Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. 2. Проблемы информационного обеспечения социальной политики

Поиск

План:

1. Теоретико-методологические основы информационного обеспечения социальной политики

2. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

3. Контрольные задания и задачи для самопроверки

4. Литература

Теоретико-методологические основы

Информационного обеспечения социальной

Политики

 

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «социальная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаимодействия в социальных (общественных) системах от информационных процессов, протекающих в физических и технических системах.

Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той частью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содержание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо проблемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Оперативность — это включение информации в коммуникативную систему общества не посредственно после возникновения данной информации. Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непосредственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике. Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, организационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по передачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражательную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция неразрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наибольшую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть научной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.

Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе принятия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

• на относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно релевантная и нерелевантная);

• на принятую во внимание и не принятую (релевантная принятая во внимание информация называется используемой информацией; релевантная не принятая во внимание информация называется информацией Кассандры; нерелевантная, но принятая во внимание информация называется путающей, нерелевантная и не принятая во внимание информация называется бюрократической).

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

• входная и выходная;

• командная (с помощью которой субъект управляет системой);

• шумы (информация, влияющая на управления системы независимо от субъекта).

Социальную информацию классифицируют по функциям управления на следующие типы:

• исходную;

• организационную;

• регулирующую;

• учетную;

• контрольную.

На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно свойство — структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.

Структурообразующее свойство проявляется как косвенно, через накопление информации и выработку знаний о явлениях природы, эффективных методах производства и управления, так и непосредственно, через использование информации в экономической и общественной деятельности. На микроэкономическом уровне это явно видно при рассмотрении последствий разделения труда на ранних этапах развития экономики и при рассмотрении последствий внедрения новых информационных технологий на современном этапе.

На макроэкономическом уровне это влияние проявляется в изменении состава отраслей, организационной структуры управления национальными экономиками, в смене технологических укладов.

Непосредственное влияние информации на структурные характеристики ключевых социальных систем проявляется следующим образом. Возрастающий динамизм в экономике требует быстрого реагирования на все внешние и внутренние изменения экономической ситуации. Для правильного принятия управленческих решений необходимо постоянно и в больших количествах получать информацию. Посредством переработки информации происходит принятие управленческих решений, суть которых в уменьшении неопределенности возможных действий. Ин формация в этих условиях превращается в наиболее ценный ресурс экономической Деятельности, за который субъекты экономики согласны платить. Информация становится особым товаром, суммарная стоимость которого постоянно возрастает темпами, превосходящими возрастание суммарной стоимости любого другого то вара. Формируется мощный информационный сектор экономики, который к шестидесятым годам стал играть одну из ключевых ролей в экономике. Появление ин формационного сектора в экономике существенно изменило структуру занятости, изменив соотношение занятых интеллектуальным и физическим трудом в пользу первого. Данное соотношение постоянно изменяется и по оценкам экспертов, уже более 60% рабочих мест в промышленно развитых странах связано с производством и распространением информации.

Развитие надежных и эффективных средств передачи информации, развивающихся при влиянии информационного сектора экономики, позволило заняться автоматизацией безналичных платежей, что привело к развитию систем электронных безналичных расчетов, на основе которых сформировались межгосударственные банковские сети. Использование электронных платежей с помощью межгосударственных банковских сетей, способствует динамичному развитию мирового рынка ценных бумаг, что содействует интеграции национальных экономик и дает возможность ускоренного перелива финансов между разными отраслями экономик различных стран.

Появление пластиковых денег и осуществление безналичных расчетных банковских операций с помощью компьютеров и интегрированных систем связи существенно меняют характер денежного рынка. Информационные технологии платежей становятся мощным фактором, стимулирующим финансовые операции в глобальном и локальном масштабе. Все платежи и расчеты могут быть осуществлены почти мгновенно, и это позволяет предельно ускорить и облегчить проведение всех экономических процессов. Финансовая сфера становится самостоятельной и активно растущей отраслью хозяйственных систем.

Социальная информация — основа социального управления — включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития

Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

• сбором статистических данных;

• проведением различных социологических опросов.

Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов — это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

Сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не мо гут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных и аналитических средств. Для сбора и обработки подобных данных оформилось специальное направление в статистической науке, называемое социальной статистикой.

