Интервьюирование и наблюдение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервьюирование и наблюдение



 

Слово "интервью" происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Ученый или журналист узнает точку зрения, взгляды, мнения человека, которого он считает носителем ценной информации.

Обычную беседу нельзя считать "интервью" — она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнения- ми между двумя или более людьми. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.

Обычно интервью происходит между двумя людьми— интервьюером (ученым) и опрашиваемым (интервьюируемым). Выделяют два основных вида интервью — свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме напоминают анкету с закрытыми вопросами, которые произносятся вслух). Интервью бывает также диагностическим. Оно используется психиатром для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства или симптомы болезни. Интервью называется клиническим, если оно используется как метод терапевтической беседы с пациентами с целью оказать ему психологическую по- мощь, например избавиться от навязчивой идеи. В подобной беседе психолог интересуется уже не только явным, но и скрываемым содержанием мыслей. Допустим, тон, записки, оговорки, жесты, способны многое подсказать о реальном поведении пациента.

Цена непосредственных реакций индивида для социологии сейчас сильно возрастает. Сторонники так называемой радикальной микросоциологии не удовлетворяются традиционным интервью. В качестве источников достоверной информации они отбирают естественные беседы и разговоры, фиксированные с помощью аудио- и видеозаписывающей техники. Современная аппаратура позволяет регистрировать то, что пропускает или не учитывает обычный интервьюер, Это эмоциональный тон беседы, ее темп и ритм, позы и жесты людей.

Микросоциологи убеждены, что самое достоверное в человеческом поведении — это спонтанные действия, а самая надежная информация — полученная из первых рук. Объект изучения они называют микрособытиями. Таково, по определению Р.Коллинза, реальное взаимодействие людей, разворачивающееся в "секундной зоне".

В то время как социологическая анкета в сжатые сроки может дать эскиз общественного мнения нескольких тысяч человек, интервью является не массовым, а индивидуальным методом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.

Характерная черта интервью — доверительная обстановка. В социологическом опросе она не так важна, ведь анкета — безличный документ. Она дает статистически средние данные. Но интервью глубоко персонально. По ходу беседы ученый меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задает новые, выясняет подробности, которые раньше мог и не знать. Впечатляющим примером применения интервью являются знаменитые Хоторнские эксперименты, состоявшиеся в США в 1927— 1932 годах. Группа гарвардских психологов и социологов во главе с Элтоном Мэйо опросили 20 тыс. респондентов. Цель интервьюирования — обнаружить скрытые факторы сознательного ограничения нормы выработки. Люди могли, но не хотели выполнять задание на 100 процентов. Когда выяснилось, что материальные факторы — освещение, паузы отдыха и зарплата — не влияют на производительность труда, ученые обратились к глубинному интервью. Было установлено, что причиной является "тонкая структура" межличностных отношений в малой группе. Любой рабочий свободно мог выполнить задание, но не делал этого, боясь, что администрация срежет расценки. Возникал групповой сговор, защищавший людей от произвола начальства. "Договорные нормы" уважались рабочими как единственный закон поведения. Никакая анкета не могла обнаружить то, что респонденты намеренно скрывали от ученых. Только глубинное интервью, доверительная беседа приоткрыли занавес над тщательно скрываемой тайной.

Хоторнские интервью отличались продуманной программой и разветвленной методикой, составленной по всем правилам современной науки. Только первая фаза реализации программы длилась полгода. Интервьюеры— пятеро мужчин и две женщины — обладали высокой квалификацией. На время интервью людей освобождали от работы и, несмотря на обострение экономического кризиса в стране, гарантировали среднюю зарплату.

Накануне основного интервью вопросник тщательно пилотировался (пилотаж — пробное исследование). Продолжительность одного интервью — от 30 до 90 мин. На бланке интервью вместе с ответами на вопросы записывались жалобы рабочих на условия труда. Всего их было собрано около 80 тыс. Пример записи жалобы: "дверь в подсобное помещение плохо закрывается" или "после работы я очень устаю". Все ответы или жалобы кодировались, после чего подвергались математической обработке.

Если бы ученые ограничились формальной анкетой, многое в поведении людей осталось бы неизвестным. В жалобе фиксировались внешние признаки недовольства, но не его причины. К примеру, интервьюируемый накануне поссорился с женой, а утром, явившись на работу, выразил недовольство жарой и вентиляцией. Другой жаловался на то, что платят мало. Хотя два дня назад его все устраивало. Оказывается, жену госпитализировали, а платить за лечение нечем. И опять же помочь могло только глубинное интервью.

