Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема II. История возникновения и развития проблемы приобщения детей к социальной действительностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни. Однако можно наблюдать, как, начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592—1670) и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Можно даже проследить тенденции развития проблемы. Я. А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром. Его труд — своеобразная энциклопедия для детей, в которой мир представлен ребенку во всем многообразии и на уровне развития науки того времени. Из картинок и коротких текстов к ним малыш мог узнавать о первых занятиях человека на земле — садоводстве, земледелии, скотоводстве; о книгах, искусстве речи, этике, мудрости, человечности и других нравственных качествах; о физике, химии, астрономии. Можно сказать, что Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности. В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности начиная с дошкольного возраста решался неоднозначно. Но если говорить об общей тенденции, то, пожалуй, следует отметить, что прогрессивные деятели того времени (К.Д.Ушинский, Л. Н. Толстой и др.) считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа.
Стр. 11 Можно сказать, что в основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к социальному миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность. Однако на русскую педагогику сильное влияние оказывала педагогика Запада, в частности, распространенные в начале века теории Ф. Фребеля и М. Монтессори. В своих системах воспитания эти известные всему миру педагоги придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а также их взаимоотношениями. И П. Фребель и М. Монтессори считали, что для детей дошкольного возраста важно познавать чувственный мир в его свойствах и качествах. Окружающий мир в широком понимании, в его сложных проявлениях не может быть доступен маленькому человеку. В отечественной дошкольной педагогике можно выделить после 1917 года несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Объективный анализ причин появления этих тенденций свидетельствует о том, что все они были обусловлены социальными изменениями в обществе. В первые послеоктябрьские десятилетия задачи воспитания решались исходя из требования неразрывной связи воспитания с социальными, политическими и экономическими проблемами, стоящими перед государством. Установление такой связи представляло собой в тот период одну из наиболее активных линий борьбы за утверждение новой системы воспитания. Содержание понятия «социальный мир» приравнивалось к понятию «общественная жизнь взрослых людей, страны». Н. К. Крупская рассматривала ознакомление дошкольников с явлениями общественной жизни как «предпосылку для того, чтобы ребенок мог позднее переварить этот материал». Она называла подобное ознакомление «правом ребенка на образование». В 20—ЗО-е гг. педагоги нашей страны стремились активно вовлекать детей в общественную жизнь, посвящать их во все события, которыми жил народ. В «Методических письмах» (именно они в то время выполняли роль программ воспитания в дошкольных учреждениях) ориентировочно определялись объем и содержание знаний об общественных явлениях. Предлагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, о гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др.
Стр. 12 Как это видно даже из приведенных выше примеров, содержание знаний об общественной жизни отражало тенденцию к одностороннему углублению в область политической сферы. Были представлены и другие стороны социального мира, однако явный приоритет отдавался именно этому, общественно-политическому аспекту. В первых программах — «Программе и распорядке жизни в детском саду» (1932, 1934) — был раздел, который так и назывался «Общественно-политическое воспитание». Данное обстоятельство объясняется тем, что, во-первых, как уже отмечалось выше, шла активная борьба за утверждение принципа связи воспитания и обучения с жизнью, во-вторых, мощный поток информации поступал к ребенку из различных источников, в том числе и из самых значимых для него — семьи и собственных наблюдений. Находясь в гуще событий, дети испытывали на себе их влияние. Все это способствовало тому, что дошкольники тех лет усваивали сложные с точки зрения сегодняшнего дня знания об общественной жизни. Именно этот положительный фактор — относительная легкость усвоения политических знаний благодаря близости их к личной жизни детей — давал основания для ошибочного вывода о способности ребенка осознанно принимать участие в политических событиях, включаться во взрослые формы организации жизни. Тенденция к перегрузке детей познавательным материалом время от времени проявлялась и в другие годы. С нею можно встретиться и сегодня. После Постановления ЦК ВКП(б) 1934 г. «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими знаниями» было пересмотрено и содержание знаний об общественной жизни в программе детского сада. В 1938 г. издается «Руководство для воспитателя детского сада». Этот документ отличался от предыдущих. В нем была подчеркнута ведущая роль воспитателя как организатора процесса воспитания, отмечалось, что приобщение детей к социальной действительности необходимо проводить постоянно в повседневной жизни, что оно должно быть положено в основу всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Однако эта правильная точка зрения на практике привела к стихийности в преподнесении детям знаний.
