Тема VII. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VII. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ



Как уже было отмечено выше (см. тему ^^социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов для такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя._]Психологи отмечают, |что^уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и т. д. Процесс самопознания проходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей).

Вспомните из курса детской психологии особенности процесса самосознания и самопознания в раннем и дошкольном возрасте.

Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях и возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.

Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке

Методика работы с детьми по данному разделу имеет как общие для всех вышеназванных аспектов основания, так и специфические, диктуемые содержанием каждого из них.

Кроме основной цели, о которой речь шла выше, общие основания заложены и в организации педагогического процессаЦтбота должна осуществляться в большинстве случаев в повседневной жизни, в процессе наблюдений, педагогических ситуаций, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве отдельных заданий на занятиях изобразительной деятельностью, музыкальных, физкультурных, по ознакомлению с природой и др. Преимущественная форма занятий — подгрупповая. Ведущие методы — экспериментирование, опыты, упражнения^

 

Стр. 64

Шри ознакомлении с организмом учитываются и эти общие основания, и специфические. •

Прежде всего необходимо понимать, что если данной работы — формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме; воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье, закладывание основ гуманного отношения к людям

Разработайте содержание различных упражнений и опытов, которые помогут детям узнать о значении органов чувств и частей тела. Проверьте свои разработки на практике, проанализируйте результаты.

Прочтите в журнале «Дошкольное воспитание» (1996. — № 1) статью С. А. Козловой «Я — Человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру.

Сравните содержание знаний об организме человека в разных современных программах («Я — Человек», «Открытие мира», «Программа жизнедеятельности и безопасности» и др.).

В своей работе воспитатель должен следовать определенной логике, основанной на учете возможностей возраста, которая обеспечит усвоение познавательного материала и воспитание нравственных чувств и отношений. Эта логика такова:

Прежде всего, надо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у них самих, у животных. Эта работа проводится с детьми в раннем возрасте («Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, носик, ушки, язычок...»). Воспитатель (родители) задают детям вопросы и подкрепляют ответы малышей поощрительной улыбкой, похвалой. Ребенка просят показать то же самое на картинках. Читают народные песенки, потешки. Используются простые упражнения типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой»; «Покажи язычок»; «Давай спрячем носик от мороза»; «Ножками потопай, ручками похлопай»; «Покажи пальчики, сожми их в кулачок» и т. д.

Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания.

Далее взрослые выясняют,)шэнимает ли ребенок назначение органов чувств и частей /иела](«3ачем тебе глаза, нос, рот?..»). При этом следует учитывать, что, например, на вопрос «Зачем тебе язычок?» ребенок трех лет может ответить: «Чтобы показывать». Для малыша этого возраста подобный ответ можно считать правильным, так как ребенок правильно соотнес орган с тем, как он сам «использует» его в жизни, как, например, использует его собака в жаркий день. Из-за наглядности и конкретности мышления, неумения устанавливать причинные связи и зависимости да и в силу своего небольшого социального опыта ребенок в три года и не может дать другого ответа.

 

 

Стр. 65

Вопрос типа «Зачем тебе глаза, уши и т. д.?» задают детям на каждом последующем возрастном этапе. Чем старше ребенок, тем точнее должны быть его ответы.

Данному вопросу должны предшествовать упражнения, опыты, наблюдения детей за собой, игры. Например, воспитатель предлагает малышам закрыть глаза, рассказать, что они «видят» вокруг себя, и объяснить, почему им нечего ответить. Или рЪбенка просят посмотреть на предмет и рассказать о нем, а затем предлагают взять его в руки, обследовать, послушать звучание и повторить рассказ. Воспитатель объясняет, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли в этом ребенку.

В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа «Определи по звуку (определи, какой инструмент звучит, какой предмет издает звук и т. п.)», «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху» и др.

Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребенок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем.

