Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право граждан на л/силище

Поиск

 

Закрепленное в Конституции РФ право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. От него зависят конкретные права граждан, более детально регламентированные в законах и иных нормативных документах. Законодательно закрепленные права граждан формируют их по ведение и действия органов государственной власти, хозяйствующих субъектов при решении жилищной проблемы.

Формула, что каждый человек имеет право на жилище, фиксирует лишь при знание минимального жизненного уровня, «необходимого для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи», в том числе в сфере обеспечения жильем. Этот постулат, как и положение, что «никто не может быть произвольно лишен жилища» лишь фиксируют минимальные права человека, за крепленные в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, представляют собой норму международного права.

Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять минимальные требования по обеспечению жильем. Если же оно провозглашает себя социально ориентированным, то фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять постоянно растущие потребности граждан на жилье.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г. обозначила социальную направленность государственной политики, зафиксировала новые принципы государственного устройства и правоотношений государства, граждан и отношений собственности, инициировала изменения в нормативных актах, регламентирующих реализацию современной жилищной политики. Эти изменения коснулись права собственности на жилье, на учет и распределение жилых помещений, права граждан на пользование жилищем и другие правоотношения в жилищной сфере.

Конституция РФ зафиксировала и смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей, закрепив переход от системы преимущественно государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности. Появилась частная форма собственности на жилище граждан, а также частных юридических проектных и строительных организаций, жилищных банков. Возник рынок жилья.

Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. является фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан и они не должны противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем в конкретной жизнен ной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим постулатам (ст. 40 Конституции России):

• стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда;

• улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда;

• обеспечение здоровой среды обитания, создание жилой среды, достойной цивилизованного человека.

Примерно такие же правовые возможности открывались и при социализме. Однако дефектом уходящей в прошлое системы была закрепленная прежней Конституцией монополия государственного, муниципального и общественного жилищного фондов. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа незначительное место. Этот фонд имел место лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации (другой формы участия граждан в строительстве жилья), Советское государство лишь содействовало. Поскольку частная собственность была под запретом, личная собственность граждан на жилье носила потребительский правовой характер.

России в течение многих десятилетий имманентно сопутствовал жилищный кризис - результатом политики «государственного жилищного патернализма», государственной монополии на строительство, распределение и перераспределение жилья. Эта система за многие десятилетия своего функционирования не дала и не могла дать социального результата и решить жилищную проблему. Миллионы граждан на протяжении десятков лет не имели возможности получить благоустроенное жильё из общественных фондов потребления. Кроме того, строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали крупных, постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, которых ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население, пролетаризированное системой ограничений его доходов, количеством и размером жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, парализованное организационными трудностями, было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве. Сама система подавляла всякую инициативу в решении жилищной проблемы, вела к дефициту, к созданию бесконечной очереди на получение государственного жилья, что искусственно стимулировало дефицит жилья.

Поворотным моментом в правовом переустройстве жилищных отношений в условиях рыночной экономики, в реализации новой государственной жилищной политики стала действующая Конституция РФ. Она отразила смену эпох, новых принципов в удовлетворении жилищных потребностей людей, обозначила переход к новой системе. Был закреплен отказ государства от монополии на собственность и экономическую деятельность в области строительства и распределения жилья, утвердила равенство всех форм собственности.

Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, воз никла частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд. Часть 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации обозначила новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, на содействие и поощрение жилищному строительству любых форм собственности, на юридическое регулирование отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, на определение состава жилищного фонда, предназначенного для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

Рыночные нормы жилищного права нашли свое развитие в принятых в декабре 1992 г. IV Съездом народных депутатов РСФСР измененных редакций ст. 12 и 58 Конституции РСФСР, в Законе РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (1991 г.) и в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.).[114] Жилищные правоотношения, закрепляющие новые, рыночные связи, зафиксированы также в Гражданском кодексе Российской Федерации и государственных программах «Жилье», «Свой дом», «Сельский дом».

Особенностью рыночных отношений в реализации конституционных норм по обеспечению жильем стала самостоятельность регионов в проведении жилищной политики — на территории Российской Федерации действуют правовые акты субъектов Российской Федерации, которые используются в практике регулирования жилищных отношений на местном уровне, отражая самобытность, традиции и экономические возможности регионов в реализации конституционных прав граждан. Правовое регулирование в этой сфере вызывает особый интерес исследователей, потому что в регионах часто и активно применяются новые нормы и приемы реализации государственной жилищной политики.

В соответствии с Конституцией РФ право на жилище реализуется гражданами любыми, не запрещенными законом способами самостоятельно. Это значит, что государство не должно обеспечивать своих граждан жильем. Конституция утверждает лишь положение, что «никто не может быть произвольно лишен жилища» (ст. 40). Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 г. (п. 3, ст. 40) устанавливает, что «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилите оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Для осуществления права на жилище всем другим категориям граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления создают благоприятные условия и всячески поощряют жилищное строительство.

В новой системе жилищной политики, ни государство, ни органы местного самоуправления не аккумулируют средства населения для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения квартир, лицам нуждающимся в жилье. Каждый гражданин самостоятельно изыскивает средства, лишь в определенной мере полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредитов, для приобретения или строительства жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов.

Так решается жилищная проблема экономически состоятельными гражданами. Социально не защищенным гражданам предоставляются жилые помещения в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, осуществляется без оплаты их строительной стоимости.

Конституция РФ не определяет все группы граждан, для которых сохраняется социалистическая планово-распределительная система выделения жилья. Это должно быть предусмотрено законами и специальными решениями — федеральными и субъектов федерации. Так, в ст. 9 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г.[115] для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лицам: инвалидам труда, а также инвалидам детства, ветеранам войны, семьям погибших при исполнении государственных обязанностей, семьям с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающимся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилищных фондов на условиях договора найма.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной поли тики» на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен ранее действовавший порядок постановки на учет и обеспечение жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в нерыночных жилищных фондах, площадь выделяется в порядке очередности с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право найма независимо от площади занимаемо го жилого помещения.[116]

Однако эти, оставшиеся от социалистической эпохи льготы, для значительной по численности категории граждан, в связи экономическим кризисом в стране, в большинстве регионов не реализуется даже частично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.009 с.)