Стр. 13 Тенденция необязательности для детей знаний об общественных явлениях существовала недолго. В период Великой Отечественной войны воспитатели, хоть и ориентировались в основном на «Руководство» 1938 г., не могли оградить детей от событий в стране. Педагоги рассказывали своим воспитанникам о героических подвигах воинов Советской армии, дети посылали на фронт изготовленные собственноручно нехитрые подарки, выступали перед ранеными в госпиталях, помогали взрослым, вместе со всеми слушали сообщения о положении на фронтах. Социальный опыт дошкольников обогащался очень активно, он способствовал быстрому взрослению детей. Жизнь еще раз доказала закономерность — сильные личностно значимые переживания активизируют процесс социализации личности. В 1945 г. было переиздано «Руководство для воспитателя детского сада». В него вошел раздел «Знакомство с окружающим», имевший подраздел «Знакомство с бытом и общественной жизнью». И хотя содержание знаний было намечено неконкретно, в очень общих формулировках, это все же положило конец тенденции рассматривать задачу сообщения детям знаний об общественных явлениях как второстепенную. В 1953 г. новым программным документом для детского сада вводилось обязательное обучение на занятиях. Е. И. Ра-дина предложила программу ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Ее программа состояла из пяти разделов: о стране (географические представления), о многонациональное™ нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии. Этот материал вошел в «Руководство для воспитателя детского сада», а в дальнейшем — в «Программу воспитания и обучения в детском саду» (1962,1969). Однако он был включен не как самостоятельный раздел, а как составная часть раздела, носившего название «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Объединение задач ознакомления с окружающим с задачами развития речи привело к целому ряду серьезных ошибок в практике воспитательной работы. Постепенно задачи и методы развития речи формализовывали, а во многом и вытесняли задачи приобщения детей к социальной действительности. Содержание знаний о социальном мире стало лишь материалом для развития речи, исключались необходимость и возможность воспитания социальных чувств и отношений. В методике ознакомления с окружающим преобладали словесные методы с недостаточной опорой на разнообразную деятельность.
Стр. 14 Эту тенденцию можно обозначить как тенденцию формализованного подхода к проблеме приобщения детей к социальной действительности. Следует отметить, что, несмотря на различное в разные отрезки времени отношение к объему знаний и организации их преподнесения детям, период с 1917 по 1984 г. отличался единым пониманием термина «социальная действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей. Конец 80-х и 90-е гг. можно обозначить как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с социальным миром. Причин появления данной тенденции несколько. Исследования 60—80-х гг. (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Г. М. Лямина, Н. В. Мельникова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Г. И. Григоренко, Л. А. Таллер и др.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка. В стране изменилась политическая ситуация. Это обстоятельство оказало влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л. А. Венгер, В. А. Петровский, Н. Я. Михай-ленко, Л. А. Парамонова и др.) личностно-ориентированная модель воспитания. Она послужила фундаментом для новой концепции дошкольного воспитания. Личностно-ориентированная модель воспитания ознаменовала поворот к развитию личности ребенка. Таким образом, с одной стороны, изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка. Поиск нового содержания продолжается и идет в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании; объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в процессе его социализации; взаимосвязь национального и планетарного начал личности.
Стр. 15 Названные выше направления с разной степенью полноты реализуются в таких новых вариативных программах для детского сада, как «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова), «Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова), «Я — Человек» (С. А. Козлова), «Открой себя» (Е. В. Рылеева), «Дошкольник и экономика» (А. Д. Шатова), «Детство» (под ред. Т.Н. Батаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович), «Истоки» (науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидрук). Таким образом, ретроспективный анализ показывает, что проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, изучающими возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.
