ФОРМЫ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОТЕСТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФОРМЫ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОТЕСТА



 

Если сопротивление —это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест —активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

• открытый пассивный Протест(невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

• скрытый Пассивный Протест(подстрекательство к со- противлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

• открытый активный Протест(митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

• скрытый активный Протести сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Демонстрации являются формой протеста. Демонстрация —временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального раз- решения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов.

Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 80-х годов вызнала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 тыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.

Типология социальных движений

 

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления социальным изменениям.

Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.

Большинство людей участвуют в движениях не прямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце ХХ века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются на международном уровне. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение "Демократическая Россия", сформировавшееся в конце 80-х годов; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б.Н.Ельцина. В борьбе за власть "Демократическая Россия" использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, "народные фронты" в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.

Регрессивные движениявыступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше. были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после "августовской революции", уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивным можно назвать "Национальный фронт трудящихся", так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движениям нельзя отнести "Память", так как она отстаивает то, чего не было при социализме.

Утопические движениявыступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движение зеленых, движение "Лонга май", движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771— 1858) основал опытные коммунистические колонии в США ("Новая Гармония") и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

ДОНОЛНИТЕЛБНОЕ ЧТЕНИЕ

Дж. Бизани, М Бизани СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Социология — научное изучение человеческих отношений. Это дисциплина или область исследования, которая отличается кругом интересов, понятиями и процедурами. Социологи сконцентрированы на людях в группах и на их отношениях друг с другом, так же как на отношениях одной группы к другой, включая большие, особенно группу, называемую обществом. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в общество. Он пытается найти ответ на вопросы в терминах того, что уже известно в его области, т. е. в терминах совокупности понятий и теорий, а также совокупности знаний, которые получены благодаря исследованию. Он обучен таким методам, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным. Но кроме того, это философский и гуманистический подход.

Почему социологи сосредоточиваются на группах и отношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? По- тому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны изучаться в собственных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается нечто новое. Точно так же получается нечто новое, когда люди собираются вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия Б, оно представляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или невозможно предсказать, имея сведения лишь об изолированных индивидах.

Любое взаимодействие является зерном для помола социологической муки. Социолог интересуется его бесконечным разнообразием: тем, как ведут себя священники и проститутки, солдаты и ученые, посетители ресторанов или маленькие девочки, играющие в мяч. Питер Бергер в своей книге "Приглашение к социологии" писал: "Когда- нибудь мы скажем, что социолог (т. е. тот, кого мы с удовольствием пригласим в нашу игру) это личность, которая активно и постоянно интересуется тем, что и как делают люди. Его естественный интерес направлен на всех людей, собирающихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может интересоваться множеством других вещей, но его основной интерес направлен на мир людей — созданные ими институты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и страсти".

СТАТУС СОЦИОЛОГИИ

 

Социология, говорил Роберт Мертон, является совершенно новой наукой с "очень древним предметом исследования". Философы, теологи, писатели и художники очень много рассказали нам о человеческих отношениях, Но до тех пор, пока не появился научный метод исследования, не было науки об обществе. Француз О.Конт (1798 — 1857) был первым, кто понял это и присвоил имя "социология" научному исследованию общества. Первым практикующим социологом и, следовательно, основателем практической социологии был другой француз Э. Дюркгейм (1858 — 1917).

Немец В. Вебер (1864 — 1920) разработал ряд базисных теорий, которые послужили фундаментом современной социологии. Социология — международное поле приложения усилий. Представители многих стран участвуют во многих конференциях, и на многих языках издаются профессиональные журналы. Наибольшее развитие тем не менее социология получила в США. Еще в начале ХХ века, когда быстрые социальные изменения в результате индустриализации и урбанизации создали массу новых социальных проблем, социологи проявили себя как реформисты, верившие, что понимание законов социальной эволюции поможет им построить лучший мир. После первой мировой войны пионеры социальной психологии, такие как Джорж Герберт Мид и Чарльз Хортон Кули, заложили базис современной теории. Чикагский университет, во главе с профессорами Робертом Парком и Эрнестом Берджессом, проложил путь для гуманистической экологии и социологии города. Таким образом, акцент сместился с проблем на структуры человеческого поведения.

Великая экономическая депрессия и вторая мировая война привели к быстрому росту социологии. Почти все университеты сегодня включают факультеты социологии. Многие фирмы, общественные и частные, нанимают социологов для проведения исследований и консультирования по ряду очень специфических проблем. Социологи работают и в зарубежных про- граммах, осуществляя обмен научными результатами и личными визитами. Конвенция американской социологической ассоциации 1968 г. включала 77 сессий и 10 самостоятельных "дискуссионных столов".

СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социология — одна из социальных, или поведенческих, наук, и как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства) — с другой. Все социальные науки — антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука — имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга. Категория "поведенческой науки" включает антропологию, социологию и психологию минус такие специализированные подобласти, как психофизиологии, археология, техническая лингвистика и значительная часть физической антропологии, плюс социальная география, часть психиатрии, поведенческие разделы экономики, политическая наука и правоведение.

Из всех областей по крайней мере две больше других имеют общую точку приложения сил — антропология и социология. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам, как это доказали в своих классических исследованиях Роберт и Хелен Линз; изучившие индейские сообщества и написавшие основополагающие книги "Средний город" (1929) и "Средний город в развитии" (1937). Бесценный вклад антропологии заключается в понятии "культура". Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма — привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.

Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от "техноцентризма", неизмеряемого и по большей части бессознательного принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды, либо критерия, на основании которого они оцениваются. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории, но он должен помнить, что история есть, с одной стороны, искусство, а с другой— социальная наука. Историк отбирает и выстраивает факты в соответствии с тем, что он подбирает только надежные данные, тем не менее он имеет дело, по определению, с прошлым поведением и уникальными событиями. Поэтому он не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках. История дает ученому, изучающему человеческое поведение, такое видение мира, которое он не может получить из других наук.

Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии — области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии, — объектом исследования выступает индивид в группе, Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие "Я" ("Self"), которое

 

 

 

обозначает личность, социализированную человеческой группой.

Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.

 

НАУЧНЫМ ПОДХОД К ЗНАНИЯМ

 

Что мы подразумеваем, когда называем социологию наукой? Наука в точном смысле есть систематически накапливаемое и организованное знание, включающее набор логически взаимосвязанных положений. В широком смысле наука является совокупностью методов, которые ведут к получению систематического знания о том, как функционируют вещи. Когда научный метод применяется в исследовании поведения людей в группах, его результатом служит совокупность знаний, называемых социологией. Цель науки — научная истина. Ученый стремится изучить, объяснить и предсказать. Он ищет взаимосвязь различных факторов. "Если это произошло, то что из него следует?" — спрашивает ученый. В течение многих столетий сочинения Аристотеля служили единственным источником знаний о естественном мире. До тех пор, пока научный дух не стал идеалом, люди прозябали в бесплодных дискуссиях. Новые знания они получали не из эмпирических исследований, а при помощи внутреннего усмотрения, откровения и того, что называлось интуицией. Другим источником знаний являлась неформальная логика. Люди обобщали или теоретизировали все это время, занимаясь поиском взаимосвязи двух или более факторов. Понимание человеческого поведения они получали главным образом от поэтов, драматургов, писателей и биографов. Однако в этих знаниях было много бессмыслицы. Несистематический метод изучения имеет ряд недостатков. Во-первых, он приводит людей к убеждению в том, чего не должно быть или на самом деле не было. Пауль Лазарсфельд изучил смыслом:

1.Люди с более высоким уровнем образования выказывали больше приверженность американских военных к военной жизни в период второй мировой войны. Он установил некоторые суждения, которые подтверждались неформальной логикой или здравым психоневротических симптомов, чем те, кто имел меньший уровень образования (ментальная нестабильность в сравнении с более спокойной психологией человека с улицы чаще попадала на заметку).

2. Выходцы из деревни, как правило, обладали лучшим духом в течение их армейской жизни, чем те солдаты, которые являлись выходцами из города. (Кроме всего прочего, они были более приученными к тяжелым испытаниям.)

3. Солдаты-южане лучше переносили жаркий климат на южных островах, чем солдаты-северяне. (Разумеется, южане были более привычными к жаркой погоде.) Эти и некоторые другие "находки" кажутся нам достаточно очевидными. Однако то, что обнаружил Лазарсфельд, на самом деле полностью противоречило им. Люди с высоким уровнем образования обладали меньшим количеством невротических расстройств, чем те, у кого уровень образования был невысоким. Солдаты, выходцы из города, оказались лучше приспособленными, чем бывшие сельчане. Наконец, южане, в действительности, ничуть не лучше переносили жаркий климат, чем северяне.

Знания- получаемые при помощи здравого смысла, заключаются в том, что для многих вещей, которые "каждый знает", здравый смысл находит противоположные утверждения. Он знает, что "на расстоянии любовь возрастает", но он также знает, что "с глаз долой — из сердца вон". В результате здравый смысл впадает в противоречие с самим собой, так как об одной и той же ситуации высказываются суждения, которые не могут быть истинными в одно и то же время. Но что еще важнее, донаучные понятия чаще всего являются препятствием для научного познания. Ненаучное познание не может себя корректировать. В противоположность ему наука обладает таким качеством. Научный дух и научный метод служат гарантией от постоянного воспроизводства ошибок.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Любая наука начинается с правильно поставленных вопросов. С вопросов вообще начинается любой поиск. Мы спрашиваем, из чего состоят тела и почему они притягиваются, чему равна мощность и как работает паровая турбина. А отвечает на таким образом поставленные вопросы физик. Биолог или математик не смогут ответить на них.

Они формулируют вопросы иначе — в терминах и понятиях своей науки. Стало быть, правильно сформулированные вопросы описывают предмет данной науки, ее методы, сущность и отличие от других наук.

Социология тоже задает вопросы, причем такие, какие никогда не задал бы экономист или физик. Например:

Почему родовая знать предпочитает жениться и выходить замуж внутри своего круга?

Почему одни люди предпочитают нарушать правила, а другие — подчиняться им?

Почему образ жизни, одного класса отличается от образа жизни другого класса? Почему одни люди становятся богатыми, а другие бедными?

Что заставляет одну группу людей воевать или конфликтовать с другой?

Почему в сплоченной группе индивид достигает того, чего не мог достичь в одиночку?

Вам предоставляется возможность побыть в роли социолога, взглянуть на мир его глазами и задать социологические вопросы. Какие социологические вопросы вы задали бы?

1.__________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

ФРАГМЕНТ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.013 с.)