Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. 2. Социально-экономическое положение детей

Поиск

План:

1. Исторический анализ проблемы

2. Современное положение и состояние развития детей

2.1. Здоровье детей

2.2. Образование детей

2.3. Дети и семья

2.4. Материальное благосостояние

2.5. Наркомания, алкоголизм детей

2.6. Преступность детей

3. Государственная социальная политика в интересах детей

4. Контрольные задания и задачи для самопроверки

5. Литература

Исторический анализ проблемы

 

Дети — это лица в возрасте до 18 лет. Численность детей в России составляла в 1999 г. 34,9 млн. чел. или 23,9% от общей численности населения страны; в 2000 г. эти цифры составляли соответственно 33,9 млн. чел. и 23,3%[242]. За период с 1990 по 2000 гг. сократилась численность детей на 15,7%. Но это связано не только с современным социально-экономическим положением страны, но и с демографическими волнами и предсказанными еще в 70-е гг.

Однако значение этой группы обусловлено не только ее масштабами, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. Именно от их состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде своей жизни, наиболее важные и прочные; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно. Успешное становление ребенка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, — прогресс общества, его устойчивое развитие. Однако роль детей этим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества, семьи в том, что они есть. Осознание и понимание такой роли детей предопределяет огромную ответственность государства при решении социально-экономических проблем, требующих максимального учета их интересов. Именно поэтому так важно создать благоприятную среду обитания, нормальные условия жизни и развития для будущих граждан, для социализации каждой личности и усиления роли родителей.

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, представителями правоохранительных органов и т.д. Все они выполняют свои профессиональные задачи. В результате их усилия направлены не на помощь и поддержку ребенка как такового, а на решение поставленных перед ними обществом задач. Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко делают они это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, их перегрузкам, нервным срывам, ухудшению здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом влияет на развитие детей, а в последующем и всего общества.

Другим важным элементом, определяющим положение детей, является отношение к ним в обществе. Сейчас в центре внимания находится взрослый, дети — на периферии. Они обычно — объекты воздействия. Такое отношение к ним оборачивается невольным и неосознанным умалением их реальных возможностей и прав. Общество все еще не задумалось всерьез как ребенок будет жить завтра, если сегодня ему не дают жить сознательной, ответственной жизнью. Общественному мнению тяжело свыкнуться с такой необходимостью. В результате дети как бы «исключаются» из взрослой жизни. Они выступают как бы в роли «меньшинства» С одной стороны, подобная постановка дает определенные преимущества для детей: они защищаются и охраняются, имея конкретные привилегии в этой жизни. С другой — защита детей от общества одновременно выступает и как защита общества от детей. Таким образом, они в некотором смысле выступают как маргиналы. Единственно возможный путь избежать подобного положения — признание того, что ребенок — это не только объект защиты, воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и активный, сознательный субъект жизнедеятельности. Подобные взгляды разделяют А.Ф. Лосев, Дж. Квортруп, A.M. Амберт, X. Винтерсбергер, Я. Корчак, Ф.М Достоевский и др. Дети — это самостоятельные личности. Они не только занимаются играми, но и производят ценные психологические «продукты», выступают как производители материального продукта, влияют на экономику и общество, их работа имеет цену, так как учеба детей в школе — часть общественного разделения труда. Дети — это группа населения, задача ко торой накапливать человеческий капитал.

Современное положение и состояние развития детей

 

Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые — здоровье, образование, отношение к детям в семье, материальное благо состояние, нравственность.

Здоровье детей

 

Здоровье детей может быть оценено различными показателями: смертность, в т.ч. младенческая, заболеваемость, уровень их физического развития. Анализ статистических данных показал, что можно говорить о снижении коэффициента младенческой смертности: в 1990 г. он составлял 17,4%, в 1993 г. вырос до 19,9%, в 1999 г. — сократился до 6,9%.[243] Однако нельзя не отметить, что его уровень в 2-3 раза превышает аналогичные показатели в индустриально развитых странах мира.

Результаты проводимого Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в Вологодской области мониторинга формирования здорового поколения свидетельствует, что если при рождении доля здоровых детей составля ла 71,1% от всех включенных в обследование, то к возрасту 3 лет они составляли лишь 7,5%, т.е. их число сократилось более чем в 9,5 раз.

