Феральные люди: унаследованное и приобретенное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феральные люди: унаследованное и приобретенное



 

Есть такие настойчивые люди — их называют социобиологами, которые только и делают, что ищут сходство между людьми и животными. Их усилиями у первых, кажется, уже не осталось ничего такого, чего не было бы у вторых. Животные, оказывается, умеют любить, дружить, создавать семью, приходить на помощь друг другу, сотрудничать и образовывать сообщества, быть альтруистами, раздражаться

Но вот чего не удалось им обнаружить, так это социализации. В зачаточной форме обучение "правилам жизни" существует у обезьян или волков. Но передачи смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Хотя известны многочисленные случаи привязанности между различными видами животных, например между кошками и цыплятами, но только представители одного вида могут обучать друг друга правилам жизни".

Однако широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. (Подобный образ описан Р.Киплингом в "Маугли".) Когда их обнаруживали, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смоли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют фекальными людьми. Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом ' раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т.е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно его обнюхивали, испытывая жажду,' облизывали зубы. Вернувшись в общество, т.е. к представителям своего вида, "фералы" не стали полноправными социальными существами.

И еще одна особенность межвидового обучения. Человеческие детеныши стоят на более высокой эволюционной ступени, нежели их воспитатели — волки. Стало быть, представители низших видов могут "перевоспитать" представителей высших. А наоборот? Сколько ученые ни бились с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, на что способен пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо, обучение — простейший базовый элемент социализации — имеет одно эволюционное направление.

Замечена еще одна особенность этого процесса. Передавать "правила жизни" могут только старшие младшим, но не наоборот. Так во всяком случае у животных. А у человека? Ха протяжении всей истории обучение было одно- направленным процессом. Но в современном обществе обучение превратилось в двунаправленный процесс.

В самом деле, старшие сегодня многому учатся у молодых. Наша страна в считанные годы перешла к рыночному обществу, а старшее поколение привыкло жить по старинке. Ему трудно принять новые ценности, правила поведения, убеждения. Накопленные знания, ставшие привычкой, инертны. А молодое поколение, свободное от груза "предрассудков" (это слово имеет, конечно, относительный смысл — относительно данного времени, но не прошлого), быстро приспособилось к новой жизни. И теперь уже оно поучает родителей тому, как надо "делать деньги" и "крутиться в жизни".

Таким образом, процесс обучения — простейшая форма социализации — носит универсальный эволюционный характер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое наследство вида.

У человека все иначе. Он становится человеком не потому только, что произошел от человеческого существа, но потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. "Фералы" не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У "своих" человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому. Они-то и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу — человеческая культура.

Итак, запомним два важных положения: Культура — это то, что осваивается человеком в процессе социализации.

Социализация — это то, как усваивается человеком культура.

Вывод: социализация — специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма — обучение. Последнее принимает внутри- и межвидовую форму, а социализация — только внутривидовую. Раньше социализация была однонаправленным процессом (от старших к младшим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности.

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕГО "Я"

Вводные замечания

 

Как уже говорилось, социализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физикофизи- ологический процесс укрепления организма человека так- же в подростковом и юношеском возрасте).

Таким образом, мы рассмотрим широкий круг вопросов, связанных со становлением социального "Я", эволюционными этапами и хронологическими рамками социализации, коснемся того, как влияют на нас агенты и институты социализации. А завершим обзор вопросами де- и ресоциализации.

2.2. Становление социального "Я"

 

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" другую, называется становлением социального "Я".

Об уникальности человеческого существа мы уже говорили. Но вот еще характерный штрих.

Человеческим детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище". Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь

процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

У большинства взрослых есть свой "социальный дом" — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта' и права 'голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей 'и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.

У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное "Я" и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего "Я". Он не знает границ между собой и не собой, между "Я" и "не-Я". Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем навыками к сложной деятельности (рисованию, познанию, труду), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса, а именно осознания своего "Я"

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего "Я" для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни?

Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального "Я": сквозь индивидуальность уже "проклевывается" личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. Их попросту нет.

Итак, мы можем сделать выводы: содержание процесса становления социального "Я" — взаимодействие с себе подобными: предназначение этого процесса — поиск своего социального места. Результат процесса — зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего "Я", б) осмысление своего "Я". На этом завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент — обретение самостоятельности.

Осознание и осмысление своего "Я" — два разных момента. Второй совпадает с постановкой "философских" вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего "Я" происходит гораздо раньше.

Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем ("Коля хочет пить") и с трудом переходит к личному местоимению "Я хочу пить". Понятие о своем "Я"развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть другим, как и самим собой [3, с.164]. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я" (self). Впервые этот процесс описал Ч.Кули, с теорией "зеркального Я" которого вы познакомитесь в Приложении.

Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы "смотримся" для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. 1 И происходит такое постоянно, всю жизнь.

Наше "Я" — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.

Но это специфический процесс, он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше "Я" обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что "Я" не сводится 'к сумме психических процессов (они — то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией "Я" выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, сделаем вывод: становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального "Я™ происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

 

Процесс социализации

 

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня — не." только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения— школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации?

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин "освоение", а не "обучение". Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Социализация объясняет то, каким образом человек из а существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции.

Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы, но одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.164.147 (0.022 с.)