Обобщающим может быть и фронтальное занятие на тему «Мои помощники». Его можно организовать по-разному. Например, занятие начинается с рисования человека и последующего обсуждения рисунков с точки зрения того, каких помощников человека дети изобразили и почему они считают их помощниками. Или же детям предлагают картинки с изображениями различных органов чувств и частей тела и просят рассказать по каждой картинке, какова функция того или иного органа. Хорошо, если при этом дети вспомнят стихи, поговорки, загадки о глазах, ушах, поразмышляют над вопросом воспитателя, зачем человеку два глаза, два уха, две руки, две ноги. После их ответов можно прочесть шуточные стихи С. Я. Маршака:

Одна дана нам голова.

Одна нога, одна рука,

А глаза два,

Зато два рта, два языка, —

И уха два,

И два виска, и две руки,

 

Стр. 66

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот,

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

Когда речь пойдет о частях тела —- руках, ногах, можно рассказать детям об их строении и функционировании. Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть на картинке, на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога; ответить на вопросы, почему они устроены именно так. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?

Целесообразно включить в вечер досуга, спортивный праздник шутливые задания типа «Пусть каждый постарается быстрее всех пробежать на прямых ногах»; «Попробуй взять яблоко и поднести его ко рту, не сгибая руку в локте» и т. п. Разнообразие заданий зависит от фантазии воспитателя и детей. Важно, чтобы дети как можно в большей степени испытали на себе целесообразность строения частей тела и их функционирования.

После того как воспитатель убедится в умении ребенка называть и свои органы чувств, и части тела, объяснять, для чего они человеку, можно переходить к следующему, третьему этапу.

С помощью воспитателя дети находят ответы на вопросы, как функционируют органы чувств, как они устроены, каковы их особенности.

При этом нужно разделить вопросы об органах чувств и частях тела. Об устройстве и функционировании органов чувств можно рассказать только тем детям, которые проявят к этому интерес, для всех будут полезны и интересны сведения об особенностях органов чувств у человека и животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше всех слышит, кто видит в темноте и т. п.).

Четвертый этап —овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

После того как дети на практике убедятся, как важны органы чувств и части тела, можно переходить к следующему этапу. Первая беседа с детьми проходит на тему «Что тебе вредит или есть ли враги у твоего организма». Воспитатель помогает детям выделить среди «врагов» по меньшей мере четыре фактора: грязь, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук), опасные предметы. В беседе можно использовать художественные произведения: стихи К. Чуковского, А. Бар-то, В. Маяковского и др.; поговорить о результатах предварительных наблюдений дошкольников за собой и друг за другом; рассмотреть картинки. Цель подобных бесед — вызвать у ребенка желание беречь свой организм и обучить способам бережного отношения к себе. В старшей и подготовительной к школе группах можно разработать с детьми «свод правил», которых должны придерживаться все: «Мой руки по мере их загрязнения», «Не наклоняйся низко над столом, когда читаешь, рисуешь» и др. Правила составляют при участии детей и оформляют их рисунками, аппликацией.

 

Стр. 67

Данная работа должна проводиться систематически в повседневной жизни, на занятиях, в режимных процессах. Она требует внимания со стороны воспитателя.

И наконец, заключительным этапом ознакомления детей с органами чувств и частями тела является! воспитание сочувственно-доброго отношения к людям-инвалидам.

Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер. Ощущение собственного здоровья и собственной полноценности должно с детских лет сочетаться у ребенка с состраданием, сочувствием к тем, кто лишен этого блага. Важно на доступном дошкольному возрасту уровне воспитывать и «сочувствие-сопереживание» («Как ему плохо»), и «сочувствие-действие» («Ему плохо, я помогу»). Воспитатель может рассказать детям о таких людях, использовав примеры из окружающей жизни или случайную встречу с инвалидом на улице либо специально подобрав для беседы картинки. Главное, вызвать у детей чувство сострадания, желание помочь и обучить способам оказания помощи. Рассказывая о людях-инвалидах, целесообразно также обратить внимание детей на то, что такие люди научились жить без зрения, слуха, конечностей и что это требует большого усилия воли. Таким образом, с одной стороны, идет работа по воспитанию действенного сочувствия, а с другой — формируется уважение к силе духа человека, вера в его (и свои) возможности.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать и о внутренних органах человека, их значении и функционировании. Конечно, выбор должен быть предельно ограничен: сердце, желудок, легкие, мозг. И лишь для детей, проявляющих особый интерес к подобной информации, эту программу можно расширить.