Быстрыми темпами растет заболеваемость детей (за период 1990-1999 гг. — более чем на 15%), в среднем практически все дети в возрасте 0-14 лет имели какое-либо заболевание. В настоящее время здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, средних — 8%, старших — 5%. В результате в активный трудоспособный и репродуктивный возраст вступит больное поколение, которое будет воспроизводить таких же больных детей.

Здоровье детей определяется многими обстоятельствами. В их числе надо от метить экономический кризис, который переживает наша страна. Он определил практически все негативные моменты здоровья детей. Наиболее емко положение характеризуется тем, что доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составляет менее 3%

Не благоприятствуют здоровью детей плохие условия труда родителей, прежде всего женщин. Например, в промышленности, по данным на конец 1999 г., 14,8% женщин работало в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в условиях повышенного уровня шума, загазованности воздуха — 7,1%[244].

Отрицательно влияет на здоровье детей и существующая практика здраво охранения. Сейчас она организована так, что основные средства и силы уходят на лечение уже больных детей Медицина борется со следствием. В то же время для снижения заболеваемости детей наиболее эффективным средством было бы внедрение системы профилактических мероприятий. Однако пока они носят эпизодический характер. Лишь в 1996-1997 гг. наметились некоторые положительные сдвиги. Но насколько они долговременны — сказать пока что сложно. По результатам обследований Минздрава РФ профосмотры не сопровождаются дальнейшими лечебными и коррекционными мероприятиями в полном объеме, следовательно, ценность и значимость подобных мероприятий снижается Они не выполняют в полном объеме поставленные цели, не предотвращают, а лишь выявляют болезни детей.

Другая важная причина ухудшения здоровья населения, в том числе детей, — экология. По данным Госкомстата в 1998 г. при общем уменьшении показателей негативного воздействия предприятий на различные компоненты окружающей среды в целом по России более чем на треть, на территории 30 регионов наблюдался рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, в частности, в Пензенской области почти на 1/3, Костромской — на 12%, Ульяновской — на 11%

Образование детей

 

За период с 1990 по 1999 гг. число постоянных дошкольных учреждений сократилось на 21,9%, а численность детей в них - на 37,8%[245]. Это объясняется сокращением численности детей соответствующего возраста, возможностью воспитывать детей дома до 3-х лет без потери родителями трудового стажа, выплачиваемыми родителям, воспитывающим детей дома, пособий; возросшей платой за пребывание детей в детских садах и яслях, при определении приоритетов при распределении средств на образование интересы детей дошкольного возраста, как правило, учитываются в последнюю очередь.

Так, результаты обследования, проведенного ВЦИОМ в июне 1999 г., показали, что дошкольные учреждения посещают лишь 42% детей, хотя- в недалеком прошлом их доля составляла более 80%. Помимо непосредственной платы за детский сад, родители вынуждены оплачивать: дополнительные занятия (24%), питание детей (23,5%), услуги по ремонту детских дошкольных учреждений (56%), различные сборы в родительский комитет (46%). В семьях, где родители не участвуют в оплате тех или иных дополнительных услуг по дошкольному воспитанию детей, в 17% случаев родители просто не могли оплатить данные расходы по причине тяжелого материального положения.

Столь значительное сокращение численности детей в дошкольных учреждениях, рост затрат за оплату детей, посещающих данные заведения, имеет серьезные последствия, особенно для детей, проживающих в неблагоприятных условиях, не благоприятных семьях, живущих за чертой бедности. Для таких детей эти учреждения выступают средством социальной защиты, восполняя пробелы или недостатки семейного воспитания и бюджета семьи.

Необходимо отметить, что хотя воспитание детей раннего возраста родителя ми, а не в дошкольных учреждениях имеет значительные преимущества, надо иметь в виду, что родители мало подготовлены к воспитанию своих детей. Детский сад дает детям значительно больше, чем просто уход за ними. Они получают азы подготовки в школе, учатся общению друг с другом. Обследования, проведенные в Москве, показывают, что даже в благополучных семьях ребенок, находящийся дома, в значительной степени предоставлен самому себе. В качестве основного занятия родители могут предложить ему раскрашивание картинок, просмотр всех подряд телевизионных программ, иногда, когда у родителей есть свободное время — чтение книг. Родители даже не осознают, сколь низок их педагогический потенциал и как это может быть губительно для ребенка.

