ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ



Приступая к изучению курса «Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью», следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность». Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности изучаемого предмета.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.

Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Составьте блок-схему, отражающую взаимосвязь названных выше понятий и объясните логику этой взаимосвязи.

Между всеми названными выше понятиями существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Как известно, наша планета Земля образовалась примерно 4—5 млрд лет назад. Жизнь на ней возникла около 3—3,5 млрд лет назад. А со времени появления человека на Земле прошло примерно 3 млн лет. Согласно христианскому учению человек сразу был создан как существо высшее, разумное, наделенное совершенным телом и богатой душой. По теории эволюции он постепенно превращался в homo sapiens — человека разумного — в результате развития мозга, руки, речи. Например, неандерталец еще не был «человеком разумным».

 

Стр. 4

По поводу происхождения человека на Земле вы вправе принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения: человек — высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется, передается и делает каждое последующее поколение образованнее предьщущего.

Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Обозначим по меньшей мере три точки зрения на понимание социализации.

Согласно одной концепции социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но в конце концов каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.

По другой теории, социализация — это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И. С. Кон).

И наконец, третья точка зрения: социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик).

Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.

Какая точка зрения вам представляется наиболее правильной?

При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее — человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.

 

Стр. 5

Но социализация — процесс двусторонний. Главное различие в названных выше трех позициях как раз и заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.

В первой позиции, рассматривающей социализацию как адаптацию к социальному миру, активность самого индивида несколько пассивна, он как бы является продуктом обстоятельств. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа.

Вторая позиция также рассматривает активность индивида ограниченно, на уровне «впитывания» социального опыта. Это тоже важно для социализации, но недостаточно. И наконец, третья позиция — человек взаимодействует с окружающим миром и преобразует его — характеризует процесс социализации наиболее полно, так как в ней заложена вера в то, что человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его.

Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации — от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они ревизованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.

Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.

 

 

Стр. 6

Какие же факторы влияют на социализацию личности? (Фактор — это «существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; движущая сила, причина какого-либо [процесса, явления» — см.: Словарь иностранных слов. — М., )82.) Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макро-факторы.

МИКРОФАКТОРЫ

Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., — происходят в сочетании с постоянным подкреплением — поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.

Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.

 

 

Стр. 7

МЕЗОФАКТОРЫ

К мезофакторам относятся этнокультурные условия. (Этносом называется исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими традициями, единой культурой, общим психологическим складом.) Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя «имплицитная, несформулированная концепция» воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируются представители этноса, тем самым приобщая ребенка к своей субкультуре.

На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища. Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности. Прежде всего — это передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями ее характеристик.

Этнокультура «входит» в ребенка и опосредованно, через социальное окружение.

Свое воздействие на характер социального опыта оказывает также то, в городе или селе растет ребенок, поскольку уклад жизни большого или маленького города, поселка, деревни различен и данное обстоятельство не может не отражаться на социализирующейся личности.

 

 

Стр. 8

МАКРОФАКТОРЫ

К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного (толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению) отношения людей Земли друг к другу.

Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только происходят в отдельно взятой точке Земли, но и характеризуют жизнь землян в определенный исторический отрезок времени. Взаимовлияние народов, населяющих нашу планету, бесспорно, несмотря на попытку некоторых стран изолироваться от других. На современном этапе развития нашего общества мы без труда можем увидеть доказательства этого влияния как на политику нашего государства, так и на каждого члена общества, на растущее поколение и даже на детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что сегодня влияние общества, государства, страны на социализацию личности ребенка изучено очень мало, хотя оно и очевидно. Многое зависит от условий, которые создает или не создает государство для воспитания детей.

И наконец, к макрофакторам относят космос. За играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги, их не учитывают.

Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.

 

 

Стр. 9

Кроме того, чтобы воздействовать на процесс социализации грамотно и эффективно, нужно владеть определенной методикой, технологией, основанной на теоретических и практических знаниях. Необходимую помощь педагогу в решении таких фундаментальных вопросов окажет настоящее учебное пособие.

Задачи методики работы с детьми можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, направленные на развитие ребенка:

§ формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

§ воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;

§ формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Ко второй группе относятся научно-методические задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

§ разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

§ использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации.

 

 

Стр. 10





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.008 с.)