ТЕМА II. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА II. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА



ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Э. Гидденс

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

Социология изучает человеческое общество. Однако понятие общества можно сформулировать только в самом общем смысле. Дело в том, что понятие "общество" — очень широкая категория, включающая в себя не только промышленно развитые страны, но и такие крупные аграрные империи, как Римская империя и Древний Китай. Под обществом также могут подразумеваться малочисленные племенные группы, состоящие всего из нескольких индивидов.

Общество — совокупность или система институализированных форм поведения. Под "институализированными" формами социального поведения подразумеваются формы сознания и действий, которые повторяются. Язык — хороший пример одной из таких форм институализированной деятельности или института, поскольку он лежит в основе всей социальной жизни.

Существуют и другие аспекты социальной жизни, которые могут быть институализированы, т. е. становятся общепринятой практикой, сохраняющейся в основном в неизменной форме на протяжении ряда поколений. Так, мы говорим об экономических и политических институтах.

При этом употребление понятия "институт" отличается от его обыденного употребления в английском языке в качестве синонима понятия "учреждение" типа тюрьмы или больницы. Все вышесказанное помогает лучше понять смысл слова "общество", хотя полностью и не исчерпывает его содержания.

Итак, социальные институты — устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве. Задумаемся над тем, что это означает. Говорить о "воспроизводстве" социального поведения и социальных систем означает говорить о повторении схожих моделей действий индивидами, отделенными друг от друга временем и пространством.

Задание 1

Книгу "Теория праздного класса" Т. Веблен писал в период с 1895 по 1899 г., а "Развитие капитализма в России" В. Ленин писал с 1896 по 1899 г. Обе работы считаются крупными социально-экономическими трудами своего времени и они посвящены анализу в чем-то похожих общественных процессов.

Сравните их.Каким конкретно проблемам они посвящены? Что общего в позиции авторов? В чем они расходятся?

Задание 2

Попробуйте составить краткую схему эволюции институтов:

образования, религии,

политических институтов.

Через какие стадии они прошли в своем развитии? Какие формы, практики, методы и приемы использовались?

Задание 3

К каким из основных социальных институтов (семья, производство, государство, религия, образование) относятся неосновные институты, перечисленные ниже:

1. Деньги. 2. Целибат. 3. Престолонаследие. 4. Обмен. 5. Адвокатура. 6. Побратимство. 7. Банки.

8. Наставничество. 9. Цензура.

Задание 4

В литературе можно встретить утверждение о том, что средства массовой информации (СМИ) — один из важнейших институтов общества. То, что СМИ являются "четвертой властью", знали давно.

А относятся ли они к институтам? Проведите самостоятельный анализ и докажите либо опровергните исходное утверждение.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: СТАТУСЫ И РОЛИ

Задание 5

1. Присмотритесь к своему набору статусов: есть ли в нем несовпадение? А у ваших знакомых?

2. Приведите еще 3 — 4 примера несовпадения статусов второй формы.

3. Возникает ли несовпадение статусов, когда духовное лицо становится народным депутатом?

Задание 6

Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2 — 3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

В таблице помещены ключевые понятия и определения. Надо установить, какому понятию какое определение соответствует:

 

 

Задание7

Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

Задание 8

Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но к какому. именно — главному, социальному, достигаемому или смешанному? Безработный

30 — летний инвалид

Эмигрировавший дворянин

Вышедший из рядов компартии Чемпион мира

Задание 9

1. Какие социально-демографические ограничения могут накладываться на кандидатов в президенты в разных странах?

2. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

Задание 10

Вспомните любимые всеми романы А. Дюма, воспользуйтесь иной художественной и исторической литературой и опишите требования, которые в разных странах предъявляли к поведению короля.

Что "разрешалось" и что "запрещалось" ему делать? Как он вел себя с простолюдинами и представителями высшего света? Как он вознаграждал и наказывал, раздавал почести и вел международные дела, какие функции на него возлагались? Иными словами, опишите его ролевую модель.

Задание 11

Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сословиям русского общества XIXвека.

Сравните, как они изменились в XX веке, что исчезло в атрибутике, что появилось нового.

