ТОП 10:

Определение развивающей экологической среды



Биоцентрический подход к методике экологического воспита­ния дошкольников, ориентировка на биоэкологии ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных усло­вий, главной особенностью которых является привнесение объек­тов живой природы в предметное окружение ребенка, в простран­ство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и жи­вотного мира на участке детского сада, правильная — с экологи­ческой точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологичес­кую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности мо­гут выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стер­жнем экологической культуры, строится на понимании связи ра­стений и животных с внешними условиями, их приспособленно­сти к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естествен­ных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отно­шения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возра­ста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, позна­нию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологи­ческой среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвое­ние работниками дошкольных учреждений экологического под­хода к жизни растений и животных и особенностей методики эко­логического воспитания детей.

Особенностями методики экологического воспитания дошколь­ников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюде­ние и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание при­роды (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет вто­ростепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) ус­ловиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организ­мов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду — это, прежде всего конк­ретные, отдельно взятые животные и растения, которые посто­янно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотруд­ники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внеш­ней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопусти­мы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуе­мые в своем поведении животные);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные —

это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспита­теля много времени, сил и внимания).

Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встре­чаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначен­ным требованиям. Экологические сведения о любых других пред­ставителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внеш­ней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным
элементам среды обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия,
обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного),
его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Контрольные вопросы

1. Что такое развивающая экологическая среда в ДОУ?

2. Каковы главные (критериальные) положения, на основе которых
создается экологическая среда в дошкольном учреждении?

3. Почему предлагаемая экологическая среда может быть названа раз­вивающей?

2.1.2. Экологический подход к содержанию животных в детском саду

Экологически правильное содержание животных — это созда­ние для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); осна­щение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответству­ющей атрибутикой из природного материала; создание необходи­мого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие усло­вия являются наиболее гуманным способом содержания живот­ных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В них животные активны, поэтому можно организовать наблюде­ния разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвиже­ния, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездо-строение идр.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.006 с.)