НАУЧНАЯ ОСНОВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАУЧНАЯ ОСНОВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ



Николаева С. Н.

Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб.— М.: Издательский центр «Академия»

В пособии, написанном в соответствии с авторской концепцией эко­логического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и ме­тоды, конкретные педагогические технологии эколого-воспитательной ра­боты с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется лич­ностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Книга может быть полезна также студентам дошкольных факультетов педвузов, воспитателям детских садов.

 

© Николаева С.Н., 2005

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2005


ПРЕДИСЛОВИЕ

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухуд­шения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические про­блемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в Рос­сии — свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудше­нии здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продукта­ми, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое. Каж­дому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два по­следних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых по­нятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мыш­ление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», и в том числе понятия «экологическое воспитание дошкольников». В последнее время осуществляется поиск эффек­тивных методов экологического образования, создаются техноло­гии обучения и воспитания детей и молодежи.

Это пособие — это авторский взгляд на проблему экологичес­кого воспитания детей дошкольного возраста, который сложился в результате длительных (более 30 лет) исследований и постоянной их апробации на практике в детских садах России. Оно снаб­жено приложениями, в которых представлены Концепция эколо­гического воспитания детей дошкольного возраста и программа «Юный эколог».

Новый вариант пособия содержит рисунки, которые существен­но дополняют текст и делают методику наглядной и доступной для студентов. В данное издание включены новые разделы: «Про­граммы экологического воспитания дошкольников», «Экологи­ческое воспитание детей в повседневной жизни», «Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе», а также аннотиро­ванный список литературы для студентов и преподавателей.

Новое издание проиллюстрировано текстом поэмы французс­кого поэта XVIII в. Жака Делиля «Сады»1. Фрагменты поэмы вклю­чены в разные, подходящие по содержанию, части пособия. Пре­красные стихи, воспевающие красоту природы одного из уголков нашей планеты, без сомнения окажут влияние на развитие экологического сознания будущих воспитателей маленьких детей.

В целом учебное пособие соответствует стандарту «Методики экологического образования» для обучения студентов на дошколь­ном отделении педагогических колледжей.1 Цит. по: Делиль Жак. Сады. / Пер. с фр. И.Я. Шафаренко; Сост. Н.А.Жирмун­ская, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, И.Я.Шафаренко. — (Сер. «Литературные па­мятники»). — Л., 1988.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового на­правления. Они определяют его цели, задачи, содержание, фор­мы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возра­ста, провозгласившая новый — личностно ориентированный — подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников (Прило­жение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она по­зволяет определять перспективы его развития, создавать конкрет­ные программы и технологии, организовывать практическую дея­тельность различных дошкольных учреждений.

Задание

Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошколь­ного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам.

1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие веду­щие идеи они в себе несут?

2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем
заключается его содержание?

3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?

4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отно­шения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обой­тись друг без друга?

5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности
детей»?

6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической куль­
туры? Что составляет ее содержание?

7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании
детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педа­гогики?

8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система
управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?

Задания

1. Сравните комплексные программы: «Типовую», «Истоки», «Детство», «Развитие». Выпишите в столбик: «задачи экологического воспитания», «знания о растениях», «знания о животных», «знания о неживой природе», «знания об экосистемах», представленные в каждой из
программ. Сделайте вывод, как в каждой программе представлено эко­логическое воспитание?

Какая программа, на ваш взгляд, наиболее оптимальна? Какую вы возьмете программу для решения задач экологического воспитания дошкольников, если вам представится выбор?

2. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников
«Юный эколог» {Приложение 2). Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

а) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый из них?

б) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Подтвердите свой ответ словами из программы.

в) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
Подтвердите свой ответ выдержками из раздела 2.

г) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)?
Продемонстрируйте это на разных группах животных.

д) Почему «рост и развитие животных и растений» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы.

е) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения
и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обита­ния? Покажите это на примере.

ж) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представле­ны в разделе 6? В чем состоит их экологичность?

3. Назовите две позиции, представленные в каждом подразделе. Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать пра­вильное отношение (на собственном примере).

 

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОУ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Обустройство жизни черепах

Степная черепаха — наземное растительноядное холоднокров­ное животное, водится в южных районах нашей страны, в степях и пустынях. К жизни в этих условиях черепаха хорошо приспособ­лена: она имеет маскировочные окраску и форму тела, панцирь для защиты от врагов, покрытие из твердых роговых чешуек на голове, хвосте и подошвах ног, которое также защищает ее тело. Ноги приспособлены к рытью грунта — повернуты в стороны и заканчиваются крепкими тупыми когтями. Большую неблагопри­ятную для них часть года — холодный и жаркий периоды — чере­пахи проводят под землей в спячке. Активными на поверхности они бывают с марта по июнь, когда условия благоприятны — жара умеренна, есть много сочной травы. В это время черепахи откладывают яйца в специально вырытые ямки. Отложив яйца, они закапывают их и утрамбовывают панцирем. О потомстве они больше не заботятся.