Развивается в РФ и система частных детских садов, правда их доля очень невелика и вряд ли в ближайшее время будет возрастать. Это, в основном, сады для детей богатых родителей, ориентированных на западный образ жизни и предъявляющих иные требования к воспитанию своих детей. По их мнению, необходимо как можно раньше начать образовывать детей. Отдавая своего ребенка в 4 года в детский сад, они считают необходимым изучение им английского языка, умение бегло читать, считать, писать. Таким образом, богатые родители уже перестают относиться к своему ребенку как к ребенку, он становится для них учеником.[246]

В последние годы наметилось некоторое улучшение профессионального состава работников детских дошкольных учреждений Так, за 1990-1999 гг. число педагогических работников дошкольных учреждений, имеющих высшее и среднее педагогическое образование, возросло на 14,6%, в том числе высшее — на 37,9%. среднее педагогическое — 7,8%. В дошкольные учреждения приходят специалисты, более подготовленные к работе с детьми, чем имело место ранее. Так, число учителей-логопедов в детских дошкольных учреждениях возросло на 75,7%[247], учителей-дефектологов — почти в 2 раза. Это должно оказать положительное воздействие на воспитание детей, их подготовку к учебе в общеобразовательной школе.

Развитие детей в огромной мере определяется организацией школьного воспитания. В 1999/2000 гг. в России насчитывалось 66,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20,8 тыс. детей[248].

Образование в России по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Однако надо отметить, что в значительной мере подобные результаты отражают унаследованные достижения системы школьного образования Они не развиваются и не совершенствуются в современных условиях.

Положительным моментом в системе образования является сокращение на грузки учителей. Если в 1990/1991 гг. на одного учителя в среднем приходилось 13,9 учеников, то в 1999/2000 гг.— 12,1.

В последние годы стал меняться профессиональный состав преподавателей дневных общеобразовательных школ. Число учителей, имеющих высшее образование, выросло с 1990 по 1999 гг. с 74,6 тыс. до 77,3 тыс. человек или на 3,2%, не законченное высшее — сократилось с 3,1 тыс. до 2,6 тыс. человек или на 43%, среднее педагогическое — сократилось с 19,6 тыс. до 17,2 тыс. человек или на 12,4%[249], что должно самым непосредственным образом сказаться на качестве образования учащихся.

Выросла степень селективности и конкуренции в образовании. Появились элитарные, лучше финансируемые колледжи и лицеи для старшеклассников, частные школы. Это, возможно, принесет определенную пользу более одаренным детям или детям состоятельных родителей, но вряд ли даст что-либо основной массе детей.

Недостатки современной системы образования можно разделить на две группы:

• организационные;

• методологические.

К организационным относятся обучение почти четверти детей во вторую смену; отсутствие в школах необходимого оборудования, средств для его покупки.

К методологическим — неготовность учителей «дать» увеличивающийся объем информации в ограниченное число часов.

Сейчас объем информации, которую должен освоить школьник, намного пре восходит возможности детей и потребности в знаниях для основной массы людей.

Другой недостаток школы — отсутствие учета способностей, наклонностей, состояния здоровья детей. Наличие неизменных и единых для всех детей методов и приемов обучения, принудительный характер обучения приводит к снижению интереса детей к учебе, их успеваемости. Так, исследование, проведенное Центром охраны здоровья детей и подростков РАМН, показало, что при современной системе обучения, не учитывающей, например, пол ребенка, к десятому классу число психополовых различий в поведении юношей и девушек сокращается до двух, в то время как у первоклассников их было одиннадцать.

По мнению некоторых исследователей, такая система образования характеризуется жесткой зубрежкой, не удовлетворяет и не стимулирует учащихся и далека от концепции образования, ставящей ребенка в центр учебного процесса Ученик сегодня почти безвозрастный субъект. Методика обучения у выпускника почти не отличается от применяемой в младших классах: поурочный контроль, дробная дозировка знаний.

Такая практика приводит к увеличению хронической умственной усталости детей и к постоянным физическим недогрузкам. Особенно это касается обучения в частных учебных заведениях.

