Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. 2. Социально-экономическое положение детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Исторический анализ проблемы 2. Современное положение и состояние развития детей 2.1. Здоровье детей 2.2. Образование детей 2.3. Дети и семья 2.4. Материальное благосостояние 2.5. Наркомания, алкоголизм детей 2.6. Преступность детей 3. Государственная социальная политика в интересах детей 4. Контрольные задания и задачи для самопроверки 5. Литература Исторический анализ проблемы
Дети — это лица в возрасте до 18 лет. Численность детей в России составляла в 1999 г. 34,9 млн. чел. или 23,9% от общей численности населения страны; в 2000 г. эти цифры составляли соответственно 33,9 млн. чел. и 23,3%[242]. За период с 1990 по 2000 гг. сократилась численность детей на 15,7%. Но это связано не только с современным социально-экономическим положением страны, но и с демографическими волнами и предсказанными еще в 70-е гг. Однако значение этой группы обусловлено не только ее масштабами, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. Именно от их состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде своей жизни, наиболее важные и прочные; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно. Успешное становление ребенка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, — прогресс общества, его устойчивое развитие. Однако роль детей этим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества, семьи в том, что они есть. Осознание и понимание такой роли детей предопределяет огромную ответственность государства при решении социально-экономических проблем, требующих максимального учета их интересов. Именно поэтому так важно создать благоприятную среду обитания, нормальные условия жизни и развития для будущих граждан, для социализации каждой личности и усиления роли родителей. В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, представителями правоохранительных органов и т.д. Все они выполняют свои профессиональные задачи. В результате их усилия направлены не на помощь и поддержку ребенка как такового, а на решение поставленных перед ними обществом задач. Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко делают они это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, их перегрузкам, нервным срывам, ухудшению здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом влияет на развитие детей, а в последующем и всего общества. Другим важным элементом, определяющим положение детей, является отношение к ним в обществе. Сейчас в центре внимания находится взрослый, дети — на периферии. Они обычно — объекты воздействия. Такое отношение к ним оборачивается невольным и неосознанным умалением их реальных возможностей и прав. Общество все еще не задумалось всерьез как ребенок будет жить завтра, если сегодня ему не дают жить сознательной, ответственной жизнью. Общественному мнению тяжело свыкнуться с такой необходимостью. В результате дети как бы «исключаются» из взрослой жизни. Они выступают как бы в роли «меньшинства» С одной стороны, подобная постановка дает определенные преимущества для детей: они защищаются и охраняются, имея конкретные привилегии в этой жизни. С другой — защита детей от общества одновременно выступает и как защита общества от детей. Таким образом, они в некотором смысле выступают как маргиналы. Единственно возможный путь избежать подобного положения — признание того, что ребенок — это не только объект защиты, воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и активный, сознательный субъект жизнедеятельности. Подобные взгляды разделяют А.Ф. Лосев, Дж. Квортруп, A.M. Амберт, X. Винтерсбергер, Я. Корчак, Ф.М Достоевский и др. Дети — это самостоятельные личности. Они не только занимаются играми, но и производят ценные психологические «продукты», выступают как производители материального продукта, влияют на экономику и общество, их работа имеет цену, так как учеба детей в школе — часть общественного разделения труда. Дети — это группа населения, задача ко торой накапливать человеческий капитал. Современное положение и состояние развития детей
Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые — здоровье, образование, отношение к детям в семье, материальное благо состояние, нравственность. Здоровье детей