Методика аналогична той, которую воспитатель использует при ознакомлении с внешними органами: познакомить с названием, примерным расположением, через упражнения и наблюдения дать возможность почувствовать орган (сердце сильно бьется после бега, плавания, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух и т. д.). Затем следуют рассказ о функции каждого органа, о его значении для жизни и здоровья человека и ознакомление ребенка со способами бережного отношения к собственному организму.

 

 

Стр. 68

Разработайте серию упражнений, помогающих ребенку почувствовать свои внутренние органы.

Узнавание себя продолжается через познание ребенком своих чувств, мыслей, умений, поступков.

Главная цель работы воспитателя — научить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать их с проявлениями других людей (детей и взрослых), животных

Воспитатель выясняет, умеет ли ребенок «читать» чувства другого человека, понимать его настроение («Как ты догадался, что у Сережи что-то случилось?»; «Что люди делают, когда им очень весело?»; «Нарисуй грустного человека»), а затем предлагает ему проанализировать самого себя («Что ты делаешь, когда у тебя хорошее (плохое) настроение?»).

Интересно и полезно сравнение человека с животным. На вопросы: «Собаки (кошки, попугай и др.) умеют радоваться или грустить? Как они выражают свои чувства?» — дети, особенно те, у которых есть дома животные, как правило, отвечают, что их друг умеет грустить, радоваться и «даже улыбаться». Труднее ребенку ответить на вопрос: чем он (человек) отличается от животного, когда радуется или грустит? Но подвести детей к размышлению над этим вопросом важно. Необходимо, чтобы ребенок понял главное: люди не только по-другому выражают свое эмоциональное состояние, но и умеют управлять своими чувствами и формами их выражения. Например, человек может сдержаться и не заплакать или не засмеяться, если это почему-либо нельзя. Воспитатель объясняет это существенное различие и предлагает детям проверить его на самих себе. Полезно при этом использовать народные игры, многие из которых построены на умении сдерживать себя: не смеяться, не двигаться, не произносить какое-то слово и т. п.

Составьте серию упражнений-шуток для обучения детей умению выражать свои чувства и сдерживать их. Не забывайте при этом, что вы работаете с дошкольниками, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Много подходящих ситуаций возникает и в повседневной жизни, и тогда воспитатель не пропускает возможности напомнить ребенку, что он человек и поэтому может и должен сдерживать свои чувства.

 

 

Стр. 69

Умение выражать свое эмоциональное состояние воспитатель у дошкольников формирует в играх-драматиза-циях, а также театрализованных играх, требующих от ребенка использования многих средств выразительности: интонации, силы голоса, мимики, жестов и др. И хотя в играх ребенок берет на себя чью-то роль, но переживания у них «свои», и он опосредованно обучается реальным формам выражения и чтения чувств.

Для того чтобы научить детей устанавливать связь между внешними формами выражения чувств и причинами, их вызвавшими, можно предлагать дошкольникам подбирать картинки с разным выражением лиц персонажей к разным ситуациям. Например, ребенку показывают картинку, на которой изображены играющие дети и мальчик, стоящий в стороне и наблюдающий за игрой. Задание: подобрать на маленьких картинках подходящее для каждого персонажа выражение лица и объяснить свой выбор.

Необходимо учить детей способам выражения чувств. Этой цели служат многочисленные упражнения, которые проводятся в непринужденной обстановке. Один из методических приемов — «Школа жеста» («Учись жестами выражать свое эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Скажи жестом, без слов: здравствуйте, проходите, пожалуйста; до свидания; иди сюда; не делай этого!» и т. п.). Воспитатель обращает внимание детей на жесты, которые могут быть обидными для другого человека или просто некрасивыми.

Так же воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Цель анализа — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше.

Работу можно проводить с подгруппами, и тогда предметом разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, лучше остальных. А вот для разговоров о недостатках нужна индивидуальная форма, и, конечно, вести их следует с верой в ребенка, его возможности, его способность научиться тому, что он пока не умеет.