Молодые черепашки вылупляются в конце лета — осенью, на поверхность они не вылезают, а зимуют под землей и выходят из своих убежищ лишь весной. Они маленькие, с мягким панцирем. У черепашек много врагов — лисы, шакалы, хищные птицы. Рас­тут и развиваются черепашки очень медленно — лишь на 10-м году жизни они становятся взрослыми. Живут черепахи долго — 40 —50 лет.

Сухопутные черепахи — неповоротливые животные, они мед­ленно двигаются, роют грунт поочередно то одной передней но­гой, то другой. Зубов у них нет, пищу они захватывают твердыми и острыми краями рта. На голове у черепахи маленькие глаза, ноздри и ушные отверстия черепах, расположенные на голове, прикрыты складками кожи — это приспособление для подземно­го обитания.

Болотная черепаха, в отличие от сухопутной, — водное хищ­ное животное. Обитает в средней полосе и на юге России. Водно-наземный образ жизни наложил отпечаток на строение болотной черепахи: у нее плоское тело, гладкий панцирь темно-оливкового или коричневатого цвета с ярко-желтыми крапинками. Голова вытянута, на ногах имеются плавательные перепонки, пальцы за-

канчиваются острыми загнутыми когтями, хвост длиннее, чем у степной черепахи. Эти черепахи гораздо подвижнее и проворнее степных: по земле они двигаются быстрым шагом, почти бегом, в воде — хорошо плавают.

Болотные черепахи живут в прудах, озерах, медленно текущих речках, каналах. Днем они активны: ищут в воде корм — личи­нок, насекомых, червей, улиток, лягушек; изредка ловят неболь­ших рыб. Добычу хватают острыми (роговыми) краями рта (зубов нет), иногда помогают себе когтями. Активны днем, вылезают на берег и греются на солнце, далеко от воды не отходят. При малей­шей опасности бросаются в воду и отсиживаются на глубине. Но­чью спят на дне водоема, зимой впадают в спячку: зарываются вил и спят так до марта —апреля. Откладывают яйца на суше так же, как степные черепахи. Растут и взрослеют долго, в неволе при хорошем уходе могут жить 20 — 30 лет.

Этим животным целесообразно создать условия, напоминаю­щие их естественную природную среду: уголок степи или пусты­ни — для сухопутной черепахи, уголок болота — для водной черепахи. Такие «уголки» лучше всего устроить в старом боль­шом аквариуме; на дно кладут слой песчаной почвы, в нее высе­вают овес, который сначала прорастает, а затем без полива под­сыхает.

Для сухопутной черепахи в аквариуме устраивают грот-обогрев: в большой цветочный горшок, поставленный вверх дном, монти­руют электролампу. Грот, деко-

картофелем), в летнее время добавляют траву, одуванчики. При обилии сочных кормов воду не ставят.

Контрольные вопросы

1. Где и как в природе живет степная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?

2. Где и как в природе живет болотная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?

3. Чем различаются и чем похожи друг на друга степная и болотная черепахи?

4. Как надо создать «естественные условия» для сухопутной и водной черепах в неволе? Почему им нужен обогрев? Чем можно кормить?

Задания

1.Найдите среди растений кабинета те, что описаны в таблице. Опре­
делите среди них влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Объясни­
те, по каким признакам вы их нашли. Найдите растения, корням кото­
рых в настоящее время трудно дышать. Объясните, как вы это узнали и
что надо сделать, чтобы улучшить воздухообмен.

2. На чистом листе бумаги нарисуйте большой прямоугольник — это
схема условного помещения. На трех сторонах обозначьте подоконники,
определите стороны света и проставьте на них время освещения солн­
цем. Озелените помещение растениями, описанными в таблице: на каж­
дый подоконник поставьте по три подходящих растения, обозначьте два
напольных экземпляра. На четвертую стену повесьте два ампельных (вью­
щихся, ниспадающих) растения. Объясните свой выбор.

Задание

Сделайте рисунок или чертеж площадки природы с обозначением Всехобъектов; изучите рисунок птичьего столба со всеми его деталями. 1 >пъясните, какую роль в экологическом воспитании дошкольников мо-i v I играть эти сооружения.

2.1.5. Создание и поддержание необходимых условий

жизни для живых существ — главный метод

экологического воспитания детей

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ.Создание стационарной развивающей экологической сре­ды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагоги­ческий процесс, который включает организацию «экологичес-i их пространств», их совершенствование и коррекцию, еже­дневное поддержание условий, необходимых для жизни всех i ивых существ.

