Живая, неживая природа и человек



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живая, неживая природа и человек



Человек — часть природы, он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи (пища растительного и животного происхождения). Человек находит пищу в дикой природе: собирает ягоды, грибы, охотится на животных, ловит рыбу.

Человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты).

Он приручил животных, которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За это животных кормят, ухаживают за ними.

Есть специальные профессии, связанные с сельскохозяйственным трудом. Те, кто выращивают рожь, ячмень, пшеницу, кукурузу, называются полеводами, трактористами, комбайнерами, механизаторами — они вспахивают поля, сеют зерно, убирают урожаи зерновых культур, ремонтируют сельскохозяйственные машины.

Люди, работающие на фермах, где разводят коров, свиней, домашних птиц, лошадей, называются животноводами. Есть врачи, которые лечат животных, — это ветеринары.

 

 

Стр. 114

Природа дает человеку не только пищу. Деревья — это строительный материал. Они используются для строительства домов, кораблей, из них делают мебель, бумагу и много других вещей. Есть много растений, которые человек использует для лечения.

Из шерсти и кожи животных человек делает много теплых и нужных для жизни вещей.

Из природы человек добывает железо для строительства машин, уголь и нефть, для того чтобы были свет, тепло.

Природа оказывает большое влияние на самочувствие человека: растения очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом; там, где очень жарко, они дают тень; там, где сыро, осушают воздух. Растения радуют человека своими цветами, листьями. Чтобы отдохнуть, человек идет в парк, в лес, на речку. Растения украшают жилище человека. Комнатные растения красивы и полезны, делают дом уютнее и наряднее.

Домашние животные радуют человека своей преданностью и приветливостью. Человек называет их «братья меньшие».

Ухаживая за домашними животными и комнатными растениями, человек учится быть добрым. Общение с ними улучшает его настроение.

Человек хочет познавать окружающий мир, природу. Он наблюдает жизнь растений и животных, изучает их. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады. Там находятся животные и растения из разных уголков Земли, и каждый может с ними познакомиться.

Но не только природа нужна человеку. Человек тоже нужен природе. Без его заботы природа не сохранится. Человек должен научиться беречь и экономно расходовать все, что дает природа. Но не все люди хотят и умеют заботиться о природе, они не всегда знают, как следует правильно поступать, чтобы помочь ей. И тогда природа начинает погибать, а значит, начинает страдать и человек.

Человек давно стал искать пути и способы охраны природы. Люди создали заповедники, где специально охраняются редкие животные и растения. Там запрещены охота, сбор ягод, семян. Живя в безопасности, растения и животные размножаются и расселяются в другие места обитания. Ученые-биологи и экологи создали Красную книгу. В эту книгу внесены названия редких и исчезающих растений и животных.

 

Стр. 115

Красный цвет — цвет опасности. Он как бы говорит: осторожно — эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! Человек должен научиться правильно общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры охраны. Но знать все это недостаточно, человек должен постоянно совершать добрые поступки в природе.

Материалы, созданные человеком

Все предметы, техника сделаны из разных материалов. Одни из них человек нашел в земле или на земле (глина, дерево, железо и др.), а другие изобрел и сделал сам, правда, тоже из того, что есть в земле или на земле. Например, додумался до того, как из дерева сделать бумагу, а из растений — ткань. Самые разные материалы придумал человек, и каждый материал имеет свои свойства, качества. Это важно знать, чтобы не ошибиться, когда, например, нужно строить дом или шить платье.

Человек научился использовать все, что есть вокруг него на Земле. Например, нам очень нужна вода не только для того, чтобы пить, готовить пищу, мыться. Человек научил воду вырабатывать электрический ток, давать энергию — свет, тепло. Даже ветер и солнце человек сделал своими помощниками.

Человек — художник

Живут на Земле такие люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать, придумывать танцы и танцевать.

