Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. Р. Гусева кастовый строй индии

Поиск

 

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют все ритуалы и церемонии, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые — погребению) — все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Касты возникали в то время, когда еще не было городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне был один горшечник. И один кузнец. А в больших соленьях горшечники составляли целую улицу. И плотники. И кузнецы — изготовители металлической посуды. И ткачи. И красильщики тканей. И ювелиры. И кожевники. И мусорщики. И брадобреи — они же массажисты и свахи. И все те, без чьего ремесла и умения не проживут ни пахари, ни торговцы, ни учителя, ни жрецы брах маны.

Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи из высоких каст, то и ремесленник считается членом более высокой подкасты — группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить взаимной поруки связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят — выборное правление касты — и привлекал виновных к самой строгой ответственности.

Тесные производственные связи в течение многих сотен лет служили основой материальной и духовной жизни любого поселения. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения каждого человека, регулируют его поступки и даже чувства. Человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы. Один из них — закон внутрибрачия — гласит: только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты. Только она может стать твоей женой и матерью твоих детей. Действительно, редкая семья возьмет в жены юноше девушку из другой касты.

Свыше двух тысяч каст существует в Индии. Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высокие не должны общаться с низкими — ни есть вместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Одни обертывают бедра широкой полосой ткани, ниспадающей до лодыжек, у других она не должна прикрывать колени. Женщины одних каст должны драпировать свое тело в полосу ткани не меньше девяти метров, тогда как для других женщин предел — пять метров. Одни- могли пользоваться зонтом, другие не имели на это права и т.д.

Характер жилища, пищи, даже сосудов для ее приготовления — все определено, все предписано, все изучено с детства. Вот почему в Индии очень трудно выдать себя за члена какой-нибудь другой касты — такое самозванство будет немедленно разоблачено. Самым страшным наказанием было исключение из касты. Отверженного не принимали и в другие касты. Общество отказывалось пользоваться продукцией его рук и давать взамен свою продукцию, общество не брало в жены его дочерей и не отдавало своих за его сыновей, оно лишало его права пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, навозом от своего скота. Лишенный всего и отторгнутый всеми, потерявший унаследованное отделов и прадедов, человек должен был или убить себя, или скатиться на социальное дно — в общество неприкасаемых.

Даже неприкасаемые, из века в век выполнявшие самую грязную работу, жестоко подавляемые и эксплуатируемые членами более высоких каст, те неприкасаемые, которых унижали и которыми брезговали как чем-то нечистым,— они все же считались членами кастового общества. У них была своя дхарма, они могли гордиться приверженностью к ее правилам и поддерживали свои давно узаконенные производственные связи. У них было свое вполне определенное кастовое лицо и свое вполне определенное место — пусть в самых нижних слоях этого многослойного улья.

Но отверженный кастой не имел и этого. Он целиком зависел от милости панчаят низших каст — примут его в состав своей касты или нет. И даже будучи принятым, он всю жизнь должен был страдать от своего неумения делать их работу, от своей непривычки жить их жизнью, есть и одеваться, как они, от тяжкого унижения при необходимости заключать с ними браки для своего потомства. Многие отверженные так и оставались жить вне всяких каст, законов и правил. Они стояли еще ниже неприкасаемых. Нищенство становилось уделом большинства из них.

Связывая людей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столетий, существуя в себе и для себя в ритме, который не нарушался ни сменой правителей, ни расцветом и падением царств. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядочен- ность и смысл жизни бесчисленным его обитателям.

К этому еще прибавляется психический фактор — кастовое самосознание. Каждый твердо знает свое место в обществе, свое социальное гнездо. Низкое или высокое, плохое или хорошее, оно принадлежит ему по праву, по самому неотьемлемому из прав. Будучи членом определенной касты, он безоговорочно располагает целым рядом прав. И тоже неотьемлемых. И знает, что в случае нарушения кем-нибудь его прав он может обратиться за поддержкой к кастовому панчаяту и члены панчаята вступятся за него.

Он твердо знает, как должен относиться к членам всех других каст, и это отношение становится с пяти — шестилетнего возраста естественным, как дыхание. Все это "атмосфера". И предмет гордости. Любой индиец знает, что общество никогда не покушалось на его кастовые права, что здесь он располагает любыми гарантиями, если только сам не нарушает законов касты. И, как это ни парадоксально звучит, члены даже самых низких каст действительно гордятся своей принадлежностью к касте, определенностью своего положения, своим правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие во всех семейных праздниках и событиях и правом своего участия в делах каждого другого члена касты.

В мире могло происходить все что угодно, но неизменно члены земледельческих каст обрабатывали землю и снабжали всю сельскую общину зерном; члены скотоводческих каст разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; члены ремесленных каст изготовляли в обмен на их продукцию утварь, одежду, украшения; члены низких каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех, брили и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Так существовал и функционировал в Индии кастовый строй — основа основ жизни ее общества. Казалось, нет такой силы, которая способна изменить что-либо в его устоях, подорвать незыблемую самодовлеющую структуру. Но такая сила нашлась. Ею оказался капитализм. Рынок не считается с кастовой принадлежностью поставщиков товаров- и ремесленники индийских сел и городов получили возможность сбывать свою продукцию в обход древних традиций. Точно так же и предприятие не учитывает касту пролетария, становящегося к станку, и те, кого не могло прокормить наследственное ремесло, те, чьим делом в кастовом обществе был тяжелый и унизительный труд, или те, кто ли- шился касты, впервые сами получили возможность наняться туда, где нужны рабочие руки и где не спрашивают о принадлежности к касте.

Капиталистический город, наполненный кипением деловой жизни, забывает о том, что одни прохожие оскверняют своим прикосновением других в густой толпе, он не может отказать этим "оскверняющим" в праве занять место в транспорте, покупать в его магазинах, ходить в его кинематографы, отдыхать на скамейках его парков. Но вместе с капитализмом в жизнь каст вошли новые явления, способствующие их сохранению. Применяясь к классовой структуре нового общества, касты стали на путь укрепления межкастовых, так сказать, видовых связей, т.е. связей между близки- ми по профессии кастами и группами, входящими в состав того или иного класса капиталистического общества.

Задание 1

Используйте доступную историческую литературу и опишите:

1. Образ жизни рабов в Древней Греции.

2. Источники пополнения рабов в античном мире. 3. Положение рабов — холопов в Древней Руси.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.91 (0.011 с.)