Отдельно охарактеризуйте статусную символику молодежи в XIXи XXвеках.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то в графе "да" поставьте галочку. Если вы считаете, что суждение неправильное, то поставьте галочку в графе "нет".

Задание 12

Учитель и ученик наделены различными правами и обязанностями. У них разные статусы. Учитель — лицо наемного труда, а ученик — нет. Подумайте и ответьте:

1. Почему учитель обязан заранее предупреждать администрацию о том, что он не может провести занятие, а ученик может этого не делать либо сообщить позже?

2. Почему ученика за пропуски нескольких уроков могут не аттестовать, а учителя уволить?

3. Почему непосещение учителем занятий называется срывом уроков, а учеником — пропусками?

4. Почему учителя за незнание предмета увольняют как несоответствующего профессиональным требованиям, а ученика оставляют на второй год?

5. Почему учитель получает деньги за ведение уроков, а ученик платит за их посещение?

6. Почему учителю приходится говорить на уроках больше, чем ученику?

Фрагмент

 

Д. Моррис

ОДЕЖДА И СТАТУС

 

Одежда такой же социальный символ, как речь или по ведение. У нее три основные функции: обеспечение ком форта, соблюдение приличий и демонстрационная функция. В раз- личные эпохи правила приличия были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским является общество, тем тщательнее прячется тело. В арабских странах одеяние женщины скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово "нога", а ножки рояля закрывались чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук— показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко.

В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж "стоил" меньше тысячи долларов. До сих пор майор не имеет права носить форму полковника.

Но люди постоянно стремились "завысить" свое положение в обществе, надевая "не свой" костюм. А наказывали их, по сути, не за сам костюм, а за попытку с его помощью завысить статус.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно "Жентльменский" спортивный костюм превратился в повседневный костюм высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.

Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — изобрели клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но за тем она вытеснила черных фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по Сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась обратная тенденция. Демократическое общество вес более напряженно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену "клубному" пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных "низов". Она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце "простых людей".

Вопрос к тексту:

 

1. Что демонстрируют джинсы на молодом человеке— свободу от всяких условностей, увлечение модой, социальный статус?

2. Какие социальные различия в одежде существуют в нынешней России?

Задание 13

Правда ли, что:

1. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям.

2. Приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. 3. Статус мужа является достигаемым. 4. Актер — смешанный статус.

Задание 14

Определите вид следующих статусов: Почетный горожанин

Почетный доктор иностранной академии наук Родители невесты Шафер на свадьбе

Свидетель на свадьбе

Задание 15

Объясните, почему социологи так говорят:

1. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.

2. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

3. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания.

4. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

5. Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый.

6. Смешанный статус обладает чертами и приписываемогo, и достигаемого статусов.

7. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.

8. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре.

9. Чем выше ранг, тем больше почестей.

10. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом.

Задание 16

Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

толерантность

идентификация статусный образ

статусный диапазон фамильярность

Задание 17

Как вы думаете, почему:

1. Мужчинам запрещают появляться в дорогих ресторанах без галстука.

2. В арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания.

3. В Англии XIV века парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя.

4. Майор не имеет права носить форму полковника.

5. Современные деловые люди носят костюмы, ранее являвшиеся спортивными.

6. В западном обществе немодно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем обществе модно.

Задание 18

Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965) показал, что:

1. Семейные (мужчины и женщины) считают себя - гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых).

2. Молодежь более счастлива, чем пожилые.

3. Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

4. Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям

Задание 19

Ниже приведены варианты статусных наборов. В каждом случае вам надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку. Желательно, конечно же, дать свои разъяснения:

1. Директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

2. Председатель профкома, мужчина, полицейский, член общества филателистов, спортсмен-любитель, мордвин.

Задание 20

Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:

1. Низкий социальный статус постепенно перерастает высокий личный.

2. Личные качества отступали бы на второй план перед национальными.

Задание 21

Ниже приведены конкретные примеры статусного набора Определите, правильно ли сделаны выводы:

1. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди собирателей марок, но сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером. В семье жена и дети относятся к нему с почтением.

Вывод:у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий.

2. М. — талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный статус у него средний — таков престиж инженерного труда " в обществе. У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его "своим парнем" за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа: и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему.

