ТОП 10:

НАБЛЮДЕНИЕ - МЕТОД ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ



2.2.1. Сущность наблюдения

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущ­ность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Пра­вильная организация чувственного познания природы обеспечи­вает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руковод­ство наблюдениями дает возможность научить дошкольников вы­делять самые различные признаки объектов природы и ориенти­роваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимо­связь растений и животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматри­вает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в про­цессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличия определенных зна­ний.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений — это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение — это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюда­телем. Но это умение, как утверждает С.Л.Рубинштейн, опирает­ся на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен 76

обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдате­ля к наблюдаемому.

Важным является вопрос о содержании наблюдений — что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов при­роды замечать. С. Л. Рубинштейн считает, что для восприятия ре­бенка во все периоды его развития могут быть доступны как це­лое, так и части. Различные формы восприятия у него обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

Эти положения имеют решающее значение для экологическо­го воспитания дошкольников — познания ими в процессе наблю­дений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюде­ний; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребен­ком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определе­ние особенностей строения растений и животных), различных про­явлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения); определение свойств и ха­рактеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, осо­бенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позво­ляет детям на основе наблюдений устанавливать связи между жи­выми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т. е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически важных знаний, которые ведут к пониманию зави­симостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошколь­ного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством рас­тений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошколь­ники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер и окраску листьев, цве­тов, плодов, стеблей. Дети также знакомятся с функциями их ор­ганов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция ли­стьев — это поглощение солнечного света (с детьми можно на­блюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок — это орган размножения, на его месте появляется плод с

ми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происхо­дит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс — при­носит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий этап, это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспита­тель стоит рядом и помогает им — словом и делом, примером и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень боль­шие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практи­ческие действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим — лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сход­ным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть обору­дование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий ребят, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности от­дает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близ­ко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов на­помнить, подсказать и помочь практически дежурным выпол­нять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, за их хорошее качество (напри­мер, за осторожность и аккуратность), за самостоятельность, уве­ренность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце дежурства он напоминает, что нужно понаблюдать секунду—другую за пове­дением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано, воспитатель подводит итог: «Как замеча­тельно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все полу­чилось. Молодцы!» Дежурство детей — даже при высоком уровне их самостоятельности — остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и при необ­ходимости приходит на помощь — это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злако­вых культур) в 2 — 3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежур­ных один раз в три дня сеет зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. В результате осуще­ствляется непрерывное проращивание зелени в холодное время года и дети приобретают уверенные навыки выращивания расте­ний из семян.

Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется орга­низация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других «экологических пространствах». При наличии комна­ты природы со старшими дошкольниками время от времени орга­низуется коллективный труд — после того, как дети обретут пер­вые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5 — 10 человек) и организует с ними совместную деятель­ность — «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопеч­ных и выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к убор­ке. При этом он сам оказывает им помощь. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная по­мощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что им мешает, а затем поливают, делают прополку.

Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становит­ся осмысленным, экологически целесообразным, если прослежи­вается зависимость'жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется по­нимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников орастениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания — мето­дом, которым обеспечивается развитие начал экологического со­знания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Контрольные вопросы

1. Что такое совместная деятельность взрослых и детей? Как и в каких
формах она осуществляется в зеленой зоне детского сада? Что в ней яв­
ляется главным?

2. Как организуется совместная деятельность в уголке природы? Как
проходит эта деятельность в группах младшего и в группах старшего до­
школьного возраста?

3. В чем заключается методика организации дежурства детей в уголке
природы? Из каких компонентов она состоит? Как она меняется на про­
тяжении учебного года?

4. Почему в процессе дежурства нужно осматривать питомцев уголка
природы и наблюдать за ними?

семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые расте­ния. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жиз­ни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезон­ная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарни­ков, появление и исчезновение травянистой растительности в теп­лое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за жи­вотными являются особенности их строения, способы функцио­нирования (разные формы поведения), компоненты среды оби­тания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, ха­рактер взаимоотношения человека с животными. Рассмотрим со­держание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, неред­ко можно увидеть белок. Гуляющие иногда их подкармливают, про­тягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.

Содержанием наблюдений за белками является:

- передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и вет­
кам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку
(как и с помощью каких органов происходит это передвижение);

- облик — части тела, особенности строения, разные характе­
ристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;

- ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам
и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, уго­
щения, гуляющих собак и пр.), т.е. как, какими действиями реа­
гируют на окружающую ситуацию;

- среда обитания — деревья леса (породы, густота произраста­
ния, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм,
другие животные леса (враги, нейтральные);

- взаимоотношения с людьми — реакция на появление отды­
хающих, их действия;

- жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окрас­
ке шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запаса­
ние кормов осенью, их поиск зимой.

