взяться за полномасштабное управление своим домом.

Успешность преобразований в жилищно-коммунальной сфере возможно толь ко при изменении отношения органов местного самоуправления к проблеме жилищного и коммунального обслуживания человека. Люди только тогда поймут, что власть повернулась к ним лицом, когда почувствуют себя равноправными партнерами в процессе производства и предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, когда качество этих услуг будет повышаться адекватно их цене, а процедура повышения тарифа станет публичной, доступной для понимания каждого гражданина.

Страховые намерения и поведение, судя по опросам россиян, проявляют по преимуществу те, кто свое жилье приватизировал. Отказываются от страхования люди, проживающие в государственном, муниципальном или ведомственном доме. На сегодняшний день имеется потенциал реализации страховых намерений граждан России Необходимо активнее работать с населением, упростить, сделать доступнее возможности реализовать страховые намерения населения.

Усиление информационно-пропагандистской работы, направленной на детальное разъяснение конкретных направлений реформы: и самой концепции реформы, и нормативных актов по ее реализации, позволит повысить практическое участие населения в преобразованиях жилищно-коммунальной сферы, ослабить неприятие реформы в целом и реализовать намечаемые преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Реформы в жилищно-коммунальном сфере чрезвычайно сложны и трудны, диспропорции достигли таких масштабов, что потребуется время и политическая воля не только федерального правительства, но и творческая и целеустремленная работа на местах, чтобы достичь основных целей реформы.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

 

1. В настоящее время жилищный фонд России составляет... (20%, 25%, 30%).

В 2000 г. структура жилищного фонда по формам собственности составляла: в госсобственности находилось... (9%, 12%, 15%) жилищного фонда, в частной собственности — (45%. 55%, 65%), в муниципальной... (25%, 30%, 35%).

2. Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять... (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан на жилье.

3. Государство, провозглашающее себя социально ориентированным фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять (минимальные, постоянно растущие) потребности граждан на жилье.

4. Конституция РФ зафиксировала смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей и закрепила переход от системы преимущественно государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности, что означает...

5. Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим посту латам (ст. 40 Конституции России)...

6. Политика «государственного жилищного патернализма» означает...

 

Литература

 

1. Конституция Российской Федерации. М.:1994. О государственной целевой программе «Жилище»: Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 20 июня 1993 г. №595. // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993 г. №28.Ст. 2593.

2. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1; ред. от 23 декабря 1992 г. № 4199-1. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 28. Ст. 959; Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 2. Ст. 67; СЗ РФ. 1999г. № 18. Ст. 2214.

3. Об основах федеральной жилищной политики: Федеральный закон от 24 декабря 1992 г. № 4218-1; ред. от 21 апреля 1997 г. № 68-ФЗ. // Ведомости съезда на родных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1997 г. № 17. Ст. 1913; СЗ РФ. 1999 г. № 7. Ст. 876.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. // СЗ РФ. 1995 г. № 35. Ст. 3506: 1996 г. № 17. Ст. 1917: № 49. Ст. 5500. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1.

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само управления в РФ» от 12 августа 1995 г. № 154- ФЗ; Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» oт 26 октября 1993 г. № 1760; Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2265.

6. О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»: Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431. // СЗ РФ-1996 г. №14. Ст. 1431.

7. О федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера И приравненных к ним местностей»: Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. №700.

8. О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Се вера и приравненных к ним местностей: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ.//СЗРФ. 1998г. №31. Ст. 3809.

9. Федеральная целевая программа «Свой дом»: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 753. // СЗ РФ. 1996 г. № 29. Ст. 7283.

10. «О залоге»: Закон Российской Федерации. // Ведомости съезда народны/4 депутатов и Верховного Совета РФ. 1992 г. № 23. Ст. 1239.

11. О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья 0 коммунальных услуг: Постановления Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 621. // СЗ РФ. 1997 г. № 22. Ст. 2597.

12. О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. № 528. // СЗ РФ. 1997 г. № 22. Ст. 2568.

13. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425. // СЗ РФ. 1997 г. № 18. Ст. 2131.

14. О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 мая 1997 г. № 528. // СЗ РФ. 1997 г. № 22- Ст. 2568.

15. О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья И коммунальных услуг на 1999 год: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 205. // СЗ РФ. 1999 г. № 10. Ст. 871.

16. Жилищный кодекс РСФСР. — М., 1999.

РАЗДЕЛ IV.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.021 с.)