Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое и экологическое

Поиск

Воздействие туризма

 

Туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д., и. таким образом, участвуют в экономике страны пребывания. Это участие можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах из других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услуга ми строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Косвенное воздействие, однако, не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время процесса прямого и косвенного воздействия у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Такое увеличение местных доходов побуждает к дальнейшим расходам на приобретение то варов и услуги местной экономики с образованием нового витка экономической активности.

Туризм может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристической продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где необходимость на них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов из сельских местностей в туристическую сферу происходит сокращение работников в производстве сельхозпродукции и создается сверх напряжение в городской местности, требующее дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и измерять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.

Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Инфляцию можно приостановить уменьшением спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. А расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Туризм — это много продуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим количеством секторов экономики, поэтому для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, то любые изменения расходов туристов становятся причиной изменений в туристической местности на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера мест ной экономики и от меры взаимосвязанности разных секторов экономики. Для разработки политики и планирования из всех существующих видов мультипликаторов мультипликатор дохода наиболее ценный так, как он обеспечивает информацией о национальном доходе раньше, чем объем произведенной продукции или оборот.

Подробный анализ мультипликаторов производится для оценки эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристические проекты на национальном и региональном уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Расходы в туристической инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. По этой причине государство обычно пытается генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая свою индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В этих условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет зависит от экономической и финансовой ситуации в стране (особенно для развивающихся стран). Главная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны собирать налоги.

Начавшийся переход к новому постиндустриальному обществу может иметь неадекватные последствия, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек трудовых ресурсов в секторах услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, сокращающую обмен туристическими услугами или товарами, предназначенными для туризма.

Ограничивающие меры для туризма могут быть очень разнообразными, начиная от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских та рифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.

Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между общими расходами иностранных туристов в стране и общими расходами резидентов этой же страны за рубежом. Международный туризм может влиять а политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса.

Обычно положительный туристический текущий баланс имеется у стран, находящихся в Средиземноморском бассейне: Франции, Италии, Испании, на Кипре, Мальте, а также Австрии, Швейцарии. Из развивающихся стран сюда можно включить Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна.

Что касается стран с отрицательным текущим туристическим балансом то это, в основном, индустриально развитые страны с высоким уровнем жизни — Скандинавские страны, Германия, Канада и нефтедобывающие страны Персидского залива.

У большинства развивающихся стран ситуация пессимистична. Они имеют отрицательный туристический баланс, поскольку не обладают необходимой инфра структурой для привлечения туристов из других стран и часто должны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Помимо этого, они платят из валютной выручки от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять компаниями. Часть денег уходит в виде репатриирован ной прибыли транснациональным корпорациям и др.

Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. Разные комбинации этих составляющих могут сделать суммарный баланс как положительным, так и отрицательным. В свою очередь, туризм может оказать влияние и на движение капиталов, поэтому это должно тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику.

Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В послед нее время проводится политика по определению метода учета этого воздействия с помощью разработки единого международного счета туризма, а также сбора всей финансовой статистики о международном туризме.

Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Причем в развивающихся странах в секторе туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики, а в некоторых из них, у которых экономика сильно зависит от туризма, почти половина населения трудится в секторе туризма. В отличие от развивающихся стран в крупных индустриально развитых странах в туристической отрасли работает только 5% трудоспособного населения.

Согласно Международному Бюро Труда примерно 100 млн. чел. работает во всем мире в сфере туризма и половина из них работает в гостиничной индустрии. Но эта пропорция не сохраняется в разных странах. Количество вновь создаваемых рабочих мест в гостиничной индустрии в целом очень велико, но в то же время сильно зависит от категории открывающихся гостиниц, которые, в свою очередь, зависят от размеров инвестиций в них.

Статистика занятости показывает, что доля женщин в гостиничной индустрии больше половины. А в странах Северной Европы наибольшее количество работающих в этой сфере — иностранцы, например, примерно 23-25% во Франции и Германии.

Туризм представляет собой социальную деятельность и поэтому обращает на себя внимание социологов, изучающих индивидуальное и групповое поведение туристов и влияние туризма на общество. Социологи изучают также социальные группы, привычки и обычаи как гостей, так и жителей принимающей стороны.

Прямое социально-культурное воздействие возникает в результате контакта туристов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих кон тактов:

• когда туристы покупают продукты и пользуются услугами местного населения;

• когда местные жители и туристы вместе пользуются различными средствами, например, транспортом, рестораном, а также окружающей средой и т.д.;

• когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия. Однако не обязательно ожидать возникновения социального воздействия толь ко тогда, когда турист входит в непосредственный контакт с местными жителями. Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для раз вития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты.

Величина прямого социального воздействия связана с развитием туризма и определяется различием социально-культурных характеристик между гостями и местным населением таких, как традиции, религия, умственные способности, образ жизни, нормы поведения, привычки и т.д.