Одна из самых творческих профессий на Земле — профессия музыканта. Музыкантами мы называем композиторов и исполнителей музыки. Композитор сочиняет музыку, т. е. он записывает нотными знаками то, что видит и чувствует. Музыка бывает веселая и грустная, медленная и быстрая.

Композиторы сочиняют песни, марши, танцы, симфонии, оперы и другие музыкальные произведения.

Но чтобы мы услышали и почувствовали то, что написал композитор, нужен человек, который исполнит музыку на музыкальном инструменте. Такой человек называется исполнителем. Композитор может быть один, например Чайковский, Глинка или Штраус (в каждой стране есть свои композиторы), а исполнителей — много. Они тоже могут быть известными на весь мир, так как исполняют музыкальные произведения лучше других. Например, Игорь Ойстрах — великий скрипач, Ван Клайберн — великий пианист... Есть среди исполнителей и певцы, и гармонисты, и др.

 

 

Стр. 116

А еще больше людей, которые слушают то, что сочинил композитор и реализовал исполнитель, — это мы с вами, слушатели. Быть слушателем тоже нужно учиться. Не каждый умеет слышать и слушать музыку.

Композиторы пишут музыку также для балета, для танца. И здесь нужны исполнители — это балерины, танцоры. Они говорят с нами не словами, а движениями, жестами. Это особый язык. Им владеют только люди. Есть известные всему миру балеты, например «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» русского композитора П.И. Чайковского, «Жизель» французского композитора А. Адана и др.

Есть у человека еще одна удивительная способность — к рисованию. Таких людей называют художниками. Это очень важная профессия, потому что художник рисует картины, изображает то, что видел, видит, и знакомит с этим нас. Мы, например, никогда не видели океан или даже море. А художник Айвазовский изобразил море, и мы как будто побывали на морском берегу. Художник, так же как музыкант, может передавать настроение - радость, грусть; только у музыканта для этого есть ноты, у танцора — движения, а у художника — краски.

И еще есть одна профессия — писателя. Писатель пользуется не нотами, не красками, не движениями. В его распоряжении имеется слово. Он так может рассказать, что мы будем смеяться или плакать, грустить или волноваться. Есть писатели, которые писали и пишут специально для детей, например А. Барто — все дети знают ее стихи. Есть писатели, которые писали и для взрослых, и для детей. Весь мир знает русских поэтов А. С. Пушкина, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. Много на Земле интересных и важных профессий, и ты, когда вырастешь, сможешь выбрать себе одну из них.

 

 

Стр. 117

Раздел 4. ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Цель данного раздела — воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Что такое Земля

Ночью на небе можно увидеть много звезд. Они нам кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Космонавты видели издалека нашу Землю, и она им казалась голубой звездой, хотя и не очень маленькой. Наша Земля круглая, и она все время вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Поэтому и бывают день и ночь, зима и лето, весна и осень. Поэтому есть на Земле холодные и жаркие страны.

Посмотри на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Зеленым цветом обозначены леса, желтым — пустыни. Разноцветна наша Земля.

Вначале на Земле не было людей. В морях и реках жили рыбы и другие морские животные, а по суше ходили динозавры, мамонты.

Потом появился человек. Как он появился, никто точно не знает, потому что это было очень давно. Но одни люди думают, что человек произошел от других животных, может быть, от обезьяны. А другие считают, что человека сотворил Бог. Когда ты станешь взрослым, то, может быть, ответишь на этот трудный вопрос.

Какие люди живут на Земле

На Земле живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга. Ты всегда можешь отличить человека от животного, потому что у всех людей похожее строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах. Но люди и отличаются друг от друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие — в основном они живут в жаркой Африке, есть желтокожие — они живут в Китае, Японии, Корее и некоторых других азиатских странах, есть белокожие, как мы с тобой. Такие люди живут в Европе и у нас в России. Различаются люди и цветом волос, разрезом глаз.

 

 

Стр. 118

Все люди умеют говорить, но у каждого человека свой голос. По голосу можно узнать знакомого человека.

Люди по-разному поют и танцуют, даже питаются неодинаково и, уж конечно, носят разную одежду. Это хорошо, что люди такие разные — так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.