Научный центр здоровья детей РАМН обследовал более 2 тыс. школьников-учащихся 1-11 классов массовых школ, лицеев, гимназий. Оказалось, что дефицитом сна страдает около 50% учащихся массовых школ, 60% лицеистов и гимназий[250]. В результате несовершенства методов обучения, перегрузки школьников растет число второгодников, участились отчисления и уход из школы учащихся моложе 14 лет. До начала перестройки почти 100 процентов детей учились в основной общеобразовательной школе. К настоящему времени, по данным Минобразования РФ, около 2 млн. детей школьного возраста не учится и не работает.

Наиболее ограничен доступ к образованию детей из бедных, малообеспеченных и неполных семей, семей беженцев и проживающих в сельской местности и небольших городах.

Одной из причин снижения посещаемости государственных общеобразовательных школ детьми является фактическая платность обучения вопреки декларируемой Конституцией РФ всеобщей бесплатности образования. Специально про веденное ВЦИОМ в 1999 г. обследование показывает, что обучение детей в государственных учебных заведениях становится частично платным и требует дополнительных расходов семьи:

• 82% — родителей вынуждены доплачивать за учебники и учебные пособия;

• 86% — за текущий ремонт школы;

• 70% — за различные сборы в родительский комитет;

• 32% — за охрану школы;

• 21% — за дополнительные занятия.

При этом только 26% школьников имеют бесплатное питание, причем подавляющее большинство из них не смогли бы его оплатить в случае отсутствия бес платного.

Процессы ограничения доступа к образованию и снижения уровня обучения, если их не приостановить, могут иметь далеко идущие последствия, особенно учитывая, что завтра дети станут работниками, а уже сегодня мир переживает второй

• компьютерный этап научно-технической революции, активно идет процесс формирования «экономики знаний». В этих условиях становления ребенка работником может быть успешным только если он сформируется как полноценная, хорошо образованная личность.

Вместе с тем подростки не считают, что положение безвыходно. Результаты обследования, проведенного авторами среди учащихся 8-9 классов Москвы, показали:

• 27% подростков уверены, что можно улучшить организацию учебного процесса;

• 48,6% — взаимоотношения с учителями

Еще одной группой детей, доступ которых к образованию часто ограничен, являются дети с умственными и физическими недостатками. «Дефектологический» подход к детям-инвалидам обусловил обучение таких детей в специальных школах, отдельно от остальных. Это не способствует социальной интеграции детей-инвалидов. А условия в специальных школах-интернатах, куда часто помещают таких детей, нередко опасны для их благополучия.

Недостаток работы школ во многом определяется уровнем подготовки педагогического персонала. Ситуация такова, что в условиях конкурсного поступления в педагогические вузы из-за низкой их престижности в них поступают студенты, не имеющие необходимых знаний. Отсутствует и профессиональный отбор в эти вузы студентов, которые могут и хотят работать с детьми. Следствием этого является низкая квалификация учителей, их грубость и жестокость.

Претерпело изменение внешкольное воспитание детей. Фактически исчезли детские библиотеки, кинотеатры для юношества, театры юного зрителя. Можно сказать, что система внешкольного воспитания практически ликвидирована.

Индустрия детского и юношеского отдыха и досуга сейчас в значительной степени ориентируется на платные услуги. Это сказывается, в первую очередь, на детях из семей с низкими доходами. Средств для организации отдыха детей нет ни у родителей, ни у организаций, где работают родители. Часть детей вынуждена оставаться в городе практически без полноценного отдыха, что, без сомнения, сказывается на их развитии. Это имеет и другую отрицательную сторону — дети, предоставленные сами себе, развлекаются как могут. Преступные группировки, наркомафия активно привлекают к своей деятельности этих праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных, бедных семей.

Оторванность детей от достижений культуры и искусства не позволяет воспитывать всесторонне развитого человека А как утверждают психологи, человек, лишенный возможности эстетическою воспитания, не может обеспечить высокое качество работы.

О необходимости восстановления системы внешкольного воспитания свидетельствует проведенное автором обследование. Оно показало, что-

• 66,7% опрошенных подростков считают, что нужны учреждения, которые будут заниматься вопросами досуга подростков;

«77,8% — вопросами организации отдыха;

• 55,5%— воспитания и внешкольного образования.

Именно об этом свидетельствует и набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций.