Социальное влияние может оказаться и положительным, и отрицательным. К положительному аспекту можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя сохранять традиции, ремесла и т.д. Негативные аспекты часто следствие прямого контакта, но могут возникнуть и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.

Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, благодаря привлечению иностранных инвестиций, может вызвать негодование у той части местного населения, которая не может найти под ходящую работу или получает относительно маленькую зарплату.

Проблема социального напряжения может усугубляться и из-за разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. Часто предполагается, что туристы богаче, чем местное население, но это только кажется из-за того, что турист демонстрирует расточительность, которая не является нормой его поведения дома, он находится в отпуске и может позволить себе лишнего. Но это может также вызвать чувство зависти у местных жителей. Иногда это приводит к открытому возмущению поведением туриста. Часто такие трения возникают в период сильных туристических потоков в районах большой туристической концентрации.

Поэтому для избежания таких проблем необходимо туристические потоки направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помощью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов в страну. При этом высокий уровень поступлений компенсирует малое количество туристов, прибывающих в страну.

На окружающую среду туризм может оказывать прямое, косвенное и побуждающее воздействие. Оно может быть положительным и отрицательным. Нельзя развивать туризм без взаимодействия с окружающей средой, однако, можно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное с помощью управления развитием туризма и четкого планирования.

Положительное воздействие туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.

Однако во многих развивающихся странах туризм развивался без преследования каких-либо реальных попыток защиты и сохранения природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств, а доходы, полученные от туризма, перекачивались в другие, приоритетные сферы, считавшиеся экономически более выгодными.

При оценке влияния туризма на окружающую среду важно и то обстоятельство, с какой точки зрения оно ведется, ведь то, что считается положительным воздействием с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. Например, сохранение парков может стать причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, и причиной сокращения производства пищевых продуктов.

Негативные воздействия туризма, к сожалению, часто берут верх над положи тельными. Это воздействие транспортных средств на качество воды в реках, морях, озерах и на качество воздуха; шум в результате деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны из-за туристов, которые разжигают костры и тем самым портят лесные массивы; разрушение исторических памятников вандалами, наносящими на них надписи и лозунги и так далее. Это скромные примеры нанесения вреда окружающей среде.

Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктуры вдоль побережья, особенно распространенная в 1970-е гг. и отрицательно сказавшаяся на природе, в последние годы стала неактуальной. В некоторых странах ста ли применяться ограничения на строительство зданий в непосредственной близости от моря, например, в Индии, или на строительство объектов выше пальмовых деревьев, например, в Мавритании.

Так как в результате туристической деятельности употребляется продукция многих отраслей, непосредственно не производящих туристическую продукцию, воздействие на окружающую среду со стороны них также надо учитывать.

Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристической деятельности. Однако многие, особенно развивающиеся страны, игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду.

В оценке влияния на окружающую среду применяются разные модели, разрабатывается нормативная база. Но в некоторых туристических центрах слабо действуют нормативные акты, а служб, следящих за сохранением природы, практически нет.

Однако, отсутствие нормативной базы, обеспечивающей планирование защиты окружающей среды, не должно остановить процесс планирования развития туризма. Надо отметить, что защита окружающей среды более простая и дешевая мера, чем исправление нанесенного вреда в будущем.

Государство и туризм

 

Как правило, с увеличением значимости туризма в экономике страны увеличивается и внедрение государства в отрасль через соответствующее министерство с определенными полномочиями.

Обычно в странах создается Министерство по туризму, или Департамент по туризму, который подчиняется либо Министерству экономики, либо Министерству внешней торговли; или туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и культуры. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Бывает также, что обязанности по развитию туризма разделяются между федеральным правительством и управлением территориальным образованием. В нашей стране туризмом управляет Департамент туризма в составе Министерства экономического развития и торговли.

Большинство стран имеют свои национальные туристические организации. Не которые из них, как во Франции или Испании, являются частью правительства, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании. А в США, например, ее Администрация Путешествий и Туризма поддерживается федеральным правительством, но большинство обязанностей по маркетингу и развитию ложится на отдельные штаты. Бюджет организации финансируется ежегодными федеральными кредитами и партнерскими взносами частного сектора.

Государство еще участвует в различных международных организациях, представляя свой туристический сектор. Флагманом международного туризма является Всемирная Туристская Организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом: Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА), Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО).

Также были образованы много региональных организаций:

• Европейская Комиссия Путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская Ассо циация Путешествий (ПАТА), Карибская Туристическая Организация (КТО) и др. Их усилия, в основном, направлены на маркетинг, продвижение и предоставление технической помощи.