Э. Мэйо позаботился о том, чтобы создать в беседе атмосферу доверительности. Она достигалась благодаря психологическому расслаблению, непринужденному разговору в уютной комнате. Второй способ преодоления сопротивления рабочих и получения достоверной информации заключается в особой технике конструирования вопросника. Мэйо и его коллеги (Ротлисбергер, Диксон и Уорнер) придерживались правил непрямого интервью и применяли довольно утонченную психологическую процедуру беседы. Во многом она базировалась на идеях З.Фрейда. В "Инструкции" сообщалось о том, что интервьюеры: 1) должны слушать не только то, что человек хочет сказать, но и то, что он не хочет или не может говорить без посторонней помощи; 2) не должны интерпретировать все, что услышат или увидят, в одном и том же психологическом ключе (человек часто говорит нечто только потому, что хочет понравиться ученому или просто устал); 3) не должны трактовать неправильный ответ как ошибку, а правильный — как точный факт.

Благодаря продуманной методике ученые открыли много удивительного в поведении людей. В частности, обнаружилось расхождение между тем, что человек думает, и тем, что он говорит. Искусство непрямого интервью в том и состоит, что ответы интерпретируются не как голые факты, а как некие симптомы, совокупность которых постепенно раскрывает картину объективного состояния человека. Ученые придержи вались правила: надо выявить лишь то, что стремился сказать сам интервьюируемый, незаметно направляя его внимание. Бессмысленно навязывать тему, которая ему не интересна. В анкетировании же социолог поступает именно так: он задает нужные ему, а не респонденту вопросы. Такова фундаментальная ограниченность анкетирования. Согласно логике научного исследования, интервью применяется в самом начале, когда ученый не знаком с ситуацией. Напротив, анкета необходима на завершающем этапе, когда сформулирована общая модель и возникает потребность прояснить ее детали. Таким образом, интервью — поисковый инструмент, а анкета — средство доказательства.

Особенно урожайным на открытие новых фактов в поведении людей считается метод наблюдения. Ученый регистрирует события, очевидцем которых он оказался. Если подобная регистрация производится "со стороны", когда исследователь не вмешивается в изучаемый процесс, то наблюдение считается невключенным. Напротив, когда ученый имитирует вхождение в. социальную среду адаптируется к ней и анализирует события "изнутри",. наблюдение называется включенным или участвующим.

Пример невключенного наблюдения — изучение общих собраний. В специальной карточке наблюдения социолог фиксирует поведение докладчика и реакции аудитории, скажем, одобрительные или неодобрительные реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д. Обобщая данные, он регистрирует количество проявлений поведенческих реакций, а так- же их интенсивность (силу проявления).

Невключенные наблюдения достаточно широко распространены в этнографии, социологии, демографии, социальной психологии, экономике. Гораздо реже встречается включенное наблюдение, хотя оно является наиболее интересным способом получения информации.

Участвующее наблюдение называют еще исследованием "в маске". Социолог или психолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито устраивается на завод и в течение нескольких месяцев проходит производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим. Втайне от других он регистрирует все, что видит. В неконтролируемом, или нестандартном, наблюдении применяется лишь общий принципиальный план. Оно не дает информации о тенденциях и закономерностях событий. Подобно интервью, оно служит лишь подготовительным этапом в социологическом исследовании. Иное дело контролируемое наблюдение. Оно имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. А предпосылкой к такому анализу вполне могут служить результаты неконтролируемого наблюдения.

Социологический практикум

Гипотезы — один из главных элементов социологического исследования. В концентрированной форме они выражают суть научного мышления, а формирование социологического мышления — основа социологического образования.

Постановке гипотез можно научиться. Их источником служит не только теоретическое знание, но и жизненный опыт.

Используйте его, оглянитесь на окружающую вас действительность и попытайтесь сформулировать гипотезы о самых привычных, знакомых вам явлениях. Ниже приведены некоторые суждения, в скобках указан характер связи. Превратите их в гипотезы и придумайте новые. Найдите способ, как их проверить. Пусть это будет самый простой — опрос своих товарищей. Для начальных шагов этого достаточно.

1. Чем хуже одет человек, тем (ниже, выше) его социальное положение.

2. Чем комфортабельнее квартира, тем (дороже, дешевле) она стоит на рынке недвижимости.

3. Чем строже законы и нормы, тем (больше, меньше) порядка в обществе. 4. 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.007 с.)