Здоровье детей может быть оценено различными показателями: смертность, в т.ч. младенческая, заболеваемость, уровень их физического развития. Анализ статистических данных показал, что можно говорить о снижении коэффициента младенческой смертности: в 1990 г. он составлял 17,4%, в 1993 г. вырос до 19,9%, в 1999 г. — сократился до 6,9%.[243] Однако нельзя не отметить, что его уровень в 2-3 раза превышает аналогичные показатели в индустриально развитых странах мира. Результаты проводимого Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в Вологодской области мониторинга формирования здорового поколения свидетельствует, что если при рождении доля здоровых детей составля ла 71,1% от всех включенных в обследование, то к возрасту 3 лет они составляли лишь 7,5%, т.е. их число сократилось более чем в 9,5 раз. Быстрыми темпами растет заболеваемость детей (за период 1990-1999 гг. — более чем на 15%), в среднем практически все дети в возрасте 0-14 лет имели какое-либо заболевание. В настоящее время здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, средних — 8%, старших — 5%. В результате в активный трудоспособный и репродуктивный возраст вступит больное поколение, которое будет воспроизводить таких же больных детей. Здоровье детей определяется многими обстоятельствами. В их числе надо от метить экономический кризис, который переживает наша страна. Он определил практически все негативные моменты здоровья детей. Наиболее емко положение характеризуется тем, что доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составляет менее 3% Не благоприятствуют здоровью детей плохие условия труда родителей, прежде всего женщин. Например, в промышленности, по данным на конец 1999 г., 14,8% женщин работало в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в условиях повышенного уровня шума, загазованности воздуха — 7,1%[244]. Отрицательно влияет на здоровье детей и существующая практика здраво охранения. Сейчас она организована так, что основные средства и силы уходят на лечение уже больных детей Медицина борется со следствием. В то же время для снижения заболеваемости детей наиболее эффективным средством было бы внедрение системы профилактических мероприятий. Однако пока они носят эпизодический характер. Лишь в 1996-1997 гг. наметились некоторые положительные сдвиги. Но насколько они долговременны — сказать пока что сложно. По результатам обследований Минздрава РФ профосмотры не сопровождаются дальнейшими лечебными и коррекционными мероприятиями в полном объеме, следовательно, ценность и значимость подобных мероприятий снижается Они не выполняют в полном объеме поставленные цели, не предотвращают, а лишь выявляют болезни детей. Другая важная причина ухудшения здоровья населения, в том числе детей, — экология. По данным Госкомстата в 1998 г. при общем уменьшении показателей негативного воздействия предприятий на различные компоненты окружающей среды в целом по России более чем на треть, на территории 30 регионов наблюдался рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, в частности, в Пензенской области почти на 1/3, Костромской — на 12%, Ульяновской — на 11% Образование детей
За период с 1990 по 1999 гг. число постоянных дошкольных учреждений сократилось на 21,9%, а численность детей в них - на 37,8%[245]. Это объясняется сокращением численности детей соответствующего возраста, возможностью воспитывать детей дома до 3-х лет без потери родителями трудового стажа, выплачиваемыми родителям, воспитывающим детей дома, пособий; возросшей платой за пребывание детей в детских садах и яслях, при определении приоритетов при распределении средств на образование интересы детей дошкольного возраста, как правило, учитываются в последнюю очередь. Так, результаты обследования, проведенного ВЦИОМ в июне 1999 г., показали, что дошкольные учреждения посещают лишь 42% детей, хотя- в недалеком прошлом их доля составляла более 80%. Помимо непосредственной платы за детский сад, родители вынуждены оплачивать: дополнительные занятия (24%), питание детей (23,5%), услуги по ремонту детских дошкольных учреждений (56%), различные сборы в родительский комитет (46%). В семьях, где родители не участвуют в оплате тех или иных дополнительных услуг по дошкольному воспитанию детей, в 17% случаев родители просто не могли оплатить данные расходы по причине тяжелого материального положения. Столь значительное сокращение численности детей в дошкольных учреждениях, рост затрат за оплату детей, посещающих данные заведения, имеет серьезные последствия, особенно для детей, проживающих в неблагоприятных условиях, не благоприятных семьях, живущих за чертой бедности. Для таких детей эти учреждения выступают средством социальной защиты, восполняя пробелы или недостатки семейного воспитания и бюджета семьи. Необходимо отметить, что хотя воспитание детей раннего возраста родителя ми, а не в дошкольных учреждениях имеет значительные преимущества, надо иметь в виду, что родители мало подготовлены к воспитанию своих детей. Детский сад дает детям значительно больше, чем просто уход за ними. Они получают азы подготовки в школе, учатся общению друг с другом. Обследования, проведенные в Москве, показывают, что даже в благополучных