ВТО более оперативная организация, чем совещательная. В её обязанности входит:

• оказание помощи своим странам-членам;

• исследовательская работа, состоящая из семи основных сфер исследований (тренды — общие направления мирового туризма, туристические рынки, предприятия и их оснащенность, планирование и развитие туризма, экономический и финансовый анализ, воздействие туризма, представление туризма за рубежом);

• обеспечение статистической информацией; гармонизация политики, проводи мой разными странами, оказание помощи странам-участникам при максимизации положительного воздействия туризма на их экономику, спонсирование образования и повышения квалификации и т.д.

В историческом плане ВТО с 1975-го года является преемником Международного Общества Официальных Туристических Организаций, которое объединяло национальные туристические организации около ста стран, начиная с 1946 г.

Европейская Комиссия Путешествий создана Национальными Туристическими Организациями европейских государств как неприбыльная организация в 1948 г. и имеет 21 участника. Её работа поддерживается Европейской Комиссией, которая рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение для ЕС. Цели комиссии:

• благоприятствование кооперированию международного туризма в Европе;

• проведение исследований;

• обмен информацией при проектировании развития туризма и для маркетинговых схем;

• продвижение туристического продукта в других странах Европы и европейского туристического продукта в других странах, особенно в Северной Америке и Японии.

Планирование и политика развития туризма

 

Существуют различные методы планирования развития туризма в зависимости от уровня экономического развития страны. Однако все они имеют общие характеристики и состоят из следующих этапов:

• сбор и анализ информации о ресурсах;

• применение аналитического инструментария;

• анализ решений и выбор приоритетного варианта.

Органы планирования в лице государства и жители страны должны признать, что развитие туризма для страны желательный выбор, а для составления плана развития необходимо иметь четкое представление о целях, которые должны быть достигнуты развитием туризма. Этими целями могут быть:

• полное распределение прямой и косвенной экономической выгоды туризма на как можно большую часть местного населения;

• сохранение природных, социально-культурных ресурсов как составной части развития туризма;

• максимизация поступлений иностранной валюты для укрепления платежного баланса страны;

• привлечение платежеспособных клиентов;

• увеличение занятости;

• поддержка отстающих регионов с помощью увеличения доходов и занятости там.

После того, как цели поставлены и статистическая информация собрана, она обрабатывается и анализируется. С помощью экономико-математических моделей, применяемых для планирования оптимального развития туризма, и с помощью многовариантных расчетов оцениваются потенциальные доходы, требуемые инвестиции для развития инфраструктуры. Здесь также анализируется воздействие раз вития туризма на местное население и окружающую среду с помощью ключевых индикаторов (занятость, прибыль, доходы государства, поступление иностранной валюты).

Помимо количественного анализа, проводится и качественный анализ:

• анализ рынка, организационной структуры и программы о повышении квалификации работников. После этого составляются план развития и рекомендации о проведении соответствующей политики.

После аналитической обработки предварительной информации получаются сразу несколько альтернативных решений, из которых выбирается приоритетный

план развития туризма с учетом избежания риска, любого негативного воздействия на экономику, экологию и социально-культурную среду. Составление плана развития включает в себя подготовку программ организации рынка, продвижения, рационального использования земли, развития инфраструктуры, а также оценку эффективности предлагаемого плана.

Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.

На местном уровне план развития более детализирован и специализирован, чем на национальном, и существенно отличается от региона к региону. План на национальном уровне, представляя развитие туризма страны в целом, должен также учитывать специфику отдельных регионов. На международном уровне планированием развития туризма занимаются различные международные организации, чьи разработки имеют рекомендательный характер для стран-участников.

Так Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) объединяет основные индустриально развитые страны мира, которые также являются основными туристическими странами и по поступлениям от туризма, и по расходам их граждан. ОЭСР не является чисто туристической организацией и не нацелена на создание общей экономической политики для стран-членов организации, но исследует проблемы, готовит прогнозы, рекомендует методы, которые должны использоваться для составления программ наилучшего развития туризма в странах-участницах.

Международный и внутренний туризм в каждой стране базируются на социальной политике, которая связывает планы туристического развития с планами социально-экономического развития. Поэтому важно определить цели и ресурсы политики развития туризма, оценить ее воздействие на производство, потребление, окружающую и социальную среду.

Однако надо отметить, что политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не отрабатывается индивидуально, а интегрируется в поли гику других секторов экономики, например, в производственную политику, в политику платежного баланса, планирования земли и т.д.

Туристическая политика преследует экономические и неэкономические цели. К экономическим целям можно отнести, поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в специфических секторах, в специфических географических зонах, контроль над внешней торговлей, занятостью и над экономическим ростом. К неэкономическим целям относятся: достижение свободы передвижения людей, возрождение природного и культурного наследия и другие.

Экономическая политика поощряет развитие туризма, применяя специальные бюджетные, денежные и фискальные меры. Бюджетные меры включают в себя государственное финансирование из бюджета, специально составленного для туризма, и имеют следующие формы:

• займы по очень низким процентным ставкам, предназначенные для инвестирования проектов крупных туристических инфраструктур;

• субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений развития туризма.