Очень важно формировать у ребенка представление о такой отличительной особенности человека, как способность думать («Я — человек, и потому я умею думать и умею рассказывать о том, что я думаю»). При этом решаются две задачи. Первая задача — формирование представления о себе как мыслящем существе, способности думать самостоятельно, оригинально, заранее планировать свою деятельность, поступки, высказывания В процессе ее решения детям прививается любовь к процессу «думания», к умственной нагрузке и ее результатам.

 

 

Стр. 70

Вторая задача — воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими; несмотря на это, нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушивать и понимать его, а в случае несогласия высказывать свое мнение уважительно.)

Проверьте себя, умеете ли вы выслушивать спокойно и уважительно мнение, не совпадающее с вашим. Если не умеете, то что вам мешает это делать?

Первая задача решается в процессе разнообразной деятельности, которая требует планирования (труд), самостоятельных решений (этические ситуации с проблемой выбора), проявления фантазии (игра) и др. Каждый раз воспитатель подчеркивает, что результат получен ребенком вследствие размышления, продумывания, что думать, фантазировать интересно и полезно. Целесообразно проводить игры на развитие фантазии, воображения, придумывание загадок, сочинение стихов и сказок, решение трудных задач, головоломок.

Положительной оценки заслуживает ребенок, который проявит самостоятельность, независимость мышления. Важным результатом работы воспитателя следует считать проявление ребенком интереса к умственной работе и понимание того, что он, как и всякий человек, способен думать.

Подберите для развития воображения детей вашей группы игры из книги О. Дьяченко и Н. Вераксы «Чего на сеете не бывает?».

Вторая задача решается в специально создаваемых педа-гогических ситуациях, цель которых показать детям, что каждый думает по-разному и это хорошо, к этому нужно относиться с интересом и уважением. Начинать можно с организации самых простых ситуаций. Воспитатель говорит: «Посмотрите на это растение (вазу, игрушку или др.) и расскажите о нем. Но ваши рассказы не должны повторяться. Пусть каждый расскажет так, как он видит предмет, как он его себе представляет». После того как дети составят несколько разных рассказов или каждый даст свое определение, свой эпитет, воспитатель подводит итог, подчеркивает: «Как хорошо, что каждый рассказал по-своему. Чем больше людей, тем больше мы можем услышать разных рассказов». К сравнению мнений можно прибегнуть и при оценке поступков детей, при выяснении понимания художественного произведения, картины и др. И каждый раз воспитатель не забывает подчеркнуть мысль о значении наличия разных мнений. Важной частью работы является обучение детей способам высказывания несогласия. Воспитатель предлагает конкретные слова, помогающие уважительно выразить свое несогласие с мнением другого. Решая с детьми ситуации, возникающие во взаимоотношениях между ними, подсказывает, как найти достойный выход. Такая работа влияет не только на формирование представлений ребенка о разнообразии людей и различиях между ними, но и на характер отношений, складывающихся в группе.

 

Стр. 71

Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью

Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей.

Очень важно, чтобы ребенок знал свою фамилию, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребенок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию.

Интересная и важная работа может быть проведена по ознакомлению дошкольников с понятиями имени и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они обозначают, что обозначают имена и фамилии конкретных детей, что обозначают имя и фамилия воспитателя).

Предложите родителям воспитанников составить генеалогическое древо рода и сделайте это сами.

Следующая часть работы — уточнение понятия «семья», а также социальной роли всех членов семьи и самого ребенка в его семье («Кто ты для мамы, дедушки, твоей тети?», «Сколько в вашей семье мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснять и уточнять знания детей можно не только в беседе, но и на занятиях изодеятельностью («Нарисуй свою семью»), в иг-рах-драматизациях и сюжетно-ролевых играх в семью.

И наконец, значительная часть работы, важная для интеллектуального и нравственного развития ребенка, посвящается ознакомлению детей с их родословной. К этой работе следует привлекать и взрослых членов семьи, объясняя родителям ее значение и необходимость. Методы могут быть разные: рассматривание семейных фотографий, сравнение ребенка с фотографиями других членов семьи для нахождения сходства, рассказы воспитателя, родителей о своей родословной, организация в дошкольном учреждении «Праздника семьи» и др. Важно прививать детям любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему.

 

Стр. 72

Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере ребенок будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.044 с.)