семьях ребенок, находящийся дома, в значительной степени предоставлен самому себе. В качестве основного занятия родители могут предложить ему раскрашивание картинок, просмотр всех подряд телевизионных программ, иногда, когда у родителей есть свободное время — чтение книг. Родители даже не осознают, сколь низок их педагогический потенциал и как это может быть губительно для ребенка. Развивается в РФ и система частных детских садов, правда их доля очень невелика и вряд ли в ближайшее время будет возрастать. Это, в основном, сады для детей богатых родителей, ориентированных на западный образ жизни и предъявляющих иные требования к воспитанию своих детей. По их мнению, необходимо как можно раньше начать образовывать детей. Отдавая своего ребенка в 4 года в детский сад, они считают необходимым изучение им английского языка, умение бегло читать, считать, писать. Таким образом, богатые родители уже перестают относиться к своему ребенку как к ребенку, он становится для них учеником.[246] В последние годы наметилось некоторое улучшение профессионального состава работников детских дошкольных учреждений Так, за 1990-1999 гг. число педагогических работников дошкольных учреждений, имеющих высшее и среднее педагогическое образование, возросло на 14,6%, в том числе высшее — на 37,9%. среднее педагогическое — 7,8%. В дошкольные учреждения приходят специалисты, более подготовленные к работе с детьми, чем имело место ранее. Так, число учителей-логопедов в детских дошкольных учреждениях возросло на 75,7%[247], учителей-дефектологов — почти в 2 раза. Это должно оказать положительное воздействие на воспитание детей, их подготовку к учебе в общеобразовательной школе. Развитие детей в огромной мере определяется организацией школьного воспитания. В 1999/2000 гг. в России насчитывалось 66,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20,8 тыс. детей[248]. Образование в России по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Однако надо отметить, что в значительной мере подобные результаты отражают унаследованные достижения системы школьного образования Они не развиваются и не совершенствуются в современных условиях. Положительным моментом в системе образования является сокращение на грузки учителей. Если в 1990/1991 гг. на одного учителя в среднем приходилось 13,9 учеников, то в 1999/2000 гг.— 12,1. В последние годы стал меняться профессиональный состав преподавателей дневных общеобразовательных школ. Число учителей, имеющих высшее образование, выросло с 1990 по 1999 гг. с 74,6 тыс. до 77,3 тыс. человек или на 3,2%, не законченное высшее — сократилось с 3,1 тыс. до 2,6 тыс. человек или на 43%, среднее педагогическое — сократилось с 19,6 тыс. до 17,2 тыс. человек или на 12,4%[249], что должно самым непосредственным образом сказаться на качестве образования учащихся. Выросла степень селективности и конкуренции в образовании. Появились элитарные, лучше финансируемые колледжи и лицеи для старшеклассников, частные школы. Это, возможно, принесет определенную пользу более одаренным детям или детям состоятельных родителей, но вряд ли даст что-либо основной массе детей. Недостатки современной системы образования можно разделить на две группы: • организационные; • методологические. К организационным относятся обучение почти четверти детей во вторую смену; отсутствие в школах необходимого оборудования, средств для его покупки. К методологическим — неготовность учителей «дать» увеличивающийся объем информации в ограниченное число часов. Сейчас объем информации, которую должен освоить школьник, намного пре восходит возможности детей и потребности в знаниях для основной массы людей. Другой недостаток школы — отсутствие учета способностей, наклонностей, состояния здоровья детей. Наличие неизменных и единых для всех детей методов и приемов обучения, принудительный характер обучения приводит к снижению интереса детей к учебе, их успеваемости. Так, исследование, проведенное Центром охраны здоровья детей и подростков РАМН, показало, что при современной системе обучения, не учитывающей, например, пол ребенка, к десятому классу число психополовых различий в поведении юношей и девушек сокращается до двух, в то время как у первоклассников их было одиннадцать. По мнению некоторых исследователей, такая система образования характеризуется жесткой зубрежкой, не удовлетворяет и не стимулирует учащихся и далека от концепции образования, ставящей ребенка в центр учебного процесса Ученик сегодня почти безвозрастный субъект. Методика обучения у выпускника почти не отличается от применяемой в младших классах: поурочный контроль, дробная дозировка знаний. Такая практика приводит к увеличению хронической умственной усталости детей и к постоянным физическим недогрузкам. Особенно