Социальная статистика — одна из важнейших сфер приложения статистического метода — дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Отличие социальной статистики от математической состоит в объекте исследования. Математическая статистика имеет дело со случайными величинами, которые заданы теоретически или получены экспериментально. Социальная статистика имеет дело со значениями, полученными в результате мотивированных действий, т.е. величинами детерминированными. В отличие от объектов природной среды и технической сферы в социальных системах заложена возможность внутреннего целеполагания: отдельные компоненты социальных систем могут самостоятельно, в определённом смысле — произвольно, устанавливать цели своего развития, каждая из которых совсем не обязательно будет совпадать с общей целью системы. Без выхолащивания их смысла невозможно представить компоненты социальной системы в виде формальных конструкций с точным (функциональным или вероятностным) описанием их реакций на те или иные «раздражители». Это исключает вероятностную трактовку социальных явлений и процессов. Изучение подобных величин требует невероятностной логики и специализированных методов.

Основные задачи социальной статистики: в систематический анализ ситуации в социальной сфере;

• анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной сферы;

в изучение состава и характеристик статистических и реальных социальных групп;

• изучение уровня и условий жизни населения;

• оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;

» прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;

• исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

в оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям;

• выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

• исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляю щими общественного развития.

Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней используются различные инструментальные измерительные системы и показатели, которые специализированы для соответствующих социальных структур.

В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следующие:

• статистика политической системы;

• моральная статистика (девиантного поведения);

• статистика населения и трудовых ресурсов;

• статистика уровня жизни населения;

• статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

• статистика жилищно-коммунального хозяйства;

• пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;» статистика образования; культуры, спорта, досуга;

• статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В других источниках к подобным направлениям относят:

• статистику потребления населением материальных благ и услуг;

• статистику уровня жизни;

• статистику труда и заработной платы;

• статистику населения;

• статистику здравоохранения и социального страхования;

• статистику социального обеспечения;

• статистику физической культуры и спорта;

• статистику образования;» статистику науки;

• статистику культуры;

• статистику средств массовой информации;

• статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на селения;

• политическую статистику;

• статистику партийных и общественных организаций;

• судебную статистику;

• статистику преступности и административных правонарушений.

Социальная статистика отличается от простого учёта гем, что она способна устанавливать связь между явлениями, выявлять намечающиеся тенденции, улавливать типичное в отклонениях от намеченной стратегии и давать этому формально непротиворечивые объяснения. Поэтому большое значение в рамках методов социальной статистики придается проблеме интерпретации полученных данных. Правильная интерпретация статистических материалов предполагает глубокое знание природы изучаемого явления.

Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шкале), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

Социальная статистика основывается на данных государственной статистической отчетности и социальных обследований — квотных, статифицированных, многоступенчатых выборок. Для разных задач используются выборки разного объема— большие и малые (до 100 ед.). Малые выборки служат базой изучения поведения людей с особыми умственными способностями, особыми культурными запросами.

Главным аналитическим инструментом социальной статистики является обобщающий показатель. Статистические данные, касающиеся жизни общества, относятся к различным областям (это информация и о функционировании экономики в целом, и о развитии отдельных ее отраслей, экономических процессах в отдельных регионах, отдельных субъектах экономики, финансах, состоянии производствен ной инфраструктуры, экологии, как в отдельных регионах, так и об экологии в России в целом). В этом случае возникает проблема выработки таких показателей, которые бы характеризовали уровень социальных параметров населения — показатели социального положения и социального развития.

Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подобные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:

• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре делительных отношений;

• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

• правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;

• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми грацию, занятость, профессионально—квалификационную структуру;

• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями. С другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления.

Количественную и качественную стороны социальных явлений и процессов можно определить при наличии разработанной системы статистических показателей. Статистические показатели — это категории (понятия), которые определяют в количественном выражении определенные общественные явления и процессы. Они измеряют величину (степень), соотношение, через которые выражается количественная сторона общественных явлений.

Одни показатели являются общими как для общероссийского, так и для регионального уровня, а другие служат для измерения социальных явлений или процессов, происходящих лишь на части территории страны. Региональные показатели позволяют отображать региональные особенности развития в виде количественных соотношений, позволяющих сопоставить их с аналогичными показателями других регионов.

Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

1) Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численности семей, их состава, брачности, разводимости, миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

2) Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).

3) Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе ния уровня и качества жизни населения)

4) Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).

5) Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения)

6) Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

7) Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенное™).

8) Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных условий.

2. Практические вопросы информационного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.013 с.)