Стр. 16 ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ В определенные периоды развития отечественной дошкольной педагогики проблема ознакомления детей с социальной действительностью вызывала интерес ученых. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуковской «Игры и трудовые занятия: опыт работы с детьми шестилетнего и семилетнего возраста». А в 1938 г. в журнале «Дошкольное воспитание» Ф.С.Левин-Щирина печатает свою статью «Воспитание детей в духе коммунистической морали». Эти работы нельзя назвать законченными педагогическими исследованиями, но в них дан яркий и интересный с точки зрения характеристики социального облика образ ребенка дошкольного возраста. Авторы приводили и анализировали факты, свидетельствовавшие об интересе детей к событиям, которые происходили в стране. Была показана жизнь детей, наполненная переживаниями по поводу этих событий (спасение челюскинцев, полеты в стратосферу, беспосадочные дальние полеты и др.). Утверждалась и доказывалась мысль о возможности и необходимости связи «воспитания с жизнью». Как уже было сказано выше, первую попытку научного обоснования возможности приобщения детей к социальному миру через ознакомление с жизнью страны было сделано Е.И.Радиной. Разработанная ею программа знаний в дальнейшем легла в основу исследований других ученых. Такие исследования появились в 60-е гг. Следует оговориться, что было бы неправомерно утверждать, что до 60-х гг. исследований в данном направлении не велось вообще. Работы А.В.Черкова (1949), П.Т.Саморуковой (1951), В.Р.Беспаловой (1953), З.ВЛиштван (1954), Т.И.Горбатенко (1955), В. Г.Нечаевой (1957), ТАМарковой (1959) и др., посвя щенные проблемам игры дошкольников, восприятия детьми художественных произведений, подражания, обучения детей конструированию и др., содержали материал, подтверждающий интерес детей к социальной действительности. И хотя эти ученые прямо не ставили перед собой задачи отбора содержания, разработки методики приобщения детей к миру взрослых, они внесли существенный вклад в теорию и практику социального воспитания.
Стр. 17 Период 60—80-х гг. можно считать временем своеобразного подъема в разработке проблемы ознакомления детей с социальной действительностью. Группу исследований, направленных на изучение содержания и методов ознакомления дошкольников с отдельными сторонами общественной жизни, возглавила доктор педагогических наук Р.И.Жуковская. Было выделено пять аспектов (согласно программе Е. И. Радиной). Каждый аспект разрабатывался самостоятельно, но все материалы вместе составили комплексное исследование, в основу которого легли единые методологические и теоретические основания. Были определены единые задачи: проверить доступность для детей содержания знаний, разработать методику формирования у детей представлений о событиях общественной жизни, а также методику воспитания у ребенка отношения к таким событиям. М. И. Богомолова изучала проблему интернационального воспитания (1971), Л. И. Беляева отбирала и проверяла знания детей о Советской Армии (1977), С. А. Козлова, С. Г. Журат занимались проверкой возможности усвоения детьми исторических представлений, знаний о В. И. Ленине (1972, 1982), Г. И. Григоренко, С. Г. Журат, В. И. Глотова проверяли усвоение детьми знаний о труде взрослых (1979, 1982), Н. Ф. Виноградова изучала содержание и методы ознакомления детей с жизнью великих людей, с народным творчеством. В эти же годы изучением особенностей восприятия детьми общественных явлений занимались преподаватели кафедр дошкольной педагогики Москвы, Ленинграда, Ульяновска, Иркутска (Ф.С.Левин-Щирина, М.М.Конина, А.В.Кенеман, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Н. В. Мельникова, С. М. Котлярова, А. А. Анциферова, С. Н. Морозюк, А. Ш. Шахманова, Т. И. Пониманская, В. Братусь и др.). Проведенные исследования позволили конкретизировать содержание знаний об общественной жизни в программе воспитания в детском саду, найти средства и методы формирования представлений и воспитания социальных чувств, показали потенциальные возможности разных видов детской деятельности, особенно игры.
Стр. 18 Наряду с явной значимостью этих исследований для теории и практики воспитания дошкольников необходимо отметить и недостатки в подходах к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Так, везде главный акцент делался на отборе знаний и усвоении их детьми; социальный мир был ограничен общественной жизнью взрослых; изучался в основном старший дошкольный возраст; практически не рассматривалось влияние знаний социальной действительности на нравственное развитие ребенка. Конец 80-х и начало 90-х гг. характеризуются определенным «затишьем» в изучении проблемы восприятия знаний об общественной жизни. И лишь с середины 90-х гг. научный интерес к данной проблеме стал возрождаться. Однако содержание исследований совершенно изменилось. Теперь предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Т.Н.Антонова, Г.Г.Зубова, Е.П.Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А Князева, С. Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В.Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова) и многие другие. Современные исследования проблемы ознакомления детей с социальной действительностью напрямую связаны с изучением механизма социализации личности ребенка. В разных исследованиях есть близкие концептуальные основания, но ученым еще предстоит сформулировать их более четко.
Стр. 19
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.172 (0.013 с.) |