Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рыночный модели финансирования

Поиск

Социального страхования

Построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта;

1) определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты: распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;

способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств.

Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:

• финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

• размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Толь ко делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

Особенности демографического социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного страхования с помощью методов льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).

Второй важный элемент финансовой модели социального страхования — пере распределение ответственности основных субъектов социального страхования (см. табл. 4).

Таблица 4

Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды

обязательного социального страхования (в % от фонда зарплаты)

 

Вид страхования Работодатели Работники Государство Всего
Пенсионное страхование Страхование по болезни Медицинское страхование   Страхование от несчастных случаев на производстве   Страхование профессиональных и региональных пенсий   Страхование по безработице Страхование по уходу Итого:   3 (тариф гибкий: от 1 до 10%)     -     -   3 (социальные пенсии) - 2 (неработающие члены общества)   2 (шахтеры, горняки и др. работающие в эстремальных условиях)          

Форма решения проблемы. Преодолеть вековое отставание в создании системы социального страхования — задача крайне сложная. Анализ свидетельствует, что отставание в развитии самонастраивающихся социальных систем оказались еще более драматичнее для страны, чем отставание в новых технологиях. Подмена системы социального страхования системой государственной социальной помощи приводит к деформации жизненных установок населения, низводит трудозанятое население до унизительной роли иждивенцев. В последние 7-8 лет серьезного «прорыва» в решении проблемы не произошло. Поэтому требуются нетрадиционные формы и пути. Один из них — объединить усилия полномочных представите лей всех ветвей власти и общественных структур в форме национального «кругло го стола», разработать и обсудить соответствующую концепцию, обсудить и подписать общественный договор для законодательного воплощения согласован ной и одобренной концепции.

Крайне актуально определить оптимальный организационно-правовой механизм системы социального страхования. Отечественный (до 1917 г.) и современный зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее подходит самой природе социального страхования форма обществ (товариществ) взаимного страхования, в которых основные социальные субъекты (работники и работодатели) занимают определяющие и равноправные позиции. Общества взаимного страхования позволяют достигать согласованных интересов и самоуправляемости, что крайне важно для этой сложной и социально-уязвимой сферы.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

Задание 1. Какие характеристики и отличительные черты (с финансовых, правовых позиций) присущи основным институтам социальной защиты?

Задание 2. Что такое социальный риск: какова его природа и с помощью каких характеристик наиболее полно можно его описать?

Задание 3. На каких принципах основано социальное страхование?

Задача 1. Какие организационные и политические решения требуются для формирования эффективной национальной системы социального страхования?

Задача 2. Опишите и охарактеризуйте функции по управлению отдельными видами социального страхования (пенсионного, медицинского от несчастных случаев), которые, по Вашему мнению, целесообразно поручить федеральным органам, а какие региональным органам (сбор страховых взносов, выдачу пенсий и пособий, организацию лечения и реабилитационного обеспечения, организацию домов престарелых создание перестраховочных фондов, актуарную деятельность, подготовку персонала страховых организаций и т.д.).

Литература

 

1. Социальное страхование и социальная защита: Докл. Генерального Директора/ Международная конференция труда. Женева: МВТ, 1993. — с. 67.

2. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.

3. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М.:1994. с. — 126.

4. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М. ТЕИС, 1998. с. — 189.

5. Якушев Л.П. Социальная защита (учебное пособие). Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе. М., 1998. с. — 153.

6. Международная организация труда. Конвенция и рекомендации. 1919-1966. — 1-й том; 1967-1997. — П-й том. Женева. МВТ.

7. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро Труда. Женева. 1996. —с. 151.

8. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Международный центр сравнительных исследований проблем налогообложения. Редакция журнала «Налоги и налоговое планирование». М.: 1997.

9. Фрейхейм Е., Мергель В., Шенхорр Г. Большая книга по экономике. М.: 1997.

10. Chadelat J.F. Economic factors and financing of social protection. Report XIX. XXIV General Assambly. Acapulco. International Socurity Assosiation. Geneva. 1992.

Глава 2.8. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА НЕЕ

РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План:

1. Пенсионная система России

2. Финансовые основы пенсионной системы России

3. Организационная структура и управление пенсионной системы

4. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной сис темы России

5. Основные принципы реформирования пенсионной системы

6. Перспективные направления реформирования пенсионной систе мы РФ

7. Контрольные задания и задачи для самопроверки

8. Литература

Пенсионная система России

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Тем более важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.[63]

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России[64], где сказано:

«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7, п.2), а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ст. 39).

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Не менее серьезное влияние современная пенсионная система на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах (субъектов Федерации, бюджетов местного самоуправления и т.д.).

Степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы далеко отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития пенсионной системы. Среди них следует выделить, проблему перманентного пересмотра пенсионного законодательства, проблему преодоления периодических финансовых кризисов бюджета Пенсионного фонда, проблему нарушения паритета отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при проведении инфляционного

повышения минимальных размеров пенсий и т.п. По этой же причине не может быть обеспечен необходимый уровень знаний для формирования оптимальных на правлений реформирования пенсионной системы..

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения отметим достаточно низкую степень изученности экономических ос нов пенсионного обязательного страхования зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России необходимо первоначально уточнить объект реформирования (определить основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обосновать базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнить с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулировать актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы.

Пенсионные системы в практике большинства, как экономически развитых, так и развивающихся государств включают в себя несколько основных элементов (схема 1).

Схема I. Виды пенсионного страхования

 

Для разработки эффективной модели развития государственного пенсионного страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения:

• социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждают ся в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.);

• трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по ко торому они учитываются — солидарно-распределительному или накопитель ному);

• дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансиро вания гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.008 с.)