Вывод:у господина М. совпадение статусов: все его статусы имеют средний ранг.

3. Господин К. — негр, глава фирмы. Низкий статус не гране позволяет ему приобрести высокий авторитет в деловом 4 мире, которым заправляют белые.

Вывод:у господина К. все статусы низкие.

Задание22

Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:

1. Депутат выполняет функции министра.

2. Полицейский входит в мафиозную группировку. 3. Врач выполняет функции судьи.

4. Выпускник инженерного вуза работает юристом.

Задание23

Правда ли, что:

1. Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.

2. Мужчина — прирожденный статус.

3. Русский — приписываемый статус.

4. Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.

5. Возраст не является прирожденным статусом. 6. Король — достигаемый статус.

ДОНОЛНИТЕЛБНОЕ ЧТЕНИЕ

И. С. Кон СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

 

Роль учителя, инженера или отца семейства социологи- чески задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъявляемые к человеку, занимающему эту позицию, далеко не всегда формируются так однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. Что- бы понять, к примеру, соотношение отцовской и материнской ролей в современной семье, надо учитывать прежде всего макросоциальное разделение труда между мужчиной и женщиной, со отношение их семейных и вне семейных обязанностей, структуру семьи, способы воспитания детей. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости ищ1ивидуальных вариаций, чаще всего лишь отражение стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной структуры.

Социальная психология в известной мере оставляет эти макросоциальные отношения "за скобкам", понимая "роль" как структуру непосредственного межличностного взаимодействия. Привычные формы поведения неизбежно стандартизируются и подкрепляются системой взаимных ожиданий. От человека, который несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, "роль шутника" как бы приклеивается к нему и так или иначе включается в его "образ Я".

Наконец, при исследовании внугриличностных процессов словом "роль" обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица. Внимание здесь акцентируется на том, как сам индивид воспринимает, сознает и оценивает ту или иную свою функцию, деятельность, принадлежность, какое место занимает она в его "образе Я", какой личностный смысл он в нее вкладывает.

Обыденное сознание часто делит жизнедеятельность на две части, из которых одна — формальная, застывшая, мертвая — приписывается "безличному" миру социальных ролей, а вторая — "личная", эмоционально окрашенная— представляет то, чем индивид является "сам по себе", безотносительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про человека, что он "исполняет роль" отца или учителя, все равно что сказать, что он "притворяется", что он "не настоящий" отец или учитель. Самому индивиду "ролевой" кажется только такая деятельность, которую он воспринимает как нечто более или менее внешнее, периферийное или условное, "разыгрываемое" для других, в отличие от "подлинного Я", без которого он не может себя представить. Но независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, что весьма существенно для него самого и для морально-психологической оценки его как личности, социологически он во всех случаях исполняет определенную профессиональную роль. И если энтузиастов на данный вид работы не находится, а обойтись без него общество не может, оно включает такие вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование, государственное распределение специалистов. Любая классификация социальных ролей предполагает точку зрения либо общества (группы), либо индивида, причем учитывается как степень жесткости, структурированности соответствующих отношений ("позиционно-статусные" или "ситуативные", "структурные" или "межличностные" роли), так и уровень индивидуальных усилий, необходимых для их получения ("предписываемые", "приписываемые" или "достигаемые" роли).

Но хотя социальные роли и идентичности — необходимый компонент, отправная точка самокатегоризации, ни экзистенциальное, ни рефлексивное "Я" не сводится к ним. Во-первых, разные социальные идентичности и роли (скажем, профессиональные и семейные) не совпадают и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают контекстуальный диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать и иерархизировать разные стороны своей жизнедеятельности соответственно какой-то шкале ценностей. Во-вторых, каждая "социальная роль" есть взаимоотношение, которое его участники могут определять и фактически определяют по-разному (например, требования, предъявляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и учениками, могут существенно расходиться). Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, отношение индивида к выполняемым ролям избирательно: одни функции и виды деятельности воспринимаются как органические, центральные, неотделимые от собственного "Я", другие — как более или менее внешние, периферийные, "искусственные". Любая перестройка роле- вой системы личности сопровождается соответствующими изменениями в "образе Я"; потеря социально и личностно значимых ролей, не компенсированная получением новых, равноценных или лучших ролей, обычно переживается болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от социальной престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуществлении главных, личностно-значимых ролей.

