Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология в изменяющемся миреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В самой социологической стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах вместе взятых. Кроме того, социологию читают в 600 школах бизнеса, а это значит, что весь управленческий корпус Америки имеет социологическую подготовку. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социологии миллиарды долларов. Спрашивается — зачем это нужно американцам и окупаются ли расходы? Известно, что социология — это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. И в этом США преуспели, как ни одна страна мира. Это единственное государство, не знавшее в ХХ веке войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целя- ми, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, мало- обеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям социальных аутсайдеров. Той дорогой, которую проложили- США, сегодня движутся и другие развитые страны, достигая неизменного успеха. Так, в Японии в вузах до 70% времени отводится на изучение гуманитарных дисциплин, в том числе и социологии. В Китае тысячи студентов получили прекрасную социологическую подготовку в университетах Америки и Западной Европы. Сегодня они, став менеджерами, бизнесменами и политическими деятелями, определяют стратегию и будущее страны. А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX — начале XX века была предпринята попытка создать высокоэффективную систему социологического образования, но по ряду причин так ничего не получилось. Лишь спустя сто лет по сравнению с США, т. е. в начале 90-х годов XX века, в нашей стране стали открываться социологические кафедры и факультеты. Какую цену заплатила Россия за то, что упорно двигалась по собственному пути, игнорируя общемировые тенденции? К середине 80-х годов она получила самое жесткое из когда-либо существовавших на Земле тоталитарных обществ. А к началу 90-х годов Россия превратилась в самое нестабильное на Земле общество, потрясаемое крупномасштабными межнациональными конфликтами, вой- нами, военными переворотами, социальными революциями. В стране одна из самых неэффективных программ социальной поддержки населения, постоянный рост преступности, безработицы, моральной деградации подрастающего поколения. Возможно, потому, что наши руководители и политические лидеры не получили социологического образования, они так легко ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные экономические реформы. Непонимание социокультурного своеобразия России, законов и механизмов действия человеческого фактора, тенденций развития социальных институтов привело общество к краю пропасти.. Сегодня они отступают, провозглашая социальные цели и необходимость поддержания национальной культуры. Такова цена, которую пришлось заплатить обществу, в котором постоянно преследовалось наука, призванная научить людей законам этого общества, вооруженная практическими проектами социальной стабилизации и построения бесконфликтного будущего. Задание 2 Предмет социологии раскрывается на двух уровнях— макро и микро. Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определите, к какому уровню относятся следующие явления: Развод. Забастовка. Межнациональный конфликт. Ссора друзей. Революция. Выборы президента страны. Сокращение числа поступающих в вуз. Борьба классов. Семейный конфликт. Инфляция. Задание 3 В социологическом исследовании выборочная совокупность (те, кого следует опросить) по основным признакам должна репрезентировать генеральную (тех, кого собираются изучить). Очень важно правильно составить выборку, иначе не избежать ошибок. Ниже приведены конкретные ситуации. Надо определить, правильно ли действо- вал социолог. а) Цель исследования — проблема "дедовщины" в армии. Социолог опросил всех, кто когда-либо служил в армии. б) Цель исследования — социальная защита населения. Социолог опросил пенсионеров. в) Цель исследования — выяснение мнения подписчиков "Московского комсомольца" о своей газете. Социолог и редакция опубликовали анкету, намереваясь получить точную информацию из тех писем, которые придут по почте. Задание 4 Перепись населения дает бесценную информацию, но стоит безумно дорого. Почему? Обоснуйте свой ответ. Фрагмент Э. ДЮРКГЕЙМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
