ТОП 10:

ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ



 

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, несносными. Что они собой представляют?

Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертации валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве; крещения и исповеди в православии; инквизиции, монашества, епископата и т.д., относящихся к основному институту религии.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д.

Внутри института семьи и брака (а сюда же входит и система родства) ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т.д.

Сделаем вывод:задачи главных институтов осуществляются через функционирование неглавных, не основных: это частные социальные практики либо обычаи.

В отличие от основного института не основной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т.Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству [4].

Общая черта тех и других — выполняемые функции. Функциейсоциального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть, слово "функционирование" применительно к социологии означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией.К примеру, функция (задача) института образования— готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают.

Еще в 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. В чем конкретно он выражается, понятно: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Подумайте о них сами.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и не основных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.

К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.

Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны.

Так, функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.

К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата. Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.

 

 

Сделаем вывод:социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: СТАТУСЫ И РОЛИ

Вводные замечания.

 

В этой главе мы перейдем к более подробному рассмотрению того, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. Поэтому придется запомнить такие, возможно, новые для вас понятия, как социальное взаимодействие (интеракция), социальное действие, социальные отношения, статусы и роли. Последние, как мы уже договорились, являются первокирпичиками социологии и в совокупности составляют социальную структуру общества.

Социальная структура.

Социальная структура —анатомический скелет общества. Подструктурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.

Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов. Итак, начнем с понятия социального взаимодействия, чтобы затем перейти от него к статусам и ролям.

Социальные статусы.

Социальный статус —определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" имеет смысл только по отношению к статусу "ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Оннаделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить следующее:

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором(это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусомименуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус —положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусомназывают положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемымназывается

статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Правда, известны ситуации, при которых статус является приписываемым, но не биологически прирожденным. Таков статус принца — члена королевской семьи, который со временем может превратиться в статус короля.

К прирожденному статусу относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе негр — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В США негры — меньшинство, и долгое время они подвергались политической и социальной дискриминации. А в ЮАР, где, как и на Кубе, негры составляют большую часть населения, в период апартеида их права ущемлялись почти так же, как в США.

Таким образом, негр — не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т. д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками в законе. Теща — это мать в законе, тесть — отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестных отца и матери — достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщимсказанное: статус — позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

ВСЕЛЕННАЯ СТАТУСОВ

Перечисленным выше совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, не основных статусов.Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Онивообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно же, нет.

Итак, обобщим:у человека существуют основные (они определяют главное в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существен- но отличаются от вторых.

 

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом —постоянным или временным, основным или не основным — стоит большая социальная группалибо социальная категория. Основные статусы (православные, консерваторы, инженеры, мужчины) образуют реальные группы. Неосновные статусы (все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители не основных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они — типичный объект статистики.

НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ

 

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:

1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье),

2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству и т.д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом.Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой)и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). Издесь место человека выражают тем же термином "ранг".

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет также обладателем высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины скорее всего вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах руководителя отдела. Принято считать, что женщины — плохие руководители. Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра.

Итак, сделаем вывод:некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие — в противоречии. Это называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий — в другой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.01 с.)