Денежные меры применяются, в основном, для поддержки международной конкурентоспособности туристического продукта страны. Некоторые страны снижают обменный курс своей валюты с помощью девальвации, оказывая тем самым стимулирующее воздействие на спрос международного туризма.

Фискальные меры — это налоговые льготы для туристических фирм, которые представляют собой освобождение от налогов полностью или частично, или снижение налогов.

Помимо экономической политики, развитие туризма поощряется и с помощью социальной политики, проводимой государством, к которой относится регулирование продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки. Например, введение во Франции пятинедельного оплачиваемого отпуска оказало значительное влияние на развитие туризма страны.

Существуют значительные различия в проведении политики развития туризма между индустриально развитыми и развивающимися странами. Многие страны из первой группы уделяют большое внимание политике обновления уже существующих туристических продуктов и развитию новых ресурсов для туризма, развитию земли, защите окружающей среды и другое. Однако особое место в политике раз вития туризма этих стран занимает полтика продвижения туристического продукта за рубежом для поощрения прибытий иностранных гостей в страну и, тем самым, оправдания тех больших инвестиций, вложенных в развитие международного туризма в стране. В отличие от развитых стран развивающиеся страны не обладают достаточными финансовыми средствами для проведения активной политики по продвижению и не могут привлечь достаточно большое количество иностранных гостей и, тем самым, получить достаточное количество средств для развития ев<-»ой инфраструктуры туризма.

В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального и оздоровительного туризма. Цель политики развития этой сферы — предоставление возможности для наибольшего количества людей провести отпуск внутри своих стран или за рубежом и восстановить свое здоровье и трудоспособность по возможно низкой цене. В последнее время этот вид туризма становится доступным для людей различных социально-профессиональных категорий. Их услугами пользуются и пожилые, и молодые люди с всевозможными видами отклонений здоровья.

Социальный туризм характеризуется:

• активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);

• разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);

• использованием достижений социального прогресса, увеличивающего уровень жизни и стандарты здравоохранения.

Современный человек стал восприимчив к новым болезням, присущим индустриальному обществу. Это метаболические болезни, нарушения кардио-вескулярного аппарата, различные психические расстройства. Путешествия в места, отличающиеся от привычного места среды проживания, отдых на курортах у моря, в горах или в сельской местности очень сильно воздействуют на человека и могут вылечить или предупредить разные недуги. Групповые же поездки могут оказать социальную терапию социально-изолированным людям.

ВТО в целях адаптации продуктов оздоровительного туризма к новым нуждам индустриального общества создал рабочую группу «Оздоровительного Туризма», которая призвана определять программы оздоровительного туризма во

В развитии социального туризма важное место помимо ВТО занимает Между народное Бюро Социального Туризма (ИБСТ), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристические организации, вовлеченные в социальный туризм, в основном, из индустриально развитых стран.

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

Задание1. В летний период количество выезжающих из страны туристов значительно превышает количество туристов, приезжающих в страну. А в зимний период в страну приезжает немного больше туристов, чем выезжает из страны. В остальное время года туристические потоки из страны и в страну примерно одинаковы. Туризм влияет на торговый баланс страны положительно.

Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

Задание № 2. Наиболее приоритетным направлением государственной поддержки в области туризма в России и странах СНГ в переходной период остается, а в бывшем СССР был наиболее развитым:

а) культурный туризм;

б) социальный туризм;

в) рекреационный туризм;

г) экологический туризм.

Задание № 3. Государственное вмешательство в туристическую индустрию страны имеет разную силу в зависимости от уровня экономического развития страны. В индустриально-развитых странах, в отличие от развивающихся стран, влияние государства относительно слабее.

Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

Задание4. В 1992-ом году Испания девальвировала свою национальную валюту. Этой мерой она хотела:

а) увеличить поток выезжающих из страны туристов;

б) стимулировать инвестиции в свою туристическую инфраструктуру;

в) поддержать конкурентоспособность своего туристического продукта;

г) развивать свой внутренний туризм.

Задание №5. В ближайшем будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может расти за счет следующей схемы: государство владеет......, местная компания (гостиничная, туристическая, транспортная, банк или другая) владеет.........., а иностранная компания участвует в.......,.......,........, в дальнейшем возвращая свой.......за счет доли в прибыли.

Литература

 

1. Даниэльс Д.Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М: Дело Лтд 1994 г.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Круна», 1994 г.

3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 1994 г.

4. Папирян Г.А. «Международные экономические отношения: Экономика туризма», Финансы и статистика, 1998 г.

5. Папирян Г.А. «Международные экономические отношения: Маркетинг в ту ризме», Финансы и статистика, 2000 г.

6. Папирян Г.А. «Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны», Экономика 2000 г.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.015 с.)