Вариант 2. Белка живет в вольере в детском саду. Содержа­ние наблюдений в этом случае будет следующее:

- облик — части тела, их строение, характеристики;

- среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполня­
ющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;

- корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лап­
ками, грызет и пр.);

- передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью
каких органов);

ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, но­
вые предметы, появление людей;

- сезонные изменения во внешнем облике и поведении;

- создание и поддержание людьми необходимых условий жиз­
ни для белки, живущей в неволе.

Таким образом, содержание наблюдений — это то, что дети мо­гут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагоги­ческой организации наблюдений педагогом.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность наблюдения?

2. Что такое содержание наблюдений? Какие особенности растений и
животных могут составить содержание наблюдений с детьми?

Задание для студентов

Определите содержание возможных наблюдений в следующей ситуа­ции: в летнее время воспитатель приходит с детьми на луг, на котором густо растут клевер и ромашки, летают бабочки и пчелы.

Задание для преподавателя

Проведите со студентами практикум по наблюдению с целью форми­рования и развития умения правильно наблюдать за живыми объектами. Лучше всего это сделать на примере животных: их подвижность, разно­образные проявления и поведение четко сочетаются с морфологически­ми особенностями их тела, демонстрируют морфофункциональную при­способленность к среде обитания.

На практическом занятии используется любое животное (домашнее или прирученное), которое можно выпустить на стол, на пол или для полета в помещении. Преподаватель учит студентов выделять в наблюде­нии три последовательные позиции: 1) замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным; 2) интерпретировать эти действия — правильно понимать то, что они означают, и через них определять со­стояние животного; 3) на основе увиденного обозначать адекватное по­ведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т.е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).

Например, педагог выпускает на стол кошку, которая сначала огля­дывает все вокруг себя, обнюхивает край стола, а затем спрыгивает на пол, бежит к двери, останавливается около нее и оглядывается на пре­подавателя. Эту ситуацию в трех позициях можно представить следую­щим образом.

1. Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голо­ву влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола,

смотрит вниз, нюхает стол, шевелит усами, прыгает вниз, бежит к две­ри (она закрыта), останавливается, поднимает хвост, оглядывается и смотрит на преподавателя.

2. Интерпретация поведения: кошка, оглядываясь и обню­
хивая стол, ориентируется в новом месте, знакомится с ним. Это новое
место ей не нравится, вызывает у нее легкую тревогу — она хочет его
покинуть.

3. Нужная (педагогически целесообразная) реакция
наблюдателя: животное встревожено, поэтому его надо успокоить:
взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровож­
дая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией.

Организуя практикум, преподаватель заранее просит студентов под­готовить страницу тетради для протоколирования — разделить ее на три вертикальные колонки, в которых они будут делать записи в соответ­ствии с тремя позициями. Также он обращается с просьбой во время наблюдения соблюдать полную тишину, ничего не произносить вслух и не комментировать, а только заполнять первую колонку (действия жи­вотного). По окончании наблюдения преподаватель дает время (2 — 3 ми­нуты), чтобы студенты заполнили вторую и третью колонки (дали ин­терпретацию поведения животного и определили правильную реакцию на него человека). Затем педагог просит 3 — 4 студентов зачитать свои протоколы, все слушают, обсуждают и анализируют их, после чего пре­подаватель создает новую ситуацию для наблюдения. В наблюдения мож­но включать различные предметы, которые обязательно спровоцируют другие реакции и формы поведения животного (кошке, например, дать разную еду, бумажный бантик, шарик, трубочку и т.д.). Это позволит потренировать студентов в умении правильно наблюдать и реагировать на поведение животного.

2.2.2. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организа­ционно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпе­чаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у де­тей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитате­лях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педаго-

гической работы, как циклы наблюдений, которые осуществля­ются не на занятиях, а в различные режимные моменты повсе­дневной жизни.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из на­блюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблю­дения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функциони­ровании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувствен­ным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществ­ляется распределение всего объема знаний на «порции», что обес­печивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое по­следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одно­временно уточнять и расширять сложившиеся представления. До­стоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на до­статочно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одно­му и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у

дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, ко­торые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И наконец, проведе­ние цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режим­ные моменты экономит время для занятий и делает работу с деть­ми разнообразной.

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников). Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?

Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее на­звание; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его воспри­ятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней. Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Пока-[ зать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэто­му она хорошо себя чувствует, не болеет.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.012 с.)