С незначительным преувеличением социологию можно назвать наукой о том, чего нет. Действительно, в природе нет жилых зданий, аэропортов, водопровода и туалета, как нет праздников, погребений, семидневной недели, диеты, украшений и многого другого, что объединяет людей и отделяет их от животных. Человеческое существо, созданное природой, с какого-то момента перестало слушаться ее законов и создало свою "природу" — социальную реальность, состоящую из социальных фактов. Это понятие впервые употребил в конце XIX века великий французский социолог Эмиль Дюркгейм, которым положено начало социологическому подходу к миру. Физик объясняет одни физические факты на основе других физических фактов. Он не имеет права объяснять электромагнитные колебания на основе биологических или психологических причин. Психолог, объясняющий эмоции, восприятия, мотивы или потребности при помощи философских, биологических или физических аргументов, в этот момент перестает быть психологом. Не так ли должен поступать социолог? Социальные факты должны объясняться при помощи других социальных фактов. Социальная мобильность, статус, роль, социальная структура и т.п. являются социальными фактами. Социальную структуру можно объяснить только через статусы и роли, но не через ссылку на психологические эмоции, философскую субстанцию или генетику человека. Э. Дюркгейм продемонстрировал эффективность своего метода на примере самоубийства. Велик соблазн объяснять количество самоубийств различием полов, рас, религий, климата или отношением к браку. Почему уровень самоубийств ниже у католиков, а не у протестантов, у женатых, а не у холостых? Дюркгейм прибегнул к понятию "социальная интеграция", описывающему степень причастности или включенности индивида в деятельность группы. Католическая община, так же как и семья, развивают чувство коллективизма, единения людей, а протестантизм культивирует в людях индивидуализм. В одиночестве человек чаще думает о самоубийстве. Современные исследования подтвердили гипотезу об охранительной функции социальных связей, таких как брак, родительство, занятость, принадлежность к общине, организации. Задание 5
Любое общество — исторически меняющаяся система. В ней то появляются, то исчезают новые социальные статусы. Выберем в качестве примера Россию. а) Составьте список профессиональных, экономических, религиозных, политических статусов, которые существо вали в XIX — начале ХХ века, но исчезли после 1917 г. б) А теперь напишите социальные статусы, которые по явились в советское время, после 1917 г. в) Наконец, сравните оба списка и составьте новый, включив в него только те социальные статусы, которые существовали в оба исторических периода. В задание можно внести игровой элемент: посоревнуйтесь в классе, у кого окажется полнее список, кто правильнее и точнее справился с заданием. Задание 6 Самостоятельно сформулируйте по 2 открытых и 2 закрытых вопроса на следующие темы: а) отношение учеников к учителю, б) отношение учителя к ученикам, в) проведение учениками своего досуга, г) отношение родителей к вашему досугу. Посоревнуйтесь с товарищами, у кого интереснее, острее и по существу дела будут вопросы. Не подходите к заданию формально. ФРАГМЕНТ КАК ЧИТАТЬ ТАБЛИЦУ
Социологи очень часто пользуются таблицами. Они служат, со одной стороны, источником данных для исследования, а с другой — способом представления результатов проведенного исследования. Таблица — очень удобный и компактный способ размещения максимальной информациина минимальной площади. Таблица — форма представления данных на основе их группирования, т.е. выделения однородных групп явлений, объектов, фактов. Так, семьи с двумя детьми и бездетные семьи составят две разные группы. Таблица представляет собой соединение горизонтальных строк и вертикальных столбцов, в которых располагаются числовые значения показателей, характеризующих изучаемый признак. Кроме чисел в таблице есть еще пояснительные тексты: общий, верхние и боковые. Общий — это название, наименование или заголовок таблицы. В краткой форме он выражает все содержание таблицы, например "Взаимосвязь удовлетворенности работой и производительности труда". Верхние тексты проясняют содержание столбцов, а боковые — содержание строк. Под таблицей размещается примечание, в котором указывается источник данных.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Известно, что опрос применяется не только в социологии. Им пользуются врачи, следователи и журналисты. И везде он является главным инструментом. Но применяется по-разному. Журналист задает совсем не те вопросы, не в той последовательности и не так, как следователь, врач или социолог. Они ставят перед собой разные задачи, стремятся достичь разных целей. Постройте специальную таблицу, где сравните четыре профессии по характеру задаваемых вопросов, адресату, логике вопросов. задаче и цели опроса.
Задание 7 Существует ли такое общество, где нет: • статусов, • классов, • неравенства, • стратификации. Задание 8 Примените признаки Э. Шилза к следующим объединениям людей: 1. Семья. 2. Школа. 3. Предприятие. 4. Банк. 5. Городской район. 6. Профсоюз. 7. Деревня. 8. Союз писателей. 9. НИИ. 10. Религиозная община. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения. Задание 9 В странах с развитым гражданским обществом люди редко общаются со своим государством. Англичане шутят, что когда они вынимают почту, то общаются с государственной почтовой службой, и когда нарушают правила движения, сталкиваются с полицейским. Но это шутка. А если серьезно, то определите, сколько раз вам приходится подобным образом общаться с нашим государством. Составьте список. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.107 (0.008 с.) |