Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация основных форм, механизмов и систем социальной защиты работников от профессиональных рисковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В развернутом виде экономико-правовой механизм защиты от профессиональных рисков как единое целое системы управления условиями, охраной и медициной труда может быть представлен в табл. 2. Таблица 2 Экономико-правовой и организационный механизм социальной зашиты работников от профессиональных рисков
Мировой опыт свидетельствует, о том, что комплекс сложных проблем защиты работников от профессиональных рисков невозможно решить отдельными, пусть и важными решениями. Требуется широкая гамма взаимоувязанных усилий по «со единению» систем охраны и медицины труда, социального страхования от несчастных случаев на производстве, которые методически и практически необходимо осуществить одновременно: • реформировать систему охраны труда, положив в ее основу механизмы защиты от профессиональных рисков (методы страхования и медицины труда по оценке рисков, информационное обеспечение, системы определения утраты трудоспособности); • предусмотреть в качестве одного из основных механизмов защиты от профессиональных рисков систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • осуществить перевод системы льготных пенсий (по Спискам № 1 и № 2, за вы слугу лет и региональных) на принципы социального страхования. Институт страхования от несчастных случаев и профзаболеваний должен стать основным звеном, стоящим на защите здоровья работников и выполнять много численные функции. Первое направление деятельности — лечебно-профилактическое: • выявление профессиональных заболеваний и начальных проявлений воздействия неблагоприятных факторов; • лечение пострадавших;
• медицинская профилактика; • медицинская, социальная и профессиональная реабилитация; • медицинское наблюдение определенных контингентов работников до конца их жизни. Второе направление — профилактика профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Для этого необходимо: • осуществлять контроль за условиями труда работающих с выделением групп с высоким уровнем профессионального риска; • контроль соответствия санитарно-гигиеническим нормативам действующей техники, технологий, оборудования; • недопущение эксплуатации новой техники, оборудования, технологий, химических продуктов без гигиенической сертификации; • полная информация работающих о степени профессионального риска и возможных отдаленных последствиях воздействия. Третье направление деятельности института страхования — медико-статистический анализ здоровья работающих коллективов. С этой целью следует анализировать: • уровень профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости; • заболеваемость с временной утратой трудоспособности; > • инвалидность, смертность, в том числе в трудоспособном возрасте; • степень и тяжесть утраты трудоспособности вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний. Четвертое направление деятельности института социального страхования — оценка профессионального риска и разработка мер по его снижению. Для это го необходимо определить: • уровень профессионального риска для отдельных профессий и предприятий в целом и прогнозирование на этой основе развития профпатологии и других нарушений здоровья; • величину издержек на возмещение расходов на лечение, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, на компенсацию утраты заработка; • причины профессиональной, производственно обусловленной заболеваемости; • разработать меры по снижению профессионального риска на основе организационно-технических, санитарно-гигиенических мер. Пути формирования национальной доктрины Безопасности труда
Государственная политика России в области охраны труда исходит из доктрины «нулевого риска» и опирается на методологию «порогового» характера воздействия факторов производственной среды. Сторонники такой позиции считают, что на организм человека влияет только превышение «пороговых» значений (предельно допустимых концентраций /ПДК/ для химических и биологических веществ или предельно допустимых уровней /ПДУ/ шума, вибрации, различного рода излучений) факторов физического характера. На практике это проявляется в том, что приоритет отдается определению нормативных значений различных факторов (что вполне оправдано), организации их измерения и контроля на рабочих местах. Однако отечественный и международный опыт свидетельствует о принципиальной невозможности исключения профессионального риска. Выяснилось, что даже в пределах «пороговых» значений вероятность повреждения здоровья чело века весьма существенная. Другой порок доктрины «нулевого риска» в том, что она идеализирует реальные возможности предприятий по обеспечению охраны труда работающих. В результате возникает правовой тупик: • обязательность в соответствии с законом обеспечения всем работающим безопасных условий труда в большинстве случаев нельзя реализовать.
Доктрина «нулевого риска», не может служить надежным ориентиром при раз работке методов оценки профессиональных рисков. Более того, будучи догматичной, она сковывает развитие методов и выработку критериев оценки. Другая доктрина, получившая признание на Западе в конце 60-х гг. исходит из тезиса о принципиальной невозможности полного исключения профессионального Риска в процессе трудовой деятельности и требует, с одной стороны, оценки и определения уровней «приемлемого риска», а с другой —принятия мер по исключению чрезмерного или «недопустимого риска». Для этого наблюдения за состоянием производственной среды и трудового процесса дополняются методами оценки здоровья, трудоспособности работников, установлением взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов. Приходится констатировать, что России еще только предстоит освоить эту область. Мировой опыт свидетельствует, что создание эффективной национальной системы охраны труда связано с разработкой государственной доктрины безопасности труда, развития на ее основе согласованных между собой правовых институтов, формирования сложной социальной инфраструктуры (экспертизы техники и условий труда, медицинской диагностики и лечения, социальной и профессиональной реабилитации), что всегда сопряжено с решением комплекса правовых, медицинских, технических и организационных вопросов. В этой связи основная цель стратегических изменений в области условий, ох раны и медицины труда заключается в создании нового для нашей страны механизма охраны труда в виде сбалансированной системы государственных и рыночных регуляторов, определении роли и места основных хозяйственных субъектов, государственных и негосударственных структур. Такой концептуальный подход, как свидетельствует мировой опыт, позволяет создать эффективные национальные и фирменные системы охраны и медицины труда, социального страхования, кардинально минимизировать уровень профессионального риска и обеспечить высокую степень социальной защиты. В со став организационных структур данных систем входят: • специализированные государственные институты власти (социальные суды, министерства труда и здравоохранения, органы по контролю за техникой безопасности в особо опасных отраслях, инспекции труда); • органы охраны и медицины труда на предприятиях и в организациях; • государственные и профессионально-общественные организации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, инженерные и консалтинговые организации по оказанию услуг в данной сфере;
• федеральные, региональные и отраслевые центры и фонды, обеспечивающие проведение научно-исследовательских работ по условиям, охране и медицине труда (см. табл. 3). В новых общественно-экономических условиях роль государства и предприятий существенно меняется. Роль государства усиливается и расширяется. Однако повышение такой роли осуществляется в основном в сферах законодательной и организационной. Основными государственными формами деятельности становятся меры по созданию эффективных систем охраны труда на национальном уровне, определение гарантий в области охраны труда и социального страхования, а также контроль их исполнения для отраслей, производств и профессий с высоким уровнем профессионального риска. Формируя и стимулируя создание систем социальной защиты на уровне пред приятий, негосударственных организаций и структур, обеспечивающих широкую гамму организационных, технических и социальных услуг, государство отказывается от своей доминирующей односторонней роли контролера в области охраны труда, как это было раньше. В этой связи целесообразно при формировании новых государственных органов управления определить сферу их действия и предусмотреть создание, наряду с прямыми, широкого спектра косвенных форм и методов контроля за деятельностью в сфере охраны труда. Таблица 3
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.01 с.) |