Тема X. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИСТА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСГИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема X. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИСТА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСГИ



Работа, направленная на ознакомление детей с социальным миром, столь объемна и многогранна по своим задачам, содержанию и формам, что требует научно обоснованного подхода к организации и планированию этого процесса.

В истории отечественной дошкольной педагогики имели место разные варианты построения педагогического процесса.

В 20—30-е гг. нашего столетия, когда общественное дошкольное воспитание становилось массовым и государственным, были созданы первые программные документы. В «Программе и внутреннем распорядке детского сада» (1932) предлагался вариант планирования воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, касавшийся и раздела «Общественно-политическое воспитание» — так в те годы назывался раздел ознакомления детей с социальной действительностью.

Планирование строилось по «организующим моментам»: весь познавательный материал был сгруппирован вокруг определенных тем, на изучение которых отводилось в учебном году определенное время. На каждую тему («организующий момент») предусматривалось от 5 до 18—20 дней, в течение которых все виды детской деятельности наполнялись содержанием данной темы. Например, «организующий момент» «День Красной Армии» включал заучивание стихов, рисование, игры на тему Красной Армии, экскурсию в воинские казармы, изготовление «военных игрушек», сооружение построек из снега окопов, крепостей, собственно праздник. Этой теме отводилось 12 дней.

B основном содержание работ по ознакомлению с общественно-политическими событиями группировалось вокруг «красных дат календаря» т. е. общественно-политических праздников: 7 ноября, 1 Мая, 23 февраля, 22 апреля, 8 Марта (Международного женского дня). Согласно такому планированию вся жизнь детей в эти дни заполнялась содержанием данного «организующего момента», при этом, например, в дни празднования 7 ноября дети на занятиях математикой считали до семи, а на занятиях по изобразительной деятельности рисовали семь лодочек.

 

Стр. 97

Подобный принцип планирования работы по ознакомлению с социальным миром предполагал создание условий для углубленного «погружения» детей в намеченное содержание и освоение его в разнообразной деятельности. Сама идея подобного «погружения» может быть продуктивной, но формализм, который сопровождал организацию жизни детей, безусловно, не был полезен для развития личности ребенка. Кроме того(^в течение года планировалось 8—10 «организующих моментов». Это значит, что у воспитателя не оставалось времени на возвращение детей к определенной теме. Она изучалась однажды и больше не повторялась, что, конечно, не могло обеспечить прочность усвоения познавательного материала

Со временем недостатки указанной формы планирования были учтены, и в дошкольной педагогике появился другой подход тематическое планирование познавательного материала. Тематическое планирование заключалось в том, что выделялась определенная тема, объединяющая какое-то содержание. Тема не охватывает все разделы программы, а касается лишь одного из вопросов, и рассматривается он с детьми на фоне всей другой работы. Например, темой могло быть ознакомление с праздником Октября. Дети узнавали о празднике на специальном занятии, проводилось рисование на данную тему («Как мы готовимся к празднику», «Праздник в детском саду» и др.), организовывались экскурсия по праздничным улицам города, игры. Однако другие направления работы с детьми: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой, занятия физической культурой в тему не включались.

Такой подход более естественно вписывался в воспита-юльно-образовательную работу с дошкольниками, воздействие на детей было более мягким.

Далее на смену этой форме планирования пришло планирование работы по режимным моментам: воспитательные и образовательные задачи распределялись в течение дня не по логике предмета, а по логике того, что мог или должен был делать ребенок (утром, до завтрака; после завтрака, на прогулке, перед сном, после сна и т. д.). Для занятий выделялось особое время и задавалась «сетка занятий». Перед воспитателем ставилась задача подбирать содержание для разных занятий. Однако установление между ними логической взаимосвязи не предусматривалось. Принцип объединения занятий (два занятия в день) основывался на учете смены видов деятельности: если первое занятие ".освящалось математике, то второе — физической культуре или музыке .

 

Стр. 98

Этот вид планирования довольно прочно на долгие годы вошел в организацию педагогической работы дошкольного учреждения. Однако его нельзя считать достаточно удачным с точки зрения учета особенностей восприятия детей, усвоения познавательного материала и воспитания чувств и отношений.[Постоянная смена в течение дня и недели содержания и видов деятельности приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии удерживать в памяти информацию, тем более что они не имеют возможности пережить ее, прочувствовать, а это особенно важно, когда дело касается информации о социальном мире.

Проведите анализ планов работы воспитателей разных возрастных групп дошкольного учреждения, сделайте заключение о: целесообразности такого планирования работы.

Все названные выше формы организации педагогического процесса можно проанализировать с точки зрения ведущей задачи. Так, при планировании по «организующим моментам» главной задачей было выделение общественно-значимого содержания, вокруг которого организовывалась вся жизнь детей в детском саду.

При тематическом планировании также определялись общественно значимые темы, материал располагался «сгу-щенно» в определенные отрезки времени в течение года, но тема не исключала другого содержания воспитательнообразовательной работы.

И наконец, третий вид планирования строился по логике режима жизни детей. Содержательный стержень не выделялся.

Зная законы развития личности ребенка и учитывая задачи приобщения детей к социальной действительности, современные исследователи предлагают планирование воспитательно-образовательной работьню доминирующим целям. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала(_В_соответствии с содержанием и его особенностями определяется стержневая деятельность, т. е. та деятельность, которая наиболее адекватна реализации задач. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем — занятия. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т. е. дополняют то, чего не может дать стержневая деятельность. Формы работы с детьми разные: коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

 

 

Стр. 99

Например, доминирующей воспитательно-образовательной задачей может быть формирование у детей представлений о своем организме, воспитание желания и умения заботиться о своем здоровье. При построении педагогического процесса стержневой деятельностью детей могут быть занятия, на которых сообщаются основные, необходимые им знания. Все другие виды деятельности: игры, упражнения, экспериментирование, опыты, дополняют, закрепляют знания и планируются во взаимосвязи с занятиями (до или после них).