Чем объясняется и что выражает идентификация личности с какой-то "ролью" или, наоборот, подчеркнутое дистанцирование, отдаление от нее, нарушение подразумеваемых ею правил и ожиданий. На первый взгляд все дело в уровне развития индивидуальности — более яркая личность более независима и допускает больше вариаций в своем поведении. На самом деле тут могут действовать и социальные обстоятельства. Например, фотография собственных детей под стеклом служебного письменного стола руководящего работника явно демонстрирует нежелание резко разграничивать свою служебную и личную жизнь, косвенно давая понять посетителю, что хозяин кабинета и в своей служебной деятельности не склонен к формализму, готов к "человеческим контактам". Это как бы символизирует определенный стиль управления. Для хирурга умение вольно пошутить в напряженный момент операции — часть профессиональной экипировки, средство поднять настроение персонала, то есть здесь тоже проявляются не просто личные качества, а некоторый стиль работы.

 

Подчеркивание "ролевого расстояния" в одном случае выражает отчуждение личности от данной роли, желание подчеркнуть свою автономию от нее, а в другом, наоборот, именно прочная идентификация, слияние с ролью позволяет индивиду относительно свободно варьировать свое поведение, на что неспособен новичок, строго придерживающийся "предписанных" рамок.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Задание 24

Определите, к какому типу социальных групп относятся:

бомжи

монархи смерды

посадские

простолюдины чиновники семья

Фрагмент

ЧЕТЫРЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент 1

Распознавание фотографий

 

В экспериментальной комнате находятся семь испытуемых, причем шестеро — подставные лица, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране показывают пять разных фотографий пожилых людей.

Первым спрашивают настоящего испытуемого. Он не колеблясь говорит, что это разные люди. Но подставные испытуемые по очереди говорят об их сходстве. При этом они "убедительно" аргументируют ответы: фотографии изображают одно лицо, но под разными углами, поэтому они не- похожи. Сходство якобы проявляется в глазах, очертании скул и носа, количестве и расположении морщин. В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого.

Так вот: в 80% случаев испытуемые отказываются от первоначального мнения и уступают давлению группы.

Эксперимент 2 Пирамидки

В другом эксперименте демонстрировались две пирамидки — белая и черная. Результаты те же самые. Вначале настоящий испытуемый говорит то, что видит: пирамидки разные. Но в конце эксперимента поддается давлению группы и признает, что обе они белые.

Эксперимент 3

Выполнение задания В ряде экспериментов, проведенных Н. Триплетом, Е. Катреллом, изучалось влияние посторонних им лиц на выполнение задания: в одних случаях оно было положительным, в других — отрицательным. В одном из экспериментов группа склеивала коробочки. Члены группы работали с разной скоростью — одни перевыполняли задание, а другие не дотягивали. После того, как экспериментатор объявил средний по группе результат, передовики сбавляли темп и трудились медленнее, а отстающие его ускоряли, стараясь достичь их показателей. Групповое давление оказывало ощутимое влияние.

Эксперимент 4 Коллективизм Отечественные психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если во вторую, то деньги станут его личными.

Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали

предыдущие ученики. На "эгоистической" мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед сложным выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом и согласиться с поведением большинства.

Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокацию 80% учеников, а в. недружном картина прямо противоположная.

Вопросы к тексту. 1. В экспериментах описано важное явление групповой динамики — групповое давление. Сформулируйте, в чем оно

Состоит.

2. Почему в последнем эксперименте групповое давление не подействовало?

Фрагмент

ЧТО МОЖЕТ ГРУППА?

 

Эксперименты показали, что группа выполняет в жизни людей более важную роль, чем они думают. Группа, к которой принадлежит и с которой отождествляет себя 'человек, незримо направляет его мысли и поступки.