Дети и семья

 

Важным элементом оценки положения детей является отношение к ним в семье. Для определенной части населения дети стали лишними. Так, за период 1995-1999 гг. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, возросло в 1,5 раза, число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав увеличилось более чем в 1,8 раза. По данным Минобразования РФ. число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 636,9 тыс. против 533,1 тыс. в 1995 г[251].

Сегодня семья находится в кризисном состоянии, но она по-прежнему остается самой большой ценностью для детей.

В России, как уже отмечалось, постоянно растет число неполных семей. В 1994 г. их доля составляла 16,6%. Основные причины их увеличения — развод. В 1990 г. на 100 браков приходилось 60 разводов. В результате расторгнутых бра ков, например, только в 1999 г. более 454 тыс. детей оказались без одного из родителей[252].

Другая причина увеличения неполных семей — рост числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке (в 1999 г. их было 25%).

В то же время дети рассматривают семью как свой тыл, она им необходима. Даже дети, убегающие из дома, отмечают её важность. По результатам нашего об следования 92% учащихся считают, что наибольшую значимость в их жизни имеет семья, для 5% — друзья и лишь 3% — не смогли да1ь определенного ответа на этот вопрос. И, самое главное — ни один ребенок не дал отрицательного ответа: 86,5 подростков хорошо относятся к своим родителям, причем к матери — 91,7%, к отцу — 80,6%. Плохо относятся к матери и отцу, соответственно, 5,6% и 19,4% подростков.

Однако нельзя не видеть стремление детей к самостоятельности. Дети, как и во все времена, хотят сами решать свои проблемы. И чем ребенок становится старше, тем более ослабевает влияние семьи. Он* объективно должен выйти за ее рамки. Причем вопреки сложившемуся мнению об инфантильности детей они предполагают рассчитывать только на себя. Например, если речь идет о поведении, то 18,9% подростков считают, что семья не несет за них ответственности за образование— 35.1%, их будущее — 27,0%, здоровье — 21,6%. По мере взросления подростков авторитет семьи для них снижается. Но это совершенно закономерный процесс становления подростков как личностей.

Материальное благосостояние

 

Материальное положение детей непосредственно отражает материальное положение их родителей и их семьи. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженным по сравнению с другими группами населения размерами доходов. Так, в 1998 г. доля бедных семей с детьми составляла 54,8%, в том числе с 1-2 детьми — 53,0%, с 3 и более — 78,1%. В наиболее сложном положении оказались многодетные, неполные семьи.

Структура потребительских расходов семей с детьми показывает, что низкодоходные семьи имеют ограниченные возможности пользования медицинскими ус лугами, санаторно-курортным лечением, занятиями спортом, так как вынуждены почти все средства тратить на покупку продуктов питания. Удельный вес расходов на поддержание здоровья в потребительских расходах этих домохозяйств составил 0,3%, тогда как в высокодоходных семьях он был в 8,3 раза выше.

Опасность застойной формы бедности связана с тем, что она порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии и т.д., которые начинают действовать как самостоятельные факторы. Бедные семьи с детьми становятся потребителями низкокачественных продуктов питания и товаров, услуг пониженного качества в области образования, здравоохранения и культуры. Все это неизбежно сказывается на здоровье детей, их интеллектуальном и культурном уровне, духов ном развитии.

На протяжении 90-х гг. уровень семейных доходов стал играть более важную роль и в определении показателей приема в учебные заведения и посещаемости занятий. Затраты семей на обучение детей в большинстве случаев резко возросли, т.к. сократилась государственная поддержка.

В России в возрастной группе от 7 до 16 лет показатели охвата образованием и показатели посещаемости почти не отличаются по семьям с низким, средним и высоким уровнем доходов. Вместе с тем доля детей в возрасте 3-4 года, посещающих детские дошкольные учреждения, из семей с низкими доходами, вдвое меньше, чем у семей со средним и высоким уровнем доходов. Подобные тенденции характерны и для учащихся в возрасте 17-19 лет из семей с низким уровнем доходов; их доля более чем на треть ниже, чем из остальных семей.

Ухудшение условий жизни категории семей с низкими доходами происходит на фоне расширения рынка товаров и услуг для обеспеченных, что порождает дифференциацию учащихся, снижает авторитет родителей, ведет к росту семейных конфликтов. А в конечном счете — сдерживает процесс социализации детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.173 (0.016 с.)