Такая постоянная деятельность является методом экологичес­кого воспитания: она приучает детей систематически думать и I» лльно заботиться о «братьях меньших» — растениях и живот­ных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но

юдом она становится лишь в том случае, если выполняется шместно взрослыми и детьми.

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать за животными и растениями и участво вать в мероприятиях по созданию нормальных условий для обита телей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают i> детях равнодушие, черствость и невнимание к жизни как уни­кальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятель­ность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забо та о взрослых животных и их потомстве могут принимать различ ные формы и проходить с разной степенью включенности и уча­стия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участ никами этой деятельности через рассказ воспитателя о разных делал и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых и посредством своего практического участия. Например, в детском саду создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его бла гоустройству, заполнение объектами природы производятся од­ними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дош­кольники могут стать участниками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким за­мечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела. поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повеси ли много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не ма ленькие клетки, и т.д. Дети напрямую не участвуют в устройстве зимнего сада, но уже являются участниками процесса: они в кур се событий и переживают за результат. На последнем этапе обору дования зимнего сада взрослые найдут дела, посильные для детей 5 — 7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.

Во всех формах совместной деятельности наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодуш ного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятель ность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детско го сада. Самая распространенная форма совместной деятельно сти — создание и поддержание условий, необходимых для обита телей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельно сти являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с при родой имеет решающее значение: ребята слышат и впитывают лас ковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят дей­ствия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух —трех ребят участвовать в поливе комнатных рас­тений, воспитатель говорит следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувству- ете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как при­ятно на них глядеть! {Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ' ведь им нужна вода — они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой на­лито немного воды, поливает их сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь, и расти даль-ше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совмес-' тной деятельности заключается в том, что они слушают речь вос­питателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и при­нимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспи- татель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — этои есть образец взаимодействия с природой. Обучение малы­шей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно про-[ исходит само собой, естественно, в процессе совместной практи­ческой деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность по-прежне- му остается совместной. В средней группе воспитатель и дети вы-с|упают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выра-ется в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои по­мощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем ' дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно на­растает, и уже можно организовать дежурство ребят в уголке природы. Воспитатель и дети теперь меняются ролями: ребята I делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этомневажно, что помощь на первых порах может быть очень ( большой).

Обучение дошкольников этого возраста в совместной деятель­ности по созданию необходимых условий для растений и живот­ных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Его можно обозначить формулой: «Вы делаете сами, а я вам помо-гаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их уверенность и инициативу-

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы С детьми старшего дошкольного возраста.Методика проведения де­журств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем.

1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их само­
чувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно
важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2. Практическое выполнение всех операций по созданию нуж­
ных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне
птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и
его раскладывание в чистые кормушки и пр.).

3. Заключительное кратковременное наблюдение за животны­
ми — их поведением во вновь созданных благоприятных условиях
внешней среды.

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке и растений — очень важный момент методики. Во-первых, он по­зволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко все­му живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не случилось ли с ними чего, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо вы­полнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмыс­ленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Эко­логическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой оби­тания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить».

На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Например: «Сна­чала давайте посмотрим на нашу канарейку — не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться — фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица может заболеть простудой или воспалением легких и умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувству­ет: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке: что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо». Воспитатель осматривает клетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало — нальем свежей. Зерна в кор­мушке совсем не осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые опера­ции.

Второй этап методики проведения дежурств традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение должно прохо-

дить с максимальным вниманием к живому существу, ради кото­рого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее обору­дование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и 1 легко выполнять работу, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей вы­полнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птиц, рыб, не сломать стебли или листья растений: «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотри­те, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений... Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучу, рядом поста­вим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т.д. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.

Третий этап методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблю­дают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и. т.д. и видят, что всем обитателям стало лучше от того, что оделили дежурные. Это эмоциональное завершение со­вместной деятельности воспитателя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практичес­кой заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этой деятельности.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает со­вместную деятельность одних и тех же ребят с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом яв­ляется дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5 — 6-лет­ние дошкольники способны понять смысл и значение обязатель­ного ухода за живыми объектами природы, приобрести началь­ные практические навыки.

Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в тече­ние учебного года можно условно поделить на три периода: началь­ный — осенние месяцы, средний — растягивается примерно на четыре месяца (декабрь — март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятель­ность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация са­мостоятельности ребят.

Начальный период — дети впервые принимают учас­тие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя — он пол-

 

HOCTbio включен в трудовые операции, все делает вместе с деть-73

 

5. Почему забота о живых существах, создание для них хороших усло­вий — главный метод экологического воспитания детей?

Задание

Продумайте и опишите методику организации дежурств в уголке при­роды с детьми подготовительной группы. Опишите подробно, как будет проходить совместная деятельность воспитателя с дежурными, чем она будет отличаться от аналогичной деятельности в старшей группе.