Для того чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе — «Декларации прав человека». Есть даже «Декларация прав ребенка», в которой говорится о правах и обязанностях детей. Права детей не должны нарушаться, хотя в жизни порой бывает иначе.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, в гостях, на улице, в транспорте, как быть вежливым. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным для других людей. Много правил поведения было придумано еще в старину, и до сих пор люди им следуют.

Как люди заселили Землю

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что на Земле есть 6 огромных участков суши — Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Еще их называют материками. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. На этом материке есть и другие страны: Франция, Германия, Испания... А страна Америка (США) расположена на материке Северная Америка. Много стран и в Африке. Нет их только в Антарктиде — там вечный холод, снега, льды и постоянно живут пингвины, а люди поселяются лишь на непродолжительное время, чтобы изучить этот загадочный материк.

В каждой стране есть свой главный город и много других городов и сел. Например, главный город России — Москва, главный город Франции — Париж, Италии — Рим.

В каждой стране есть свой флаг и гимн. Страна, город, село, где родился человек, называются его родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, старается больше узнать о нем.

 

Стр. 119

В разных странах люди разговаривают на разных языках. В Америке, Англии и некоторых других странах люди говорят на английском языке, во Франции — на французском, в Испании — на испанском, в Германии — на немецком. Чтобы общаться с людьми других стран, нужно выучить их язык.

В каждой стране, у каждого народа есть свои песни, танцы, свои праздники, свои правила и традиции, свои любимые блюда.

В каждой стране есть свои деньги. У нас — рубли, у американцев — доллары, у испанцев — песеты, у немцев — марки.

Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа в каждой стране есть армия. В армии служат смелые и сильные люди... И в нашей стране есть защитники Родины.

С давних пор русские богатыри и воины побеждали врагов Русской земли. Солдаты воевали под руководством великих полководцев. Так, все знают имена русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Люди благодарны своей армии за храбрость и готовность защитить от врагов детей, женщин, всю страну. Мы очень хотим, чтобы во всем мире не было войн.

Многим отличаются друг от друга страны и народы. Но есть у нас и общее — общий дом — наша Земля, наша планета. Не очень понятно? А вот подумай.

Семья живет в квартире — это ее дом. А если дом многоэтажный, то в нем много квартир и много разных семей, но для них всех их многоэтажный дом — общий. И каждый, кто живет в этом доме, должен его беречь, не портить лифт, не пачкать стены и пол, потому что это его дом. Бережное отношение к дому делает его приятным для всех: и для жильцов, и для гостей.

Мы живем в городе, здесь много людей, но для каждого _ это его город. Мы живем в России. В России много городов и сел, но для всех нас Россия одна, наша. Кроме России есть и другие страны, в них живут разные люди, но все мы живем на одной планете Земля. И это наш общий дом. Мы должны беречь его, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться, строить себе жилища, высаживать парки и леса. Люди Земли все вместе могут сделать свой общий дом красивым, удобным, таким, чтобы каждому человеку жилось в нем хорошо и спокойно.

 

Стр. 120

Твоя страна, твой народ

Наша страна, страна, где мы живем, называется Россией. Давай найдем ее на глобусе. Она большая. Есть в нашей стране моря, реки, леса. Главный город нашей страны, ее столица — Москва. В Москве живут москвичи. Москва — древний город. Ей уже 850 лет. Все люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Москвичи — хозяева города — должны хорошо его знать, чтобы всем рассказывать о Москве. Нужно знать главные улицы, площади, знать, что в Москве много театров, музеев, парков, есть зоопарк, Москва-река и река Яуза. В Москве жило раньше и теперь живет много знаменитых, известных людей.

Есть в России и другие города и села. Их много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем родном городе (селе): почему так назван, чем знаменит, какая природа в городе (селе) или его окружении, какие интересные люди здесь живут, каким был город раньше и каким будет.