это касается обучения в частных учебных заведениях. Научный центр здоровья детей РАМН обследовал более 2 тыс. школьников-учащихся 1-11 классов массовых школ, лицеев, гимназий. Оказалось, что дефицитом сна страдает около 50% учащихся массовых школ, 60% лицеистов и гимназий[250]. В результате несовершенства методов обучения, перегрузки школьников растет число второгодников, участились отчисления и уход из школы учащихся моложе 14 лет. До начала перестройки почти 100 процентов детей учились в основной общеобразовательной школе. К настоящему времени, по данным Минобразования РФ, около 2 млн. детей школьного возраста не учится и не работает. Наиболее ограничен доступ к образованию детей из бедных, малообеспеченных и неполных семей, семей беженцев и проживающих в сельской местности и небольших городах. Одной из причин снижения посещаемости государственных общеобразовательных школ детьми является фактическая платность обучения вопреки декларируемой Конституцией РФ всеобщей бесплатности образования. Специально про веденное ВЦИОМ в 1999 г. обследование показывает, что обучение детей в государственных учебных заведениях становится частично платным и требует дополнительных расходов семьи: • 82% — родителей вынуждены доплачивать за учебники и учебные пособия; • 86% — за текущий ремонт школы; • 70% — за различные сборы в родительский комитет; • 32% — за охрану школы; • 21% — за дополнительные занятия. При этом только 26% школьников имеют бесплатное питание, причем подавляющее большинство из них не смогли бы его оплатить в случае отсутствия бес платного. Процессы ограничения доступа к образованию и снижения уровня обучения, если их не приостановить, могут иметь далеко идущие последствия, особенно учитывая, что завтра дети станут работниками, а уже сегодня мир переживает второй • компьютерный этап научно-технической революции, активно идет процесс формирования «экономики знаний». В этих условиях становления ребенка работником может быть успешным только если он сформируется как полноценная, хорошо образованная личность. Вместе с тем подростки не считают, что положение безвыходно. Результаты обследования, проведенного авторами среди учащихся 8-9 классов Москвы, показали: • 27% подростков уверены, что можно улучшить организацию учебного процесса; • 48,6% — взаимоотношения с учителями Еще одной группой детей, доступ которых к образованию часто ограничен, являются дети с умственными и физическими недостатками. «Дефектологический» подход к детям-инвалидам обусловил обучение таких детей в специальных школах, отдельно от остальных. Это не способствует социальной интеграции детей-инвалидов. А условия в специальных школах-интернатах, куда часто помещают таких детей, нередко опасны для их благополучия. Недостаток работы школ во многом определяется уровнем подготовки педагогического персонала. Ситуация такова, что в условиях конкурсного поступления в педагогические вузы из-за низкой их престижности в них поступают студенты, не имеющие необходимых знаний. Отсутствует и профессиональный отбор в эти вузы студентов, которые могут и хотят работать с детьми. Следствием этого является низкая квалификация учителей, их грубость и жестокость. Претерпело изменение внешкольное воспитание детей. Фактически исчезли детские библиотеки, кинотеатры для юношества, театры юного зрителя. Можно сказать, что система внешкольного воспитания практически ликвидирована. Индустрия детского и юношеского отдыха и досуга сейчас в значительной степени ориентируется на платные услуги. Это сказывается, в первую очередь, на детях из семей с низкими доходами. Средств для организации отдыха детей нет ни у родителей, ни у организаций, где работают родители. Часть детей вынуждена оставаться в городе практически без полноценного отдыха, что, без сомнения, сказывается на их развитии. Это имеет и другую отрицательную сторону — дети, предоставленные сами себе, развлекаются как могут. Преступные группировки, наркомафия активно привлекают к своей деятельности этих праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных, бедных семей. Оторванность детей от достижений культуры и искусства не позволяет воспитывать всесторонне развитого человека А как утверждают психологи, человек, лишенный возможности эстетическою воспитания, не может обеспечить высокое качество работы. О необходимости восстановления системы внешкольного воспитания свидетельствует проведенное автором обследование. Оно показало, что- • 66,7% опрошенных подростков считают, что нужны учреждения, которые будут заниматься вопросами досуга подростков; «77,8% — вопросами организации отдыха; • 55,5%— воспитания и внешкольного образования. Именно об этом свидетельствует и набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций. Дети и семья