Для решения той же доминирующей (ведущей) задачи можно определить и другой стержень, например, экспериментирование и опыты. Тогда логика организации педагогического процесса меняется, так как главной становится не задача сообщения детям знаний, а развитие умения «слушать и слышать» свой организм, понимать его. Воспитатель разрабатывает серию упражнений, направленных на познание ребенком своего организма, продумывает, как и когда будет их включать в педагогический процесс. А занятия и другая деятельность принимают сопутствующий характер. Занятия чаще всего носят в таком случае характер обобщения опыта, накопленного в процессе упражнений, экспериментирования.

Планированию работы по приобщению детей к социальной действительности предшествуют составление «социального портрета» дошкольного учреждения, изучение уровня развития детей группы, подбор наглядных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений, организация предметной развивающей среды, установление связи и взаимопонимания с родителями.

Само планирование должно соответствовать следующим требованиям:

§ включать разные виды деятельности, логично и есте-ственно связанные друг с другом;

§ включать разные формы организации детей с преобла-данием подгрупповых и индивидуальных форм;

§ «пронизывать» содержанием, которое входит в ознакомление с социальным миром, другие занятия, прямо не от-носящиеся к данному разделу (по формированию элементарных математических предста влений, по ознакомлению с природой, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия);

 

Стр. 100

§ еженедельно могут планироваться следующие занятия: познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, музыка, экспериментирование и опыты.

Важно находить возможность экономно планировать познавательный материал, отыскивать логическую взаимосвязь в содержании, например, планируя работу по ознакомлению детей со взрослыми людьми, можно одновременно формировать представления об отличиях человека от животного, людей разных рас.

При определении содержания работы по ознакомлению детей с социальным миром за основу может быть взята одна из современных программ, например «Я — Человек». Тогда его можно распределить на смысловые блоки, которые и будут планироваться по принципу выделения доминирующей воспитательно-образовательной цели.

Существенной и значимой частью работы-воспитателя и методиста дошкольного учреждения является периодический контроль за развитием детей. Методист помогает воспитателю в разработке проверочных методик и проведении срезовых проверок позволяющих увидеть динамику социального развития детей или обнаружить задержки в этом развитии .Совместно с воспитателем он продумывает дальнейшую педагогическую работу.

Контрольные мероприятия проводятся примерно один раз в квартал по трем критериям: усвоение знаний, развитие социальных чувств, приобретение практики поведения во взаимоотношениях ребенка с другими детьми и"; взрослыми.[Следует подчеркнуть, что скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом.) Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. поэтому проверка в большей степени должна учитывать индивидуальный темп развития и вносить соответствующие коррективы в работу с каждым ребенком.

Составьте методики для проверки усвоения детьми знаний о жителях планеты, используя для этого наглядные материалы, музыкальные произведения.

 

Стр. 101

Разработайте содержание групповой консультации для родителей на тему «Знает ли ваш ребенок свою родословную».

Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации-советы на разные темы (как с пользой для ребенка провести прогулку, как организовать посещение музея, что рассказать о технике и др.). Конечно, важно беседовать с родителями о том, как проходит процесс социализации их малыша, в чем ему необходима помощь.

Важной частью работы с родителями является ознакомление их с «Декларацией прав ребенка» и обсуждение случаев нарушения таких прав. Данная работа может осуществляться в форме «круглого стола», индивидуальных бесед, вечеров вопросов и ответов.

Родители всегда должны быть в курсе того, что изучают дети, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств их ребенка/ Поэтому названные выше темы и могут стать содержанием для индивидуальных бесед воспитателя с родителями.) Если же он хочет более активного участия родителей, то должен продумать их практическое обучение (обучение народным играм, составлению генеалогического древа, показ занятия с детьми на одну из сложных тем).

Сравните названные виды организации воспитательно-образовательной работы, выделите и обоснуйте положительные и отрицательные моменты в каждом виде.

Соблюдение «Декларации прав ребенка» требуется и от воспитателя, поэтому методист дошкольного учреждения должен планировать соответствующую работу с педагогическим коллективом. Она будет осуществляться на педагогических советах, через взаимные посещения воспитателями занятий, взаимное обучение, подбор наглядных материалов, художественной литературы, организацию систематических консультаций, составление «социального портрета» дошкольного учреждения.

 

Стр. 102

Приложение. Я – ЧЕЛОВЕК. ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ

Слово к коллегам

Уважаемые коллеги — воспитатели, родители детей дошкольного возраста! Если вы понимаете воспитание как процесс длительный и кропотливый, требующий от вас знаний, терпения, большой любви к детям, процесс, в котором «первую скрипку» играет сам ребенок, а вы умело, профессионально и тактично помогаете ему становиться человеком, — наша программа для вас.

В ней вы найдете материал, с помощью которого вам удастся развить в.ребенке интерес к миру людей и к самому себе, пробудить желание воспитывать самого себя. Трудно для дошкольника? Давайте попробуем!

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или воспол. няются с трудом. Дело не только в том, что ребенок способен усваивать значительно больший объем информации, что при соответствующем обучении, основанном на уче. те индивидуального темпа и закономерностей развития, он раньше приобретает умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, делать самостоятельные умозаключения. Важно и то, что уже в дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка; способствовать воспитанию уверенности в себе, воли; развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям; заложить основы планетарного мышления, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.037 с.)