В России, как и в любой другой стране, есть своя культура (музыка, танцы, архитектура, литература), свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей — свои игры.

В России кроме русского народа живет много разных народов: татары, евреи, башкиры и др. У каждого народа есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России, — россияне. Все знают русский язык.

Никогда нельзя забывать свою Родину. И даже когда человек уезжает жить в другую страну, он помнит о своей России.

Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она становилась еще лучше.

 

Стр. 121

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992.

3. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. — М., 1992.

4. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.

5. Вацпавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. — М., 1990.

6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мид вокруг. - М., 1993.

7. Владимиров Н. П. Личность в двух измерениях//Социально-политический журнал. — 1994. — № 11—12.

8. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. — М., 1997.

9. Гриценко 3. А. Пришли мне чтения доброго... — М., 1997.

10. Декларация прав ребенка. Права ребенка: Основные международные документы. — М., 1992.

11. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка//Пер с англ. — М., 1995.

12. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька — будет песенка. - М., 1997.

13. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? — М., 1994.

14. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.

15. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. — М., 1990.

16. Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники. - М., 1991.

17. Запорожец А, В. Современная наука о детях: Материалы научно-практической конференции. — М., 1995.

18. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

 

Стр. 122

19. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М, 1991.

20. Ельников М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.

21. Как помочь ребенку войти в современный мир?/Под ред. Т.В.Антоновой. — М., 1995.

22. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М., 1988.

23. Козлова С. А. «Я — Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М., 1996.

24. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание. — 1993.-№ 10.

25. Кравцова Е. Е., Кравцов Г. Н. Золотой ключик. — М., 1990.

26. Кравцова Е. Е. Развитие воображения//Дошкольное воспитание.-1989.-№ 12.

27. Курочкина И. И., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. — М., 1994.

28. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. — М., 1992.

29. Леей В. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993.

30. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер с англ. — М., 1993.

31. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара, 1997.

32. Лихачев Б. Т. Экология детства: прежде и теперь//Развитие личности. — 1997. — № 1.

33. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М., 1995.

34. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. — Самара, 1995.

35. Мудрик А. В. Социализация и Смутное время. — М., 1991.

36. Мухина В. С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность// Развитие личности. — 1997. — № 1.

37. Нравственное воспитание дошкольников. — М., 1972.

 

Стр. 123

38. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993.

39. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.

40. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дош-кольников//Вопросы психологии. — 1990. — № 1.

41. Программа и внутренний распорядок детского сада. — М.; Л. 1932.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1962.

43. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1985.

44. Радуга: (Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет).-М., 1989.

45. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.

46. Руководство для воспитателя детского сада. — М., 1938.

47. Руководство для воспитателя детского сада. — М., 1953.

48. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М.Забылиным. — М., 1882.

49. Сафро Л. Глобус и Эйфелева башня//Обруч. - 1997. - № 4.

50. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

51. ьуоОотский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — М., 1976

52. Суслова Э. К., Ботнарь В. Д. Игры-драматизации — основа знакомства с культурой других народов//Дошкольное воспитание. — 1991. —№ 11 — 12.

53. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.

54. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М., 1981.

55. Типовая программа воспитания и обучения в детском cadv — М 1984.

56. Этинген Л. Постижение своего тела//Обруч. — 1995. — № 4.

 

Тема I.

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ……………..…………………………………………………….……..……………….3

Тема II.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ…………………….……………………………………….………10

Тема III.

РОЛЬ ЗНАНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………….……………………..19

Тема IV.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………..………………………….……………..23

Тема V.

СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ…... 30

Тема VI.

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ…..…. 35

МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ .…………………………………………..…………………41

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………..………...44

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………46

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ ………………………………………48

 

Тема VII.

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ……....……………..63

Тема VIII. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………………………………………………………………72

Тема IX. Воспитание любви к отечеству И ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………………………………………………………....86

Тема X. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИСТА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСГИ………………………………………………………..96

Приложение. Я – ЧЕЛОВЕК. ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ…………………………………………………………………………………………….102

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.025 с.)