Важным элементом оценки положения детей является отношение к ним в семье. Для определенной части населения дети стали лишними. Так, за период 1995-1999 гг. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, возросло в 1,5 раза, число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав увеличилось более чем в 1,8 раза. По данным Минобразования РФ. число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 636,9 тыс. против 533,1 тыс. в 1995 г[251]. Сегодня семья находится в кризисном состоянии, но она по-прежнему остается самой большой ценностью для детей. В России, как уже отмечалось, постоянно растет число неполных семей. В 1994 г. их доля составляла 16,6%. Основные причины их увеличения — развод. В 1990 г. на 100 браков приходилось 60 разводов. В результате расторгнутых бра ков, например, только в 1999 г. более 454 тыс. детей оказались без одного из родителей[252]. Другая причина увеличения неполных семей — рост числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке (в 1999 г. их было 25%). В то же время дети рассматривают семью как свой тыл, она им необходима. Даже дети, убегающие из дома, отмечают её важность. По результатам нашего об следования 92% учащихся считают, что наибольшую значимость в их жизни имеет семья, для 5% — друзья и лишь 3% — не смогли да1ь определенного ответа на этот вопрос. И, самое главное — ни один ребенок не дал отрицательного ответа: 86,5 подростков хорошо относятся к своим родителям, причем к матери — 91,7%, к отцу — 80,6%. Плохо относятся к матери и отцу, соответственно, 5,6% и 19,4% подростков. Однако нельзя не видеть стремление детей к самостоятельности. Дети, как и во все времена, хотят сами решать свои проблемы. И чем ребенок становится старше, тем более ослабевает влияние семьи. Он* объективно должен выйти за ее рамки. Причем вопреки сложившемуся мнению об инфантильности детей они предполагают рассчитывать только на себя. Например, если речь идет о поведении, то 18,9% подростков считают, что семья не несет за них ответственности за образование— 35.1%, их будущее — 27,0%, здоровье — 21,6%. По мере взросления подростков авторитет семьи для них снижается. Но это совершенно закономерный процесс становления подростков как личностей. Материальное благосостояние
Материальное положение детей непосредственно отражает материальное положение их родителей и их семьи. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженным по сравнению с другими группами населения размерами доходов. Так, в 1998 г. доля бедных семей с детьми составляла 54,8%, в том числе с 1-2 детьми — 53,0%, с 3 и более — 78,1%. В наиболее сложном положении оказались многодетные, неполные семьи. Структура потребительских расходов семей с детьми показывает, что низкодоходные семьи имеют ограниченные возможности пользования медицинскими ус лугами, санаторно-курортным лечением, занятиями спортом, так как вынуждены почти все средства тратить на покупку продуктов питания. Удельный вес расходов на поддержание здоровья в потребительских расходах этих домохозяйств составил 0,3%, тогда как в высокодоходных семьях он был в 8,3 раза выше. Опасность застойной формы бедности связана с тем, что она порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии и т.д., которые начинают действовать как самостоятельные факторы. Бедные семьи с детьми становятся потребителями низкокачественных продуктов питания и товаров, услуг пониженного качества в области образования, здравоохранения и культуры. Все это неизбежно сказывается на здоровье детей, их интеллектуальном и культурном уровне, духов ном развитии. На протяжении 90-х гг. уровень семейных доходов стал играть более важную роль и в определении показателей приема в учебные заведения и посещаемости занятий. Затраты семей на обучение детей в большинстве случаев резко возросли, т.к. сократилась государственная поддержка. В России в возрастной группе от 7 до 16 лет показатели охвата образованием и показатели посещаемости почти не отличаются по семьям с низким, средним и высоким уровнем доходов. Вместе с тем доля детей в возрасте 3-4 года, посещающих детские дошкольные учреждения, из семей с низкими доходами, вдвое меньше, чем у семей со средним и высоким уровнем доходов. Подобные тенденции характерны и для учащихся в возрасте 17-19 лет из семей с низким уровнем доходов; их доля более чем на треть ниже, чем из остальных семей. Ухудшение условий жизни категории семей с низкими доходами происходит на фоне расширения рынка товаров и услуг для обеспеченных, что порождает дифференциацию учащихся, снижает авторитет родителей, ведет к росту семейных конфликтов. А в конечном счете — сдерживает процесс социализации детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.173 (0.016 с.) |