В конце Х1Х века американский инженер и социальный ученый Фредерик Тейлор (1856 — 1915) провел любопытный эксперимент. Он выбрал самого тщеславного рабочего и сказал ему: если ты повысишь производительность труда в 1,5 раза, я переведу тебя в разряд квалифицированных работников, увеличу заработок и облегчу материальное положение семьи.

Несколько дней и ночей рабочий решал почти неразрешимый вопрос: как быть? Если он пойдет на уступки, то все поймут, что он куплен администрацией. Товарищи перестанут здороваться и считать его своим, создадут такую обстановку, что ему придется уволиться. Хотя, с другой стороны, иной возможности продвинуться и поправить дела у него не было.

В стране высокая безработица, а эмигранты все прибывают и прибывают в США. Они сбивают цены на рабочие руки, приходится заниматься любой подвернувшейся работой, а за обучение и повышение квалификации надо платить. Предложение Тейлора было очень заманчивым. Тем не менее рабочий отказался: отношения с группой он предпочел личной карьере.

Изучая малые группы, социологи не раз сталкивались с подобной ситуацией: если возникала дилемма, индивид предпочитал группу. По всей видимости, группы играют в жизни человека какую-то очень важную роль. Но какую?

Во-первых, люди объединяются в группы для решения таких задач, которые в одиночку им не под силу: охотиться на животных, расчистить поле от пней, соорудить плотину или ирригационную систему, защититься от врагов.

Во-вторых, без группы и вне группы невозможна социализация людей, а значит, и становление общества.

В-третьих, только благодаря тому, что индивид принадлежит к профессиональной, политической, религиозной или семейной группам, у него появляются соответствующие социальные статусы и роли.

Задание 25

Определите, какая разница существует между следующими понятиями, отражающими социальные группы: отшельники странники паломники скитальцы

путешественники иностранцы беглые

А чем они сходны между собой?

Задание 26

Хотя в обыденной жизни словом "группа" обозначают самые разные явления, в социологии за ним закрепилось совершенно определенное значение. Группа только тогда— группа, когда у нее есть четыре следующих признака:

отличительный набор социальных отношений;

взаимозависимость членов группы;

ощущение то, что поведение одних соответствует поведению других;

чувство принадлежности: "мы — чувство".

Представьте себе, что это своеобразный фильтр, через который надо пропустить все виды групп, описанные в параграфе "Классификация социальных групп" учебника.

Проделайте подобную процедуру и ответьте, какие группы выдержат испытание, а какие нет. Почему?

Задание 27

В общих чертах дайте анализ аудитории таких газет, как "Советская Россия", "Московский комсомолец", "Правда" и "Комсомольская правда". Чем они различаются? Какие группы населения их читают?

Задание 28

Обратите внимание на публикации в прессе: Что такое газетная "утка"?

Какую роль играют газеты в распространении слухов и сплетен? Почему журналисты гоняются за сенсацией?

Задание 29

К какому типу социальных групп относится школьный класс? Можно ли его отнести к социальному типу?

Назовите несколько признаков, позволяющих заключить, что он является социальным целым.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Ч. Кули ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ

 

Первичными я называю группы, которые характеризуются тесным — лицо к лицу — общением и сотрудничеством. Они первичны по целому ряду причин. Главное же то, что они служат основой формирования социальной природы и идеалов индивида.

Психологическим итогом тесного взаимодействия людей в группе выступает их слияние в единое целое, так что по крайней мере во многих отношениях жизнь каждого отдельного "Я" становится общей жизнью и целью группы.

Наилучший способ описать это единство — просто назвать его "мы", что подразумевает сопереживание и взаимную идентификацию. Каждый живет ощущением целого и находит в нем главную цель своего существования.

Не следует считать, что единство первичной группы базируется на гармонии и любви. Напротив, оно всегда дифференцированно, т.е. допускает соперничество, выражение своих амбиций, притязаний и страстей. Но все они должны быть социализированы сопереживанием, подчиняться, хотя бы в тенденции, дисциплине общего духа.

Индивид может быть честолюбивым, но главная цель его устремлений — занять подобающее место в мыслях других людей. Лишь тогда он примет нормы взаимной помощи и честной игры. По этой причине мальчишки соревнуются с приятелями за место в команде. Однако дух соперничества должен уступить общей цели — победе класса или школы.