Задание для преподавателя

Проведите со студентами практическое занятие, на котором они раз­работают новые циклы наблюдений. Студентов можно объединить в ма­лые группы по 4 —5 человек, каждая из которых выполняет свое зада­ние — составляет цикл о хорошо знакомом растении или животном. По истечении отведенного времени студенты зачитывают свои разработки. Организуется их обсуждение.

2.2.3. Требования к проведению наблюдений

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возра­стной группе проводится много разнообразных наблюдений в при­роде. От организации и методических приемов, которые исполь­зует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюде­ний, развитие интереса к ним и желание добровольно в них уча­ствовать. Организационно-методический аспект данной формы пе­дагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с по­мощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие предметов и явлений природы воз­можно лишь при непосредственном контакте с ними, что являет­ся оптимальным условием проведения наблюдений.

Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происхо­дит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь возможность так­тильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер его поверхности, форму, температуру и тяжесть, т.е. самостоя­тельно получить сенсорную информацию об объекте.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям. В каждом кон­кретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одно­временно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду, что позволяет быть в непосредственном контакте с объектом при­роды, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей — половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокой­но рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, вы­полнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3 — 5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раз­даточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством де-i тей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содер­жание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.

В практике общения взрослых с детьми самостоятельное полу­чение сенсорной информации нередко подменяется словесной информацией: воспитатели рассказывают об объекте природы вме-i сто того, чтобы организовать его непосредственное восприятие детьми. Словесная информация — это совсем иная форма позна­ния окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мыш­ления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспита­тель словесно обозначает то, что видят дети, но слово должно идти вслед за чувственным восприятием — только в этом случае у ребен­ка формируется полноценное знание.

Второе требование связано с временным параметром наблю­дения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование оп­ределяется тем, что наблюдение — это психическая интеллекту­альная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Во время наблюде­ния нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать.

Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем мень-\ ше дети, тем им тяжелее участвовать в наблюдении в силу недо­статочно развитой произвольности всех психических процессов.

I Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточе­ния внимания и самостоятельного получения и усвоения ими не­большого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умствен­ного утомления — в этом заключаются успех и воспитательно-об­разовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех струк­турных компонентов различны. Правильное их понимание и про­ведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

Начало наблюдения решает достаточно трудную зада­чу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не по­казалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюр­призные моменты, неожиданные эффекты — все это может выз­вать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоцио­нальное состояние детей не позволит им включиться в интенсив­ную умственную работу.

Наилучшими являются словесные и действенные приемы, ко­торые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Это может быть призыв посмотреть вместе что-то интересное, новое, чего дети еще не знают. Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, по­этому охотно следуют за воспитателем. Например, взрослый может загадать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблю­дения: «Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть — я вам покажу руками, а вы отгадайте». Воспитатель дви­жением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: «Дети, подойдите, пожалуйста, — мне нужно у вас спросить что-то интересное. {Инт­ригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших ры бок, а что мы про них знаем? {Ответы.) Оказывается, мы не вес знаем!» Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача вое питателя — использовать приемы, которые обеспечат детям са­мостоятельное получение сенсорной информации и реализацию за­думанного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмот реть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2—3 с. Секунды молчания и тишины — главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть время само­стоятельного получения информации.

Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большин­ства ребят, воспитатель реагирует на них: подтверждает правиль­ную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неудачного ответа педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы — уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск ин­формации, она вызывает радость и мобилизует детей на продол­жение наблюдений.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, не име­ющим отношения к наблюдению, отвлекать детей стихами, за­гадками, играми. Воспитатель знает, как трудно им сосредото­читься и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания, — это правиль­но найденные и включенные в него действия и движения, кото­рые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает на­пряжение, но не выводит из содержательного пространства. Это могут быть самые различные моделирующие движения.

Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как она открывает рот и хва­тает корм. {Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее — это интересно». Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть 1лаза, открыть их, и спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержа­ние наблюдения, облегчают его.

Наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель может предложить детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению, и просить их подержать ее двумя способами — все­ми пятью пальцами вперед, а потом — четырьмя вперед, а одним назад. Затем он выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, поче­му у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у по­пугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жер­дочке птичке удобнее сидеть в клетке, воспитатель предлагает де­тям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую (для птицы имеет значение толщина жердочки — ведь она даже спит, сидя на ней). Таким образом, наблюдение, удачно сопря­женное с практическими действиями, помогает детям понять тон-

кие приспособительные механизмы живых существ, облегчает получение ими нужной информации.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и рас­тениями, без каких-либо действий со стороны взрослого. В конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, зага­дывает загадки — и все это по поводу наблюдения. Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть...»



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.038 с.)