Важнейшие, но не единственные сферы тесного общения и сотрудничества — семья, группа сверстников, соседство или неформальное объединение взрослых. Они универсальны, существовали во все времена, на всех стадиях развития общества, потому и составляют основу универсального в человеческой природе и идеалах.

Лучшие сравнительные исследования Вестермарка и Говарда показывают, что семья — универсальный институт, стоящий над обычаями и традициями. Ни у кого не вызывает сомнений повсеместное распространение игровых групп у детей и различного рода неформальных объединений среди взрослых. Подобные формы общения, несомненно, являются колыбелью человечества.

Я мог бы привести множество примеров универсальности групповой дискуссии и сотрудничества. Общеизвестно, что дети, особенно мальчики в возрасте двенадцати и более лет, проводят время в приятельских компаниях, которые в большей степени, чем семья, завладевают их симпатиями, честолюбием и уважением.

Многие из нас могут вспомнить примеры того, когда мальчишки готовы вытерпеть несправедливость и даже жестокость, лишь бы не выдавать родителям или учителям товарищей, например во время злых проделок в школе (по этой причине трудноискоренимых). А как отточены споры, как неоспоримо общественное мнение, как высоки амбиции в таких товарищеских сообществах!

Подвижность юношеского общения — черта не только американских и английских мальчишек, поскольку опыт нашего иммигрантского населения показывает, что подростки, представляющие достаточно замкнутые культуры континентальной Европы, почти с таким же успехом формируют самоуправляемые игровые группы.

Вот почему Джейн Адамс, указывая, что "шайка" — явление почти универсальное, говорит о бесконечном обсуждении, какому подвергается каждая деталь деятельности шайки, и отмечает, что "в этих, так сказать, социальных ячейках юный гражданин учится действовать на свой собственный страх и риск".

О соседской группе скажу, что с того момента, как люди стали создавать постоянные поселения на земле, и до возникновения современных промышленных городов она играла главную роль в формировании отношений, основанных на сердечной привязанности людей.

У наших тевтонских прародителей сельская община была преобладающей сферой, где находили выражение симпатии и взаимопомощь простого народа. Онисохранили свою роль и в средневековье.

И по сей день община в сельских районах развивается именно в таком качестве. В некоторых странах мира они сохранили первозданный облик и функцию прародителя первичных отношений.

В России, где мир, или самоуправляющаяся сельская община, наряду с семьей является главной ячейкой социальной жизни, 50 млн. крестьян не мыслят развитие человеческих отношений вне такой группы.

В жизни европейцев доверительность соседских отношений вытесняется запутанной сетью формальных отношений, где близкие люди становятся чужими. Даже сельскую местность постигла та же участь. В какой мере это здоровое явление, а в какой — недуг, еще предстоит выяснить.

Наряду с этими, скажем так, универсальными типами первичного общения есть и другие, форма которых определяется характером и состоянием цивилизации. В нашем обществе люди, мало связанные местом проживания, свободно создают клубы и братства, основанные на сходстве интересов, которое со временем может перерасти в настоящую доверительность.

Подобные отношения формируются в школе и колледже, а среди мужчин и женщин складываются и благодаря профессии, например у занятых одним и тем же ремеслом или чем-то в этом роде.

Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и законченный опыт социального единства, и также в том смысле, что они не изменяются в той же степени, в какой трансформируются более сложные отношения, но формируют сравнительно устойчивый источник, из которого всегда берут начало последние.

Конечно, они не являются независимыми от общества в целом. Так, немецкая семья и немецкая школа несут на себе особенный отпечаток германского милитаризма. Явление на- поминает прилив, устремляющийся в устье реки, но не заходящий слишком далеко.

У немецкого, а тем более у русского крестьянства обнаруживаются обычаи свободного сотрудничества и обсуждения, на которые почти не оказывает влияния характер государства. Деревенская община, самоуправляющаяся, когда дело касается местных событий, и привыкшая к обсуждению, является распространенным институтом в оседлых сообществах, продолжателем автономии, прежде существовавшей в клане. "Именно человек создает монархии и устанавливает республики, но община, кажется, произошла от руки самого Господа".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.045 с.)